Interested Article - Септаккорд

Септакко́рд аккорд , состоящий из четырёх звуков , которые расположены или могут быть расположены по терциям . Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме , отсюда его название.

С точки зрения классической музыки, добавление к трезвучию четвёртого звука делает весь аккорд неустойчивым и диссонирующим , поэтому септаккорды часто использовались для придания музыке динамизма. В современной музыке септаккорды используются гораздо шире. [ источник не указан 375 дней ]

Звуки, составляющие аккорд, имеют свои названия, сохраняющиеся в случае их перемещения. У септаккорда , помимо основного тона (главного звука , равного нижнему звуку септаккорда, находящемуся в основном виде), прослеживаются терцовый, квинтовый и септимовый тона. По отношению к основному тону они образуют терцию, квинту и септиму соответственно . Септима, образованная крайними тонами септаккорда, находящегося в основном виде, может быть малой, большой и уменьшённой в зависимости от септаккорда.

Виды

По строению

Септаккорды различаются по типам трезвучий, лежащих в их основе, и по виду септимы между двумя крайними звуками. По этому признаку различаются следующие основные виды септаккордов:

\new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {
< c' e' g' b' >1
< c' es' g' b' >1
< c' e' gis' b' >1
< c' e' g' bes' >1
< c' es' g' bes' >1
< c' es' ges' bes' >1
< c' es' ges' beses' >1 }
\addlyrics {"1" "2" "3" "4" "5" "6" "7"}
Название Трезвучие Септима Терции Обозначение Лад Ступень в мажоре Ступень в миноре
1-я 2-я 3-я
1. Большой мажорный мажорное большая Б м Б бБ 7 Тональный диатонический натуральный лад I, IV III, VI
2. Большой минорный минорное большая м Б Б бМ 7 Тональный условно - диатонический гармонический лад гарм (VI - ): IV гарм (VII + ): I
3. Большой увеличенный увеличенное большая Б Б м бУв 7 Тональный условно - диатонический гармонический лад гарм (VI - ): VI - гарм (VII + ): III
4. Малый мажорный (в тональности известен как доминантсептаккорд ) мажорное малая Б м м мБ 7 Тональный диатонический натуральный лад V VII;

гарм (VII + ): V

5. Малый минорный минорное малая м Б м мМ 7 Тональный диатонический натуральный лад II, III, VI I, IV, V
6. Малый уменьшённый уменьшённое малая м м Б мУм 7 Тональный диатонический натуральный лад VII;

в гарм (VI - ): II

II
7. Уменьшённый уменьшённое уменьшённая м м м умУм 7 Тональный условно - диатонический гармонический лад гарм (VI - ): VII гарм (VII + ): VII +

По расположению в ладу

В натуральном мажоре
Название Терции Обозначение
1-я 2-я 3-я
\new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {
< d' f' a' c'' >1
< g' b' d'' f'' >1
< b' d'' f'' a'' >1 }
Септаккорд II ступени ― один из основных аккордов субдоминантовой функции. Этот аккорд и его обращения допускают разнообразные альтерации . В натуральном мажоре септаккорд II ступени по структуре малый минорный , в гармоническом миноре и мажоре малый с уменьшённым трезвучием . м б м II 7
Септаккорд V ступени (доминантсептаккорд) ― основной аккорд доминантовой функции, на разрешение которого опирается вся мажоро-минорная система ладов. Имеет структуру малого мажорного септаккорда. б м м D 7
Септаккорд VII ступени (вводный септаккорд) ― аккорд доминантовой группы, но более слабый, чем доминантсептаккорд. В гармоническом мажоре и миноре имеет структуру уменьшённого септаккорда. В натуральном мажоре, где структурно является малым с уменьшённым трезвучием , используется гораздо реже. Обозначения в гармоническом мажоре и миноре: умVII. Обозначение в натуральном мажоре: мVII. м м б

м

мVII 7
УмVII 7

Септаккорды I, III, IV (в мажоре и в миноре без альтерации), а также VII натуральной в миноре и VI ступеней в классической гармонии используются редко и носят название «побочных» или «секвенцаккордов».

Обращения

Пример малого мажорного септаккорда от ноты «до» и его обращений
\new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {
< c' e' g' bes' >1
< e' g' bes' c'' >1
< g' bes' c'' e'' >1
< bes' c'' e'' g'' >1 }
Обращение Название аккорда Состав (малый мажорный) Обозначение
Основной аккорд Септаккорд б. 3 + м. 3 + м. 3 мБ 7
Первое Квинтсекстаккорд м. 3 + м. 3 + б. 2 мБ 6 5
Второе Терцквартаккорд м. 3 + б. 2 + б. 3 мБ 4 3
Третье Секундаккорд б. 2 + б. 3 + м. 3 мБ 2

См. также

Примечания

  1. А. Степанов. Гармония. — Москва: Издательство "Музыка", 1971. — С. 13.
  2. Коллектив авторов. Теория музыки. Учебник для музыкальных училищ и старших классов специальных музыкальных школ / Общая редакция Т. С. Бершадской. — Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2003. — С. 64—65. — ISBN 5-7379-0177-7 .
  3. , с. 162.

Литература

Источник —

Same as Септаккорд