Interested Article - Сладкий запах успеха

« Сладкий запах успеха » ( англ. Sweet Smell of Success ) — чёрно-белый фильм в стиле нуар о теневых сторонах популярной журналистики, снятый зимой 1956-57 годов в центре Манхэттена британским режиссёром А. Маккендриком по заказу независимой студии Берта Ланкастера и его агента Харольда Хекта. Считается одним из самых едких в своём сарказме произведений классического Голливуда .

В 1980-е гг. «Сладкий запах успеха» был колоризован для телевидения. В 1993 году внесён в Национальный реестр фильмов . В 2002 году на Бродвее был поставлен мюзикл по мотивам ленты (музыка Марвина Хэмлиша ). В 2003 году Американский институт киноискусства включил Хансекера, одного из главных персонажей фильма, в список 50 величайших кинозлодеев под 35-м номером. Проект Criterion в 2011 г. выпустил картину на DVD .

Сюжет

Молодой рекламный агент Сидни Фалько ( Тони Кёртис ) занимается пиар-продвижением начинающих знаменитостей в крупной газете национального масштаба. За деньги или услуги он убеждает влиятельного публициста Дж. Дж. Хансекера ( Берт Ланкастер ) оказывать ему помощь: время от времени упоминать клиентов Фалько в своей газетной колонке.

В последнее время Фалько на мели. Хансекер объявил ему ультиматум: он не будет помогать Фалько до тех пор, пока тот не разведёт сестру Хансекера с её парнем Стивом Далласом, который играет на гитаре в начинающей поп-группе. Хансекер очень привязан к сестре, это единственный близкий ему человек, они давно живут в одной квартире.

Будучи доведённым до отчаяния, Фалько договаривается с представителем другой газеты разместить «утку», которая порочит репутацию Далласа. В обмен он гарантирует своему собеседнику интимные услуги официантки, которая тайно влюблена в Фалько. Наутро в газете появляется заказной материал о том, что Стива видели принимающим наркотики и что он якобы симпатизирует коммунистам.

Разражается скандал, и Далласа увольняют из группы. Молодой человек подозревает, что за всем этим стоит Хансекер и в присутствии невесты (Сьюзи Хансекер) обзывает его слизняком, заодно высказывая в лицо воротиле всё, что о нём думает. Расчёт Фалько оправдался. Сестра Хансекера, чтобы остудить пыл брата, разорвала отношения со Стивом.

Однако разъярённый Хансекер по-прежнему намерен расправиться с обидчиком. Он готов на время уступить свою колонку Фалько при условии, что тот подбросит марихуану в карман Стива. Преодолев отвращение, Фалько исполняет поручение Хансекера. После этого гитариста берёт под стражу и избивает продажный, патологически жестокий лейтенант полиции Келло.

Чтобы доложить о своих успехах, Фалько приезжает домой к Хансекеру в . Узнав о неприятностях своего жениха, Сьюзи пытается выброситься с балкона. Фалько силой возвращает её в комнату. В это время в квартиру врывается Хансекер. Увидев сестру в объятиях Фалько, он в приступе ревности набрасывается на него с кулаками.

Когда Фалько выбирается из квартиры на Таймс-сквер , то попадает в руки к Келло, которого натравил на него Хансекер. Сьюзи объявляет брату, что предпочитает смерть тому, чтобы продолжать жить с ним под одной крышей. Собрав вещи, она покидает квартиру и направляется к Стиву. По её словам, она испытывает к брату вместо ненависти одну только жалость.

В ролях

В титрах не указаны

Производство

В 1950 году в журнале Cosmopolitan был опубликован рассказ «Расскажи мне об этом завтра» (авторское название «Сладкий запах успеха»). Автор Эрнест Леман в своём первом литературном опыте обыграл собственные впечатления от работы на Ирвинга Хоффмана, сотрудника издания The Hollywood Reporter , который поставлял материалы для скандально известного и крайне влиятельного публициста Уолтера Уинчелла . Сюжетная линия была навеяна давней историей о попытках Уинчелла воспрепятствовать браку своей дочери. Хотя после публикации рассказа Уинчелл был в ярости, а Хоффман и вовсе перестал разговаривать с бывшим коллегой, Леману всё-таки удалось сделать успешную карьеру голливудского сценариста.

В середине десятилетия, когда могущество Уинчелла пошло на убыль, Леман взялся самостоятельно написать сценарий по рассказу и даже видел себя в кресле режиссёра. Не желая рисковать, продюсер принял решение подобрать для съёмок опытного постановщика. В это время остался без работы один из ведущих режиссёров британской киностудии в Илинге , Александр Маккендрик : в 1954 году студия была продана телевизионщикам и перестала выпускать кинофильмы. В поисках возможности продолжить карьеру в Голливуде, он подписал с Хектом контракт на экранизацию пьесы Бернарда Шоу « Ученик дьявола ».

Ресторан « 21 », где была снята самая знаменитая сцена фильма

Вскоре этот проект лёг под сукно, и тогда Маккендрику не оставалось ничего иного, как заняться экранизацией рассказа Лемана. Тот начал работу над сценарием, но из-за болезни выбыл из проекта. На момент начала съёмок сценарий всё ещё перерабатывал известный писатель левых взглядов — Клиффорд Одетс . Он подошёл к работе весьма основательно и фактически переписал заново каждую сцену. То, что было отредактировано Одетсом в вагончике накануне вечером, наутро поступало к режиссёру на съёмочную площадку. Времени для репетиций с актёрами попросту не оставалось.

Роли Сидни Фалько энергично добивался Тони Кёртис , которому наскучило амплуа смазливого, но бесхарактерного юноши. Несмотря на опасения студийного начальства, что изображение отрицательного персонажа может навредить его карьере, Кёртис не пожалел о своём решении — роль Сидни Фалько считается вершиной его актёрской карьеры . На роли Хансекера и Стива Далласа были намечены Хьюм Кронин и Роберт Вон , однако последний был неожиданно призван в армию, а первого заменили на одного из сопродюсеров, Берта Ланкастера, который незадолго до того удачно выступил в паре с Кёртисом в кинохите « Трапеция ».

Маккендрик вспоминает, что как режиссёру традиционной британской выучки, привыкшему работать в студии и много репетировать, ему было тяжело и непривычно вести съёмки в самом центре Манхэттена , «среди заряженных нервической энергией толп народа», к тому же не имея под рукой готового сценария. Спорить с самолюбивым Ланкастером он не решался, так как тот продюсировал фильм и имел свойство менять несговорчивых режиссёров по ходу съёмок. Несколько раз на съёмочную площадку через полицейское оцепление прорывались фанатки Кёртиса.

Мнения о фильме

«Сладкий запах успеха» не имел успеха в прокате. Даже самые верные поклонницы Кёртиса и Ланкастера сочли фильм слишком мрачным и перенасыщенным диалогами. Ланкастер поссорился со своими компаньонами, ибо те винили его в том, что проект едва не привёл к банкротству их небольшой студии. Тем не менее рецензии были в своём большинстве положительными. Правда, обозреватель The New York Times посетовал на то, что обрисованный в фильме мирок манхэттенского «пояса бистро » мало кому известен за пределами города и не даёт оснований для широких обобщений по поводу современного общества .

Фильм об «акулах пера», лишённых всякого представления о морали , без потерь выдержал испытание временем и в начале XXI века признаётся образцом сарказма в кино . Дэвид Денби ( The New Yorker ) назвал «Сладкий запах успеха» лучшим фильмом о Нью-Йорке , самым едким . Эндрю Саррис советует посмотреть фильм хотя бы ради блистательного остроумия диалогов — ничего подобного давно нет в современном кино . В то же время Дэйв Кер относит претенциозные, рассчитанные на цитирование афоризмы Одетса («Обожаю этот грязный город!») к числу недостатков .

Неправдоподобие афористичных строчек, которыми сыплют герои фильма, подметил и Роджер Эберт , включивший статью о «Сладком запахе успеха» в книгу о величайших из фильмов . Для Эберта самая слабая сторона ленты — безликие типажи простодушных инженю — сестры Хансекера и её жениха; играющие их актёры смотрятся весьма бледно . С этим согласен и авторитетный английский киновед ; он недоумевает по поводу « инцестуозной » привязанности Хансекера к «совершенно тупой» и «скучной» сестре и его неистового сопротивления её связи с вполне приличным юношей, к тому же не «цветным». Наиболее сильной стороной фильма он считает «интимные» и « садомазохистские » отношения Фалько и Хансекера :

С эмоциональной точки зрения они состоят в браке. Тонкое переплетение обоюдных оскорблений и унижений глубоко удовлетворяет их обоих. Можно сказать, что это фильм о двух мужчинах, которые любят ненавидеть друг друга. Более чем вероятно, что за этим стоит латентная гомосексуальность . Отвращение и презрение маскируют потребность друг в друге.

Импрессионизм

Визуальное решение фильма, которое курировал Джеймс Уонг Хау , даёт основание некоторым киноведам относить «Сладкий запах успеха» к нуарам , хотя в сценарии нет ни частного детектива , ни роковой женщины , ни других традиционных для этого жанра фигур . Кажется, персонажи фильма «растают, появись они при свете дня, — так прокомментировал Дэйв Кер очарование ночного зимнего города. — Пейзаж в стиле „ Полуночников “ неодолимо и поэтично холоден» . Фильм, снятый в нескольких оживлённых кварталах Мидтауна , запечатлел мельтешение городской жизни — бесчисленные забегаловки, мигающие вывески театров, половодье неоновых огней . А. О. Скотт пишет, что на экране отображена вся палитра серого — от сигарет без фильтра до сухого мартини . Ощущение импрессионизма усиливает джазовая музыка Элмера Бернстайна .

Параллели с другими фильмами

В качестве эффектного разоблачения скрытых механизмов шоу-бизнеса «Сладкий запах успеха» сравнивают с шедеврами Билли Уайлдера « Бульвар Сансет » (1950) и « Туз в рукаве » (1951) . Бёрт Ланкастер создал один из самых колоритных образов злодеев в кино пятидесятых, который может быть поставлен в одном ряду с персонажами Орсона Уэллса в « Третьем человеке » и Роберта Митчема в « Ночи охотника » . Политической версией картины в XXI веке называли триллер Джорджа Клуни « Мартовские иды », где обыгрывается тема коррупции . Майкл Аткинсон высказывает предположение, что «Сладкий запах успеха» повлиял также на Джона Кассаветеса и на Федерико Феллини , в особенности на нашумевший фильм последнего « Сладкая жизнь » .

Примечания

  1. Дата обращения: 5 декабря 2014. 15 марта 2021 года.
  2. . Дата обращения: 18 февраля 2013. Архивировано из 26 февраля 2013 года.
  3. . Дата обращения: 18 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  4. . Дата обращения: 18 февраля 2013. 27 февраля 2013 года.
  5. (недоступная ссылка) М. Аткинсона
  6. от 14 июля 2017 на Wayback Machine А. О. Скотта
  7. . Дата обращения: 18 февраля 2013. 20 сентября 2012 года.
  8. Kemp, Philip. Lethal Innocence: The Cinema of Alexander Mackendrick . London: Methuen, 1991. ISBN 0-413-64980-6 . Page 162.
  9. . Дата обращения: 16 февраля 2013. 6 октября 2008 года.
  10. . Дата обращения: 16 февраля 2013. 22 октября 2012 года.
  11. . Дата обращения: 18 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  12. Edward Dimendberg. Film Noir and the Spaces of Modernity . Harvard University Press, 2004. Page 92.
  13. Geoff Mayer, Brian McDonnell. Encyclopaedia of Film Noir . ISBN 978-0-313-33306-4 . Page 55.
  14. . Дата обращения: 18 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  15. . Дата обращения: 18 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  16. Питер Рэйнер. (англ.) . The Christian Science Monitor (7 октября 2011). Дата обращения: 28 июня 2013. 22 июля 2012 года.
  17. . Дата обращения: 18 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.

Ссылки

Источник —

Same as Сладкий запах успеха