Interested Article - Диеса
- 2020-07-29
- 1
Дие́са ( др.-греч. δίεσις букв. — «распускание», то есть разделение целого на части; лат. diesis ) — микроинтервал , один из наименьших музыкальных интервалов . Равен примерно четверти целого тона . От диесы следует отличать (этимологически родственный) диез .
Исторический очерк
Первое дошедшее до нас историческое свидетельство о диесе принадлежит Филолаю , который определяет её как остаток от вычитания трёх тонов из квинты или двух тонов из кварты; таким образом, в трактовке Филолая диеса — малый пифагорейский полутон диатонического тетрахорда (позже названный лиммой ). Аристоксен назвал диесой 3 микроинтервала различной величины, присущие хроматическому и энармоническому родам мелоса :
- диеса энармоническая равна четверти целого тона (тетартеморная диеса; охватывает 6 частей тона);
- диеса мягкой хромы равна трети тона (тритеморная диеса; 8 частей тона);
- диеса полуторной хромы равна 3/8 целого тона (гемиольная диеса; 9 частей тона).
Энармоническую диесу Аристоксен полагал наименьшим интервалом, который можно воспроизвести голосом и воспринять слухом . Через диесы Аристоксен вычислял величину интервалов в тетрахордных родах: в энармонике 2 нижние ступени соответствуют двум подряд энармоническим диесам, в полуторной хроме две нижние ступени — две подряд гемиольные диесы, в мягкой хроме – две подряд тритеморные диесы .
Тетартеморная и тритеморная диесы позднее встречаются в трудах как пифагорейцев Никомаха и Теона Смирнского (со ссылкой на Адраста ), так и аристоксеников Клеонида и Гауденция . Аристид Квинтилиан (III—IV в. н. э.), в целом придерживаясь энармонической диесы в традициях Аристоксена, обращает внимание на то, что диесы неравны .
В латинской античности аристоксеновской традиции полностью держится Марциан Капелла . Боэций в трактате «Основы музыки» различает диесу «древних» (полутоновый интервал в диатоническом тетрахорде) и диесу энармонического рода , определённую им как половина полутона (diesis autem est semitonii dimidium) . В другом месте того же трактата энармоническую диесу он называет диасхизмой . Понимание диесы как четверти тона было обычным в Средние века и в эпоху Возрождения, как правило, по Аристоксену в пересказе Боэция. В некоторых трактатах диесе уделялось особое внимание, как, например, в «Разъяснении» Маркетто Падуанского (около 1318 года) и в трактате «Древняя музыка, приведённая к современной практике» Н. Вичентино (1555 год), как интервалу, придающему музыкальной интонации особую выразительность и изысканность. В русской традиции (до 1917 года) термин «диэзис» употреблялся в двух значениях: в значении диеза и в значении микроинтервала, присущего энармонике древних греков. В современной российской справочной и научной литературе с конца 1980-х гг. утвердилась морфологическая передача «диеса» , хотя встречается и архаическое написание «диезис» .
Малая диеса
Большая терция равномерно темперированного строя содержит два целых тона , октава — 6 тонов и три большие терции дают одну октаву. Однако в чистом и среднетоновом строе остаётся небольшой интервал, который в музыкальной акустике Нового времени был назван «малой диесой»:
Большая терция чистого строя имеет соотношение частот ; соответственно три терции .
Октава имеет несколько большее соотношение: .
Интервал насчитывает .
Большая диеса
Поскольку малая терция содержит 3 полутона , а октава — 12 полутонов, можно ожидать, что четыре малые терции дадут в сумме одну октаву. Это справедливо для равномерно темперированного строя . Однако в натуральном строе остаётся небольшой интервал, который в музыкальной акустике Нового времени был назван «большой диесой»:
Чистая малая терция имеет соотношение частот ; соответственно четыре терции .
Октава имеет соотношение несколько меньшее. Разница составляет .
Другие значения термина
В трактате Данте « О народном красноречии » (II.10) латинский термин diesis ( Ф. А. Петровский и И. Н. Голенищев-Кутузов передают его по-русски как «диеза» ) трактуется как синоним итальянского термина volta . В поэтической форме диеса (вольта) — небольшой раздел (строка или несколько строк), выполняющий функцию перехода от одной строфы к другой. В текстомузыкальной форме канцоны (которую описывает Данте) мелодия, на которую распевается диеса, отличается от мелодии, на которую распевается первая часть строфы.
Примечания
- Музыкально-теоретические системы. Учебник для <…> музыкальных вузов. М., 2006, с.63.
- Холопов Ю. Н. Гармония. Практический курс. М., 2005, Т.2. с.546; Лебедев С. Н. Учение о хроматике Маркетто из Падуи // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII—XVII вв.). Москва, 1983; Барский В. М. Хроматика как принцип звуковысотной организации. Дисс. М., 1987; Клеонид . Гармоническое введение. Перевод А. В. Русаковой // М., 2006, с.286-314; Аристоксен . Элементы гармоники // там же, с.315-337; А. М. С. Боэций. Основы музыки / Подготовка текста, перевод с латинского и комментарий С. Н. Лебедева . — М. : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. — xl, 408 с. — ISBN 978-5-89598-276-1 . ; Клавдий Птолемей . Гармоника в трех книгах. Порфирий . Комментарий к «Гармонике» Птолемея. Издание подготовил В. Г. Цыпин. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. 456 с. ISBN 978-5-89598-288-4 .
- В сторону уменьшения возможности голоса и чувственного восприятия, как представляется, равным образом ограничены, потому что ни голос не может ясно воспроизводить интервалы меньше наименьшей диесы, ни слух воспринимать (пер. В. Г. Цыпина) (Aristoxenos. Elem.harm., I.14).
- Сжатое изложение нехитрой «диесной» арифметики Аристоксена см. у Боэция (Boet. Mus. V, 16).
- Целый тон 9:8 он вначале представляет как 18:16. Затем еще раз удвоив числитель и знаменатель (36:32), он «вычисляет» тетартеморные диесы как 36:35, 35:34, 34:33, 33:32 (Aristid.Quint. Mus., III.1).
- Mart. De nuptiis, Lib.IX.
- Интервал, который мы ныне называем словом полутон, у древних назывался лиммой (limma) или диесой (diesis). Boeth.Mus., II.28.
- «Энармон же, то есть „наиболее слаженный“ (magis coaptatum), называется так, потому что во всех тетрахордах поется через диесу (диеса — это половина полутона), диесу и дитон» (Boeth. Mus., I.21).
- Boeth.Mus., III.8 «Об интервалах меньше полутона».
- Музыкальный энциклопедический словарь . М., 1990, с.173.
- Например, в трудах Е. В. Герцмана.
- О народном красноречии. Перевод Ф. А. Петровского. Комментарий И. Н. Голенищева-Кутузова // Данте Алигьери. Малые произведения. М.: Наука, 1968.
Литература
- Nicola Vicentino . L’antica musica ridotta alla moderna prattica. Roma, 1555; репринт: Documenta musicologica, 1. Reihe, Druckschriften-Faksimiles, 17 (Kassel, 1959).
- Boetii de institutione musica <…> ed. Godofredus Friedlein. Lipsiae, 1876.
- Karl von Jan . Musici scriptores graeci. Recognovit prooemiis en indice instruxit Carolus Janus. Leipzig, 1895.
- Aristoxeni Elementa harmonica / R. da Rios recensuit. Romae, 1954.
- Aristides Quintilianus on Music in Three Books. Translation <…> by Thomas J. Mathiesen. New Haven, 1983.
- Лебедев С. Н. Учение о хроматике Маркетто из Падуи // Проблемы теории западноевропейской музыки XII—XVII вв. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983.
- Martianus Capella . De nuptiis Philologiae et Mercurii, ed. J. Willis. Leipzig, 1983
- The Lucidarium of Marchetto of Padua. A critical edition, translation and commentary by Jan W. Herlinger. Chicago, London, 1985.
- Nicola Vicentino . Ancient music adapted to modern practice. English translation by Maria R. Maniates. New Haven, 1996 (Music Theory Translation series).
- Аристоксен . Элементы гармоники. Пер. и прим. В. Г. Цыпина. М.: МГК, 1997.
- Клеонид. Введение в гармонику. Перевод и комментарии В. Г. Цыпина. Предисловие С. Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории, 2014, № 3, с.169-186. ISSN 2079-9438.
- 2020-07-29
- 1