Interested Article - Мистер Аркадин

«Господин Аркадин» ( англ. Mr. Arkadin ) — фильм Орсона Уэллса , окончательно смонтированный без его участия и выпущенный в европейский прокат в 1955 году. Американская премьера состоялась 7 годами позже. В британском прокате шёл под названием «Тайное досье» ( англ. Confidential Report ).

В плане стиля «Господин Аркадин» считается ярчайшим примером так называемого уэллсовского маньеризма : экзотические локации, избыточный старомодный декор, « сумасшедшие углы съёмки », чудачество персонажей, контрастные эффекты светотени, глубокая фокусировка, лихорадочный темп монтажа , флешбэки внутри флешбэков .

Сюжет

М. Трофименков так резюмирует сюжет фильма: «Сумасшедший богач уничтожает, используя героя как слепое орудие, всех, кто посвящён в его неприглядную биографию» .

Мелкий контрабандист Гай Ван Страттен случайно узнаёт от умирающего агента о существовании в Европе могущественного магната Григория Аркадина. Проникнув с целью шантажа в испанский замок таинственного миллионера, Ван Страттен пытается соблазнить его дочь. Однако Аркадин предлагает ему более выгодную сделку. Он нанимает молодого человека исследовать собственное прошлое до 1927 года, о котором у него, по его словам, не осталось никаких воспоминаний.

Путешествуя по миру, Ван Страттен собирает крупицы информации от немногих оставшихся в живых людей, встречавших Аркадина в Варшаве и Женеве 20-х годов. После того, как он передаёт сведения о своих передвижениях миллионеру, собеседники Ван Страттена один за другим гибнут. Наконец сыщик начинает подозревать, что последней жертвой невидимого убийцы станет он сам: хотя Аркадин заявляет, что его цель — поиск истины, на деле он стремится навсегда похоронить правду о своём сомнительном прошлом...

В ролях

История создания

Сюжет фильма вырос из нескольких эпизодов уэллсовского радиосериала « », отправной точкой которого послужил британский фильм-нуар « Третий человек », где Орсон Уэллс исполнил главную роль. «Аркадин» замыкает трилогию фильмов, в которых Уэллс играет могущественного человека-загадку, чей полный портрет воссоздаёт рассказчик, ведущий собственное расследование . Наиболее известен первый из этих фильмов — « Гражданин Кейн » (1941) .

В литературе изобилуют разнообразные версии о том, кто послужил прототипом Аркадина. Биографы Уэллса исходят из того, что это был загадочный толстосум, обещавший режиссёру профинансировать завершение работы над его предыдущей лентой . По данным Базена , этим толстосумом мог быть «негоциант смерти» — Василий Захаров, торговец оружием, якобы получивший в Англии рыцарский титул . Сам Уэллс подчёркивал грузинское происхождение Аркадина, намекая на его внутреннее родство со Сталиным , который тоже любил рихтовать свою биографию : «холодный, расчётливый, жестокий, с ужасной славянской наклонностью смешивать самоистребление и сантименты» .

Замок господина Аркадина

Основная часть фильма снята в студийных павильонах Мадрида на очень скромный бюджет, собранный в Испании и Швейцарии. В качестве замка Аркадина перед зрителями предстал королевский алькасар Сеговии . Также съёмочная группа побывала на Лазурном берегу , у Шильонского замка и в Мюнхене . Роль «принцессы» Раины режиссёр отдал своей подружке Паоле Мори (вскоре ставшей его женой).

Версии фильма

Киновед Дж. Розенбаум в 1992 году насчитал не менее семи версий «Аркадина» . Наиболее известна версия фильма, поступившая в общественное достояние ; она смонтирована настолько грубо, что уловить связную нить повествования весьма затруднительно. Многочисленность вариантов ленты объясняется тем, что из-за срыва заранее оговорённых сроков монтажа продюсер забрал у Уэллса отснятые материалы и выпустил в разных странах разные версии фильма, ни одна из которых не была одобрена Уэллсом. Известна также новеллизация фильма, которая была опубликована под именем Уэллса, хотя режиссёр не имел к ней прямого отношения .

В 1982 году Уэллс отозвался об «Аркадине» как о «величайшей катастрофе» всей его жизни. Ведущие киноархивисты на протяжении многих лет пытались воссоздать авторскую версию фильма. В скрупулёзной работе принимали участие, среди прочих, П. Богданович и Дж. Розенбаум. В 2006 году результаты совместной работы были выпущены на трёх дисках (с многочисленными дополнительными материалами) в рамках проекта Criterion .

Влияние и трактовки

Дэйв Кер расценивает «Аркадина» как сознательную пародию на «Гражданина Кейна», где былое величие низведено до уровня театрализованного карнавала . В литературе отмечается, что Уэллс словно бы сознательно привлекает внимание зрителей к накладной бороде, фальшивому носу и парику своего персонажа . Он же сам озвучивает 18 второстепенных лиц, чем усиливает ощущение недоброго кукловодства, будто бы каждый персонаж — не более чем тень одного и того же лица .

Летом 1956 года новый фильм Уэллса был впервые показан в Париже, где критики « Кайе дю синема » провозгласили его едва ли не величайшим свершением режиссёра. В своих рецензиях Трюффо и Ромер сравнивали Аркадина (борода матроса, моряцкая фуражка) с «богом Нептуном » и Фантомасом : по словам последнего, этот персонаж выступает как «олицетворение судьбы, вездесущий бог нашего времени, возвращающийся на небеса, откуда он, кажется, и сошёл» .

«Загадка человеческого характера, которая завораживала Уэллса и придавала его фильмам мифический замах, отсылает к моральным проблемам, занимавшим ещё древних греков. Уэллс переносит миф на киноэкран, воплощая его в образах грандиозных героев в стиле барочном, позволяющем выразить их страхи, желания и стремление к власти» . По словам Дж. Хобермана , если Кокто в « Орфее » замаскировал миф под китч , то Уэллс в «Аркадине» маскирует китч под миф .

Печать влияния «Аркадина» лежит на малобюджетных, но лихо закрученных повествованиях осевшего в Париже чилийца Рауля Руиса .

Примечания

  1. от 6 марта 2016 на Wayback Machine М. Трофименкова
  2. от 3 мая 2013 на Wayback Machine Дж. Хобермана для Criterion Collection
  3. . Дата обращения: 18 мая 2013. 21 мая 2013 года.
  4. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 12 мая 2015 года.
  5. . Дата обращения: 18 мая 2013. 22 апреля 2016 года.
  6. O. Welles, P. Bogdanovich. This Is Orson Welles . Da Capo Press, 1998. ISBN 9780306808340 . Page 238.
  7. Jonathan Rosenbaum, «The Seven Arkadins», Jonathan Rosenbaum (ed.), Discovering Orson Welles , (University of California Press, Berkeley and Los Angels, California, 2007) pp.146-62.
  8. Подлинным автором романной версии «Аркадина» считается француз Морис Бесси.
  9. . Дата обращения: 18 мая 2013. 12 мая 2013 года.
  10. François Truffaut. The Films in My Life . Simon & Schuster, 1978. ISBN 9780671229191 . Page 287.
  11. Andrew Dickos. Street with No Name: A History of the Classic American Film Noir . University Press of Kentucky, 2002. Page 92.

Ссылки

Источник —

Same as Мистер Аркадин