Симфония ми-бемоль мажор (Чайковский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ми мажор ( нем. E-dur , англ. E major ) — тональность с тоникой ми , имеющая мажорное наклонение лада. Имеет четыре диеза при ключе — фа, до, соль и ре.
Одним из первых, кто описал выразительные свойства тональностей был французский композитор и теоретик Марк-Антуан Шарпантье . В трактате «Правила композиции» ( фр. Règles de composition , около 1693 года) Шарпантье даёт Ми мажору эпитеты «сварливый, крикливый» .
Иоганн Маттезон в трактате «Вновь открытый оркестр» ( нем. Das Neu-eröffnete Orchester , 1713 год) писал о Ми мажоре: «Смертельная тоска и безысходность, несчастная любовь. Резкий, режущий и проникающий характер, который можно сравнить только с фатальным расставанием души и тела» .
Жан-Филипп Рамо говорит в своём «Трактате о гармонии» ( фр. Traité de l’Harmonie , 1722 год): «Подходит для радостной и нежной музыки, впрочем как и для чего-то великого или великолепного» .
В трактате «Опыт наставления по игре на поперечной флейте» ( нем. Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen , 1752 год) Иоганн Кванц отмечает, что для выражения дерзости, безумия и отчаяния особенно подходят тональности ми минор, до минор, фа минор, си минор, Ми-бемоль мажор, Ля мажор и Ми мажор .
Немецкий писатель и органист Кристиан Фридрих Шубарт в своей работе «Идеи к эстетике музыкального искусства» ( нем. Ideen zu einer Ästhetik der Tonkunst , 1784/1785 год) даёт характеристику Ми мажору: «Шумное ликование. Улыбчивая радость без полной, однако, отдачи веселью» .
В 1841 году автор музыкальной энциклопедии Джон В. Мур характеризовал Ми мажор так: «Ми мажор — яркая и прозрачная тональность, пригодная для самых блестящих тем; хотя он выводит голос за пределы его естественной силы, и её параллельная тональность, до-диез минор, используется редко. В этом ключе Гайдн записал некоторые из своих самых элегантных мыслей» .
Английский композитор добавил к этому описанию замечание, касательно использования Ми мажора в хоре «Пусть звучит громогласно мотив ликованья» ( англ. The many rend the skies with loud applause ) из кантаты Генделя « »: «Гендель ошибочно воспринял его [Ми мажора] свойства, когда использовал его в хоре The many rend the skies with loud applause . Хотя он выше, чем Ре [мажор], он менее громкий, так как он выводит голос за пределы его естественной силы» .
Хуго Риман , в своей работе посвященной анализу Хорошо темперированного клавира И. С. Баха , характеризует Ми мажорную прелюдию и фугу из первого тома: «Тональность глубокого зеленого, наступившей весны. Чувства созерцания и живописания природы» .
В своем трактате об инструментовке, Гектор Берлиоз оценивает Ми мажор как нетрудную тональность для струнных инструментов с ярким, благородным и торжественным характером .
Ряд композиторов, таких как Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Николаевич Скрябин, обладал так называемым «цветным слухом», позволявшим им слышать те или иные тональности в определенном цвете .
Ниже приведена таблица известных слуховых ассоциаций русских композиторов к тональности Ми мажор :
Н. А. Римский-Корсаков | А. Н. Скрябин | Б. В. Асафьев |
---|---|---|
синий, сапфировый, блестящий, ночной, тёмно-лазурный | сине-белесоватый | ночное, очень звёздное небо, очень глубокое, перспективное |
Ces | Ges | Des | As | Es | B | F | C | G | D | A | H | Fis | Cis | |
as | es | b | f | c | g | d | a | e | h | fis | cis | gis | dis | ais |