Interested Article - Ля мажор
- 2020-09-05
- 1
Ля мажо́р ( нем. A-dur , англ. A major ) — мажорная тональность с тоникой ноты ля . Имеет три диеза при ключе — фа -диез, до -диез и соль -диез.
История
Хотя они и не так редки в симфонической литературе, как тональности с бо́льшим числом диезов, примеры симфоний ля мажор не так многочисленны, как ре мажор или соль мажор. Симфония №7 Бетховена , Симфония № 6 Брукнера и Симфония №4 Мендельсона составляют почти полный список симфоний в этой тональности эпохи романтизма. Концерт для кларнета и квинтет для кларнета Моцарта написаны в ля мажор, наряду с его 23-м фортепианным концертом, и в целом Моцарт чаще использовал кларнеты в ля мажор, чем в любой другой тональности, кроме Ми-бемоль мажор . Более того, кульминационная часть Концерта для скрипки с оркестром Чайковского тоже ля мажор.
Тональность ля мажор часто встречается в камерной музыке и другой музыке для струнных, в которой предпочтение отдается острым клавишам. Квинтет форели Франца Шуберта и Фортепианный квинтет №2 Антонина Дворжака написаны ля мажор. Иоганнес Брамс , Сезар Франк и Габриэль Форе написали скрипичные сонаты ля мажор. В отношении « Крейцеровой сонаты » Бетховена Питер Кроппер сказал, что ля мажор «является наиболее полно звучащей тональностью для скрипки» .
По словам Кристиана Фридриха Даниеля Шубарта , ля мажор — тональность, подходящая для «признаний в невинной любви,... надежды снова увидеть возлюбленного при расставании; юношеской бодрости и упования на Бога» .
Для оркестровых произведений ля мажор литавры обычно устанавливаются на A и E с разницей в квинту, а не в кварту, как для большинства других тональностей. Гектор Берлиоз жаловался на обычай своего времени, когда литавры, настроенные на ноты A и E с разницей в квинту, записывались как C и G с разницей в кварту, обычай, который сохранился еще в музыке Франца Бервальда .
Некоторые произведения в этой тональности
- Феликс Мендельсон — Симфония № 4, Op. 90 («Итальянская») ;
- Людвиг ван Бетховен — Симфония № 7 ля мажор, op. 92 ;
- Вольфганг Амадей Моцарт — Соната для клавира № 11 ля мажор ;
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович — Струнный квартет № 2 Ля мажор, соч. 68 ;
- Сезар Франк — Соната для скрипки и фортепиано ля мажор FWV 8 ;
- Сергей Сергеевич Прокофьев — Соната № 6 для фортепиано, Ля мажор, Ор.82 .
- Тихон Николаевич Хренников — Симфония № 3 ля мажор, op. 22
Ces | Ges | Des | As | Es | B | F | C | G | D | E | H | Fis | Cis | |
as | es | b | f | c | g | d | a | e | h | fis | cis | gis | dis | ais |
Примечания
- Mark Anson-Cartwright. // Music Theory Spectrum. — 2000. — Т. 22 , вып. 2 . — С. 177–204 . — ISSN . — doi : . 21 января 2022 года.
- Peter Cropper. "Beethoven's Violin Sonata in A major, Op.47 'Kreutzer': First Movement" // The Strad. — 2009. — Март. — С. 64 .
- Rita Steblin. A History of Key Characteristics in the Eighteenth and Early Nineteenth Centuries / University of Rochester Press. — 1996. — С. 123. — ISBN 0835714187 .
- Norman Del Mar. / University of California Press. — 1981. — С. . — ISBN 0520045009 .
- 2020-09-05
- 1