Interested Article - Ария da capo

Ария da capo — малая музыкальная форма, распространённая в эпоху барокко и характерная, преимущественно, для итальянской оперной школы. Такая ария исполнялась солистом под аккомпанемент инструментов (обычно небольшого оркестра ). Ария da capo широко использовалась в таких музыкальных жанрах эпохи барокко, как опера-сериа и оратория .

Описание

Этот тип арий сочинялся в . Первая часть была мелодически завершённой и заканчивалась на тонике . Вторая часть отличалась от первой настроением (чередование мажора и минора), мелодической текстурой и иногда темпом . Третья часть обычно не записывалась композитором; он просто помещал в конце второй части указание da capo , что переводится с итальянского как «сначала» (буквально «с головы» ). То есть третья часть мелодически полностью повторяла первую.

Ария da capo требовала от певца владения вариационной формой , умения украшать мелодию во время исполнения третьей части. Степень насыщенности третьей части вариациями зависит от степени аффекта данной арии. Завершала третью часть и всю арию каденция , исполнявшаяся без аккомпанемента . Способность виртуозно импровизировать и украшать мелодию стала в ту эпоху необходимым умением, которому обязательно обучались все оперные певцы.

Слишком обобщённый характер этой арии, пишет В. Конен , противоречил требованиям театральной музыки. Во второй половине XVIII века, и прежде всего в реформаторских операх К. В. Глюка (см. Оперная реформа Глюка ), арию da capo постепенно вытеснили двухчастные арии, ариозные аккомпанированные речитативы , развернутые арии-сцены, драматические «диалоги» (ансамбли) и т. д. . Формально, ария da capo ещё присутствует у Моцарта , но, в отличие от классических образцов, предоставлявших певцу свободу импровизации (в рамках соответствующего аффекта), Моцарт выписывает в партитуре третью часть со своими вариациями, оставляя для певца лишь каденцию и минимум свободы в самой арии.

Движение « Аутентичное исполнение » (современное течение в музыке, зародившееся в середине XX века; попытка исторической реконструкции старинного звучания классических произведений), восстанавливает эту вокальную форму, пытается воспроизвести импровизационное исполнение арий da capo .

Примечания

  1. Конен В. Д. Театр и симфония. — М. : Музыка, 1975. — С. 360—361. — 376 с.

Музыкальные фрагменты

Источник —

Same as Ария da capo