Самгук саги
- 1 year ago
- 0
- 0
« Саги о королях » или « Саги о конунгах » ( исл. Kongesagaer , « королевские саги ») — один из жанров средневековой исландской литературы . Действие таких саг происходит в скандинавских королевствах, главным образом в Норвегии . Наиболее известный образчик жанра — сборник саг « Круг земной », составление которого приписывают Снорри Стурлусону .
Есть сведения, что какие-то тексты о норвежских королях были написаны Сэмундом Мудрым (вероятно на латыни) и Ари Мудрым (на исландском языке) . Оба эти произведения утрачены. Первой из известных «саг о королях» может считаться сага о Сигурде Мунне и Инги Горбуне , Hryggjarstykki , составленная приблизительно в 1150—1170 годах и тоже не сохранившаяся.
Около 1190 года в Исландии появился целый ряд саг, посвящённых королям, крестившим Норвегию, — Олаву сыну Трюггви и Олаву Святому . В период с 1180-х годов в Норвегии создавалась « Сага о Сверрире », о которой известно, что по крайней мере часть текста была записана исландским аббатом под непосредственным руководством короля Сверрира .
В конце XII века начали появляться большие своды саг, представляющие собой уже рассказ не об отдельном короле, а о всей истории Норвегии с легендарных времён до 1177 года — того момента, с которого начинается действие «Саги о Сверрире». Первым таким произведением стал « Обзор саг о норвежских конунгах » — возможно, единственная сага этого жанра, написанная норвежцем, а не исландцем. Затем были составлены « Гнилая кожа », описывающая период с 1035 по 1177 годы, и « Красивая кожа », в которой повествование начинается со времён Хальвдана Чёрного . Примерно в 1230 году был составлен « Круг Земной » — эталонное и самое знаменитое произведение этого жанра .
Последние «саги о королях» были созданы в конце XIII века. Среди них — написанные Стурлой Тордарсоном « Сага о Хаконе Старом » и « ».
В отличие от « саг об исландцах », «саги о королях» часто имели заказчика — в лице или правителя, или церковного иерарха. При этом, сохраняя внешнюю тенденциозность, авторы саг не умели замалчивать факты, противоречившие их концепции, — скажем, жестокость королей-крестителей .
Существует достаточно много «саг о королях», разрабатывающих один и тот же сюжет, то есть разных саг об одном короле, при этом воспринимавшихся авторами как одна и та же сага. Их сравнение позволяет получить информацию о том, как составители саг привносили в повествование скрытый вымысел.
Но наиболее существенное отличие «королевских саг» от «родовых» заключается в том, что в «королевских сагах» рассказывается о событиях в стране, где, в противоположность Исландии, было государство, была государственная власть, сосредоточенная в руках одного человека. О главе государства, короле, и его правлении и повествует сага. В «родовых сагах» та или иная распря между членами исландского общества описывается полностью, упоминаются все её участники и все события, имеющие к ней отношение. Между тем в «королевских сагах» охват описываемого менее полон: все, имеющее отношение к правлению данного короля, все, что происходит в государстве во время его правления, не может, естественно, быть охвачено, и поэтому неизбежен отбор фактов. Но тем самым «королевские саги» ближе к исторической правде нашего времени, к истории как науке, чем «родовые саги»: ведь история как наука тоже подразумевает выборочное описание действительности прошлого в силу невозможности её охвата во всей живой полноте.
— М.И.Стеблин-Каменский. Древнескандинавская литература .