Interested Article - Последнее метро

«После́днее метро́» ( фр. Le Dernier Métro ) — историческая драма 1980 года с Катрин Денёв и Жераром Депардьё в главных ролях. Второй фильм задуманной Франсуа Трюффо трилогии о сценических видах искусств ( кино , театр , мюзикл ), которая была начата фильмом « Американская ночь » (1973). Это самый успешный во французском прокате фильм Трюффо . Лауреат десяти премий « Сезар ».

Сюжет

Действие происходит во время нацистской оккупации Парижа . Последнее метро — зримый символ театрального мира, тот поезд, на котором во время оккупации разъезжалась по домам парижская театральная богема . Опоздание на поезд по окончании спектакля означало нарушение комендантского часа . Почти всё действие фильма сосредоточено в пределах одного из театров. Из этого тесного мирка, где все знакомы друг с другом, режиссёр бросает взгляд на судьбу Франции в военные годы .

Одному из самых талантливых режиссёров столицы, Люка Штайнеру ( ), грозит перемещение в концентрационный лагерь , так как он еврей . Поэтому он сбежал из Парижа в первые дни оккупации. Но это официальная версия. На самом деле Люка прячется от нацистов в подвале своего театра на Монмартре , в этом ему помогает его супруга, одна из известнейших актрис своего времени Марион ( Катрин Денёв ), взявшая на себя обязанности директора в это нелёгкое время. По вечерам через потайной люк она спускается в каморку мужа, тщательно спрятанную среди склада старых декораций. Для того, чтобы театр жил — Марион готовит премьеру новой пьесы, при этом никто не догадывается, что истинным автором постановки является Люка, которому Марион организовала радиотрансляции от микрофона на сцене до приёмника в подвале. Люка сообщает свои идеи Марион, а она в свою очередь — приглашённому режиссёру, который постепенно начинает верить в то, что до всего додумался сам. В качестве партнёра Марион по спектаклю из « Гран-Гриньола » в театр приходит многообещающий актёр Бернар Гранже ( Жерар Депардьё ). Между тем театром пытается завладеть беспринципный коллаборационист Даксиа.

Стиль

Как-то раз [ уточнить ] Трюффо и Жак Риветт брали интервью у своего кумира Жана Ренуара , который рассказал им о съёмках одного из своих последних фильмов, « Золотая карета », посвящённый жизни актёров комедии дель арте . Так же, как последнее метро в фильме Трюффо, золотая карета у Ренуара воплощала мир лицедейства. И так же, как Трюффо, Ренуар был вынужден в своём фильме о театре пойти на уступки законам театрального жанра.

Оператор Нестор Альмендрос в автобиографии вспоминает, что на съёмочной площадке было запрещено открывать окна. Тесные, плохо освещённые помещения, в которых происходит действие, были призваны создавать у зрителя чувство клаустрофобии , созвучное тому, что должны были испытывать загнанные в подполье герои.

Перед началом съёмок Трюффо изучал фильмы сороковых годов. Он просил съёмочную группу добиться стилизации под картины начала десятилетия, снятые в Третьем рейхе на цветной плёнке Agfacolor (как например « Золотой город »). Исходя из этой установки, подбирались костюмы и декорации, играющие бархатистыми оттенками охры . С целью получения приглушённой цветовой гаммы оператор и режиссёр даже рассматривали возможность использования плёнки советского производства .

В ролях

Критика

Успех фильма у публики насторожил высоколобых критиков. Режиссёра упрекали в стремлении угодить самым непритязательным зрителям, в поверхностности его ностальгического взгляда на военное время . Тема утаивания и укрывательства настолько заглублена в структуру «Последнего метро», что критик Дэйв Кер увидел в этом метафору творческого бессилия режиссёра, его ухода от реальности: «Временами создаётся впечатление, что весь фильм — о причинах собственной бессодержательности» .

Награды и номинации

Награды

Номинации

  • 1981. Премия « Оскар »
    • Лучший фильм на иностранном языке
  • 1981. Премия «Сезар»
    • Лучшая мужская роль второго плана —
    • Лучшая женская роль второго плана — Андреа Ферреоль
  • 1981. Премия « Золотой глобус »
    • Лучший фильм на иностранном языке

Литература

  • Де Бек, Антуан; Тубиана, Серж. Франсуа Трюффо = François Truffaut / Пер. с фр. С. Козина. — М. : Rosebud Publishing, 2020. — 848 с. — ISBN 978-5-905712-47-0 .
  • Трюффо о Трюффо. Фильмы моей жизни: Статьи. Интервью. Сценарии. — М. : Радуга, 1987. — 456 с.
  • Франсуа Трюффо / Сост. И. Беленький. — М. : Искусство, 1985. — 264 с. — (Мастера зарубежного киноискусства).

Примечания

  1. Guy Austin. Contemporary French Cinema . Manchester University Press, 1996. Page 32.
  2. Carole Le Berre. François Truffaut at Work . Phaidon, 2005. Page 282.
  3. . Дата обращения: 11 февраля 2011. 23 февраля 2011 года.
Источник —

Same as Последнее метро