Interested Article - Париж, Техас
- 2020-04-27
- 1
« Париж, Техас » ( англ. Paris, Texas ) — художественный фильм немецкого кинорежиссёра Вима Вендерса , которому в 1984 году была единогласно присуждена « Золотая пальмовая ветвь » Каннского кинофестиваля . Название фильма происходит от небольшого техасского города , называющегося так же, как и столица Франции. Атмосферную музыкальную канву создаёт слайд-гитара Рая Кудера . Фильм посвящён памяти Лотты Эйснер .
Сюжет
В пустыне неподалёку от мексиканской границы появляется немолодой человек в красной бейсболке. Он не разговаривает и не спит. Местному врачу удаётся по визитной карточке, найденной в кармане странника, выйти на его брата Уолта, который забирает его к себе домой. Бродягу зовут Трэвис, он пропал за четыре года до этого. Уолт и его жена все эти годы воспитывали Хантера — сына пропавшего Трэвиса. Трэвис везёт сынишку в Хьюстон на поиски его матери Джейн, которая, как выясняется, работает там в низкопробном пип-шоу.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Гарри Дин Стэнтон | Трэвис Хендерсон |
Дин Стоквелл | Уолт Хендерсон |
Настасья Кински | Джейн Хендерсон |
Хантер Хендерсон | |
Орор Клеман | Энн Хендерсон |
Бернхард Викки | доктор Улмер |
«сестра Бибс» |
Работа над фильмом
Западногерманский режиссёр Вим Вендерс побывал в Соединённых Штатах и заявил, что хочет «рассказать историю об Америке». Осмотрев всю южную границу Техаса, члены съёмочной группы решили снимать начальные сцены в районе национального парка « Биг-Бенд ». Однако режиссёру Вендерсу больше приглянулся забытый всеми уголок Техаса, именуемый «Кладбище дьявола»: «гигантский, беспредметный пейзаж, как во сне» . Режиссёр стремился показать зрителям американские города разного калибра, от крохотных местечек в несколько жителей до грандиозных мегаполисов . Он намеревался снимать по всей Америке вплоть до Аляски , пока сценарист Сэм Шепард не убедил его, что любые грани Америки вполне можно найти в одном штате — Техасе .
Успех
После победы на Каннском фестивале фильм имел такой оглушительный успех у европейской публики, что в честь него взяли название две шотландские рок-группы, Texas и Travis , тогда как ирландскую рок-группу U2 фильм Вендерса вдохновлял при работе над альбомом The Joshua Tree . В Америке к фильму Вендерса отнеслись более прохладно, восприняв его как очередной взгляд на национальную проблематику глазами чужака-европейца . Своим любимым фильмом называл «Париж, Техас» Курт Кобейн .
Критика
«Пейзаж американского Юга органично вобрал в себя усталую тоску старой Европы», — писал о фильме Вендерса кинокритик Андрей Плахов . В других рецензиях также обращалось внимание на необычный синтез европейской художественной восприимчивости с традиционными американскими пейзажами и мотивами:
- Роджер Эберт ( Chicago Sun-Times ): «Это фильм не об исчезновении людей, а об исчезновении чувств. Люди показаны затерянными на фоне безличных громад современной архитектуры, города кажутся столь же пустынными, как и сама пустыня в первой сцене. И в то же время здесь нет трафаретных нападок на американскую отчуждённость. Создатели фильма заворожены Америкой, нашей музыкой, размерами наших городов, страной такого размера, в которой легко затеряться» .
- Михаил Брашинский (« Афиша »): «Два жанра — низменный и высокий — мирит Америка: только в ней и может произойти современная трагедия. Её трагедия — это вестерн ; в ней Одиссею , с трудом возвращающемуся домой, положено носить драные джинсы, Пенелопа давно работает в пип-шоу, и небо над прерией — небо судьбы и неизбежности — как две капли воды похоже на анилиновое небо с рекламы Kodak» .
- Ник Роддик ( Criterion Collection ): «Что придаёт этой обыденной, на первый взгляд, семейной мелодраме эпический замах, так это умелое использование пейзажных фонов (безлюдный Юго-Запад, бетонные каньоны Хьюстона), поразительное чувство цвета у оператора Робби Мюллера и жалобные звуки слайд-гитары Рая Кудера» .
В глазах киноведов «Париж, Техас» подтвердил репутацию Вендерса как наследника традиций Антониони и поэта «расстояний, разделяющих людей и произносимые ими слова» . Общение супругов по интеркому через непроницаемое с одной стороны стекло Плахов определил как «потрясающий образ психологического дисконтакта» .
Роджер Эберт особенно похвалил зачин фильма за то, что — в отличие от подавляющего большинства современной кинопродукции — по начальным сценам невозможно предугадать дальнейшее развитие повествования . «Начало фильма такое красивое и лаконичное, что когда ближе к последней четверти фильма начинает произноситься много слов, а значат они всё меньше, возникает соблазн приказать персонажам заткнуться», — развил ту же мысль Винсент Кэнби из The New York Times .
Награды
- 1984 — три приза Каннского кинофестиваля : « Золотая пальмовая ветвь » (Вим Вендерс), приз ФИПРЕССИ (Вим Вендерс), приз экуменического жюри (Вим Вендерс)
- 1985 — премия Британской киноакадемии за лучшую режиссуру (Вим Вендерс)
- 1985 — премия « Бодил » за лучший европейский фильм (Вим Вендерс)
- 1985 — премия имени Рене Клера от Итальянской киноакадемии (Вим Вендерс)
- 1985 — серебряная награда Deutscher Filmpreis
Номинации
- 1985 — три номинации на премию Британской киноакадемии : лучший фильм, адаптированный сценарий (Сэм Шепард), музыка (Рай Кудер)
- 1985 — номинация на премию « Сезар » за лучший зарубежный фильм (Вим Вендерс)
- 1985 — номинация на премию « Золотой глобус » за лучший зарубежный фильм
См. также
- « Автомобили, которые съели Париж » — фильм о захолустном городишке с тем же громким именем
- « Мертвец » — экзистенциальный роуд-муви Джима Джармуша с похожим гитарным сопровождением
Примечания
- ↑ (англ.) — 1999.
- ↑ Wenders, Wim. . Criterion Collection (май 1984). Дата обращения: 8 июня 2013. 8 июня 2013 года.
- Kelly, Nick. . Irish Independent (25 апреля 2009). Дата обращения: 8 июня 2013. 8 июня 2013 года.
- ↑ Ebert, Roger. . Chicago Sun-Times (1 января 1984). Дата обращения: 8 июня 2013. 8 июня 2013 года.
- . IMDb . Дата обращения: 8 июня 2013. 8 июня 2013 года.
- ↑ Плахов, Андрей. . — Винница: Аквилон, 1999. — 463 с. — ISBN 9669552095 .
- Брашинский, Михаил. . Афиша (1 мая 2006). Дата обращения: 8 июня 2013. 8 июня 2013 года.
- Roddick, Nick. . Criterion Collection (27 января 2010). Дата обращения: 8 июня 2013. 8 июня 2013 года.
- Kehr, Dave. . The New York Times (24 января 2010). Дата обращения: 8 июня 2013. 8 июня 2013 года.
Ссылки
- от Criterion Collection
- (англ.)
- (англ.) на сайте AllMovie
- 2020-04-27
- 1