Interested Article - Ансамбль Ходжа-Ахрар
- 2021-11-10
- 1
Ансамбль Ходжа-Ахрар — комплекс сооружений мемориального, культового и духовно-просветительского назначения, сложившийся в XV—XX веках на окраине древнего кладбища Джакердиза в южной пригородной зоне города Самарканда ( Республика Узбекистан ). Коренная перестройка ансамбля, полностью изменившая его первоначальный вид, была осуществлена в первой половине XVII века. Дополнения были сделаны в XIX и XX веках. Возникновение ансамбля связано с именем крупного религиозного и государственного деятеля Мавераннахра шейха Насыр ад-дина Убайдаллаха ибн Махмуда Шаши , более известного под именем Ходжи Ахрара Вали. Его могила, которая находится на территории комплекса, является одной из самых почитаемых святынь ислама в Средней Азии .
История
Начало строительству культовых сооружений в селении Кафшир к югу от Самарканда положил сам Ходжа Ахрар. Во второй половине XV века он построил здесь ханаку , которая получила название махаутаи-муллаян (Место обитания мулл). Территория вокруг суфийского общежития была обнесена каменной стеной, а напротив здания был вырыт восьмиугольный бассейн-хауз. Ханака Ходжи Ахрара лежала на одной оси с хаузом, а её боковые фасады были параллельны граням бассейна. Здание не сохранилась до наших дней, однако точно установлено, что большая его часть была встроена в медресе XVII века. Есть основания полагать, что купольное здание мечети при медресе первоначально также являлось частью ханаки Ходжи Ахрара. Насыр ад-дин Убайдаллах умер в 1489 году и был похоронен в южной части построенного им комплекса. По приказу тимуридских правителей над могилой Ходжи Ахрара была установлена стела из белого мрамора . Вырезанная на ней эпитафия относится к числу шедевров исламской каллиграфии . Почти сразу могила хазрати-имама стала объектом поклонения, а рядом с дахмой внутри окружавшей комплекс стены стали появляться захоронения знатных самаркандцев.
Следующий этап формирования ансамбля связан с именем влиятельного при дворе бухарского хана сановника из узбекского рода арлат Надира Мирзаи Тагая диван-беги. В 1630/1631 году рядом с мазаром Ходжи Ахрара визирь Имамкули-хана начинает строительство большого медресе, используя для этого элементы ханаки. Дворовые фасады медресе сохранили имена непосредственных исполнителей воли всесильного царедворца: главным зодчим был Дуст Мухаммед, а руководил строительными работами усто Ходжа Хашим. Строительство духовного учебного заведения было завершено в 1635/1636 году. В то же самое время в непосредственной близости от мазара была воздвигнута летняя мечеть. Не позднее начала XIX века к ней были пристроены зимняя мечеть и второй летний айван , которые теперь составляют центральную часть вытянувшейся в один ряд группы культовых построек.
В дальнейшем работы на территории комплекса носили скорее восстановительный характер. Медресе Надира диван-беги сильно пострадало от землетрясения начала XIX века. Частично осыпалась декоративная облицовка здания, растрескались своды худжр , обрушился купол мечети при медресе. Ремонт пострадавших конструкций был выполнен во второй половине XIX века. Также были до основания разобраны остатки барабана купола мечети, а образовавшийся в крыше проём был перекрыт деревянным потолком. Землетрясение 1907 года имело значительно более тяжёлые последствия. Юго-восточная часть медресе была почти полностью разрушена. Здание утратило почти всё декоративное оформление. Осыпалась уникальная мозаика тимпана входного портала , а сама конструкция отклонилась от оси на один метр. Спешные укрепительные работы уже не могли спасти положение. Мастера начала XX века полностью разобрали готовые в любой момент обрушиться верхние части порталов и заменили их простой кирпичной кладкой. Наспех проведённый ремонт уцелевших худжр внёс дополнительные искажения в первоначальный облик здания. Из новых сооружений в этот период на территории комплекса появилась группа подсобных помещений и небольшой минарет , возведённый в 1909 году зодчим Сагдуллой, а также были заново расписаны айваны мечетей.
Реставрация ансамбля Ходжа-Ахрар началась в 1978 году. Ей предшествовала многолетняя и кропотливая работа по восстановлению первоначального облика медресе Надира диван-беги. На основании сохранившихся описаний здания, обнаруженных в архивах фотографий XIX века и анализа немногих уцелевших элементов декора специалистам Узбекского научно-исследовательского и проектно-изыскательского института реставрации удалось почти полностью воссоздать внешний вид здания. Реставрационные работы были проведены реставраторами Самаркандских специальных научно-реставрационных производственных мастерских под руководством усто Абдугаффара Хаккулова. В 2007 году в здании медресе начал работу Музей-мастерские народных промыслов Узбекистана.
Особенности архитектуры
Ансамбль Ходжа-Ахрар является образцом решения задачи по объединению в единый архитектурный комплекс строений, имеющих разнонаправленные оси. Рациональное использование территории в сочетании с умелой организацией пространственных зон позволили архитектору объединить композицию вокруг одного ядра, которым стал древний хауз.
Медресе Надира диван-беги
Медресе Надира диван-беги имеет традиционную для зданий подобного типа планировку в виде четырёхайванного двора, окружённого одноэтажными хужрами, но в то же время имеет одно уникальное отличие. В медресе отсутствуют угловые лекционные залы — дарсханы. Вместо этого углы здания оформлены в виде пятигранных ниш, которые имеют дверные проёмы, ведущие в худжры (кроме юго-западного угла). Замена дарсхан нишами была вынужденной и являлась результатом пристройки медресе к ханаке Ходжи Ахрара. Необычна также общая асимметрия здания, обусловленная скосом снаружи его юго-восточного угла. Строители медресе вынуждены были учесть существование проходившей здесь ритуальной тропы, ведущей к мазару. В первой половине XIX века к этой части стены медресе пристраивалось небольшое привратное сооружение — дарвазахана, от которого начинался путь к месту упокоения Ходжи Ахрара.
Главный входной портал находится на восточном фасаде медресе. Он сделан в виде П-образной рамы, украшенной геометрическим узором — гирихом, выполненным из глазурованных кирпичиков и наборных каменных мозаик . В основании портала мраморная панель, на пилонах — мозаичные панно с растительными узорами. Особый интерес представляет тимпан входного портала. Его узор отображает сцену охоты тигро-льва на джейрана. Похожий мотив имеется на медресе Шердор на площади Регистан , вследствие чего медресе Надира диван-беги в народе было прозвано «зеркалом Шердора» и «внешним Шердором».
На одной оси со входным порталом расположена мечеть. Это строение портально-купольной композиции. Квадратное в плане помещение мечети с глубокими нишами перекрыто украшенным голубыми плитками сферо-коническим куполом, который лежит на высоком цилиндрическом барабане. В западной нише находится мозаичный михраб . Через боковые ниши в обе стороны открываются проходы в двухкамерные галереи , перекрытые небольшими куполами. Портал мечети отличается от входного портала более стройными пропорциями. Его углы фланкированы трёхчетвертными стилизованными колонами, украшенными спиралевидным узором. На пилонах в декоративных нишах панно с растительным орнаментом со стилизованными букетами в фигурных вазах. На тимпане портала растительный мозаичный узор.
Айваны северного и южного фасадов медресе также оформлены порталами. Северный айван глухой и снаружи не обозначен. Южный айван, напротив, имеет сквозной проход, ведущий во двор комплекса, и снаружи также оформлен порталом. По бокам айванов имеются секции одноэтажных худжр, которые на южном фасаде имеют выходы во двор комплекса. Всего в медресе имеется двадцать семь худжр. В декоре двора медресе использованы наборы из глазурованных кирпичей и мраморные панели в основании стен. В оформлении тимпанов порталов и малых тимпанов худжр применены кашинные мозаики с несложными растительными узорами. Аналогичное оформление когда-то имели крылья южного и левое крыло восточного фасадов. Общая площадь медресе 84,5х50 метров.
Мечеть Ходжа-Ахрар
Мечеть Ходжа-Ахрар — это комплекс чередующихся открытых айванов и закрытых помещений различного назначения, втянутых в одну линию с юга на север. Длина комплекса чуть больше 60 метров, ширина от 6 до 13 метров. Самый близкорасположенный к зданию медресе айван — современная постройка. Расположенная в южном крыле комплекса в непосредственной близости от мазара секция с закрытым зимним помещением относится к XVII веку. Её деревянный айван с кессонированным потолком опирается на боковые кирпичные стены сооружения и две деревянные колонны с мраморными базами и сталактитовыми капителями . В основании стен — керамическая панель с фрагментами майолики , в которую встроен михраб. В декоративном оформлении преобладают тёмно-синие цвета с вкраплениями жёлтого, оранжевого и белого цветов. Общая стилистика оформления секции, применённые для её отделки материалы и орнаменты мозаичных узоров говорят о том, что сооружение было построено в одно время с медресе Надира диван-беги. В северной стене секции имеется дверной проём, ведущий в закрытое зимнее помещение. Оно несколько ниже потолка айвана. Лицевой фасад этого сооружения расчленён двумя арками. Геометрический узор его наружного декоративного оформления является продолжением орнамента айвана.
Датировка зимней мечети и центрального летнего айвана затруднительна, так как эта часть была существенно перестроена в XX веке. Квадратный в плане айван секции с трёх сторон опирается на кирпичные стены, а его центральная часть поддерживается шестью спаренными деревянными колоннами. Первая пара имеет расписные сталактитовые капители. Рельеф потолка айвана образован множеством мелких расписных планок в промежутках между балками, звёздчатым кессоном — хавзаком и кассетой с деревянными сталактитами. В западной стене секции обустроен михраб. В её боковых стенах с обеих сторон имеются входы в смежные крытые помещения. Стены оформлены арочными нишами со вставками мозаики на тимпанах. Напротив айвана на берегу хауза XV века установлен пятиметровый минарет, имеющий шестигранное сечение.
Примечания
- Богаевский Н. В. Мечеть Ходжа Ахрара и медрессэ Надыр диван беги. Планы, фасады и разрезы. // Туркестанский альбом . — 1871—1872. — Т. Часть археологическая, часть 1, том 2, пластина 137.
Литература
- Самаркад. Музей под открытым небом. — Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1986. — С. 234 - 235, 246. — 248 с.
- Памятники искусства Советского Союза. Средняя Азия. Справочник-путеводитль. / Автор текста и составитель альбома Г.А. Пугаченкова . — М. : Искусство , 1983. — С. 394 - 395. — 428 с.
Ссылки
- .
- . Дата обращения: 18 ноября 2013. Архивировано из 3 июня 2019 года.
- . Архивировано из 13 ноября 2013 года.
- . Архивировано из 13 ноября 2013 года.
- .
- 2021-11-10
- 1