Interested Article - Апотома
- 2021-03-15
- 1
Апото́ма ( др.-греч. ἀποτομή отрезок; лат. apotome, apothome ) — музыкальный интервал , соответствующий хроматическому полутону (увеличенной приме) пифагорова строя . Согласно позднеантичным определениям, восходящим к пифагорейской школе , апотома равна разности целого тона и лиммы , и, таким образом, имеет отношение частот верхнего и нижнего звука, равное
-
- ,
или 113,6850 ц . Апотома также получается последовательным откладыванием от данного звука (данной высоты) 7 чистых квинт вверх и затем 4 октав вниз:
Примеры: C—G—D—A—E—H—Fis—Cis, Es—B—F—C—G—D—A—E, B—F—C—G—D—A—E—H; получаемые в результате этих откладываний интервалы C—Cis, Es—E, B—H — апотомы.
Апотома больше лиммы на (пифагорову) комму , 531441/524288.
Древнейшие упоминания апотомы в греческой науке находятся в «Комментарии на Гармонику Птолемея» Порфирия (III в. н.э.), в учебнике музыки Гауденция (датируется в диапазоне от II до VI в.) и в комментарии Прокла (V в.) на «Тимей» Платона . В латинской литературе термин apotome (также её вычисление) впервые встречается в учебнике «Основы музыки» Боэция (Mus. II.30) . Рассматривая проблему деления тона на полутоны, Боэций называет меньший полутон лиммой , а больший (остаток, которым заполняется целый тон ) апотомой. В трактатах западноевропейского Средневековья и Возрождения, следующих боэцианской традиции, оба пифагорейских полутона, как правило, рассматривались в виде парной оппозиции.
При игре на инструментах с нефиксированным строем (например, скрипке ) и в пении исполнители часто расширяют хроматический полутон по сравнению с диатоническим (обычно при исполнении ходов с проходящими хроматизмами, например, C—Cis—D вверх или D—Des—C вниз полутоны-увеличенные примы C—Cis и D—Des расширяются по сравнению с полутонами-малыми секундами Cis—D и Des—C), что сближает их с полутонами пифагорова строя (то есть апотомой и лиммой) .
Примечания
- . Дата обращения: 14 ноября 2009. 13 ноября 2009 года.
- Апотома // Музыкальный энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 35 .
Литература
- Apotome // Lexicon musicum Latinum medii aevi, hrsg. v. Michael Bernhard. 2. Faszikel. München, 1995, col.113-117.
- West, Martin L. Ancient Greek Music. — Oxford, 1992. — ISBN 0198149751 .
- Mathiesen, Thomas J. . — Univ. of Nebraska Press, 1999. — ISBN 0803230796 .
- Harmon R. Die Rezepzion griechischer Musiktheorie im römischen Reich // Geschichte der Musiktheorie. Bd. 2: Vom Mythos zur Fachdisziplin. Antike und Byzanz, hrsg. v. F.Zaminer u.a. — Darmstadt, 2006, S.437.
- 2021-03-15
- 1