Interested Article - Трилогия отчуждения

Трилогия отчуждения — принятое в киноведении обозначение трёх сходных по тематике и стилистике фильмов, снятых Микеланджело Антониони в начале 1960-х годов. Трилогию образуют фильмы « Приключение » (1960), « Ночь » (1961) и « Затмение » (1962). Все три фильма чёрно-белые и во всех трёх занята гражданская жена режиссёра Моника Витти . Иногда к этой группе относят и следующую работу Антониони, цветной фильм « Красная пустыня » (1964).

На фоне черно-белых пейзажей, в обрамлении равнодушной к ним городской среды или в полупустынных интерьерах разыгрываются судьбы красивых, достаточно состоятельных людей ( Марчелло Мастроянни , Ален Делон , Леа Массари , Жанна Моро ). Невзирая на внешнее благополучие, они не способны ни сформировать долговечные отношения друг с другом, ни разобраться, в чём же состоит их предназначение в этой жизни.

Бога для Антониони не существует, всякая попытка трансцендентального прозрения или объяснения мира обречена на неудачу, и людям не остаётся ничего другого, как тщетно пытаться нащупать нечто общее на фоне непонятной и чуждой им реальности . Потеря в современном обществе тесных межличностных связей, на которую указывают фильмы трилогии с не лишёнными символизма названиями «Ночь» и «Затмение», часто характеризуется термином « » (ит. incomunicabilità ).

Излюбленная тема Антониони — распад и исчезновение современного субъекта. В «Приключении» после исчезновения Анны, которая спаивала воедино участников туристической группы, связи между ними распадаются. Камера забывает про психологизм, смотрит на мир более объективно, её всё более занимают не лица людей, а окружающий их мир . Во второй части фильма камера подолгу любуется ландшафтом, небом, вообще физической реальностью. Музыка становится абстрактной и сводится к внезапным атональным созвучиям, которые вносят в фильм ноту тревоги . В финале «Затмения» главные герои и вовсе пропадают из виду, режиссёр словно забывает об их существовании и на протяжении 8 минут предаётся абстрактному созерцанию городской среды.

Ролан Барт называл «Приключение» первым «открытым фильмом», то есть фильмом без развязки, где конец одного сюжета всегда оборачивается началом чего-то нового . В фильмах трилогии Антониони ставит под сомнение психологизм как основу современного искусства (кино, в частности) и нащупывает новые возможности передачи внутреннего состояния аудиовизуальными средствами .

Примечания

  1. . Дата обращения: 25 августа 2012. 30 августа 2012 года.
Источник —

Same as Трилогия отчуждения