Interested Article - Доминантсептаккорд

Доминантсептаккорд (малый мажорный септаккорд V ступени ) — септаккорд , строящийся на V ступени (доминанте) мажора и гармонического минора . В классической гармонии он обозначается как D 7 или V 7 . Доминантсептаккорд в функциональном отношении является наиболее полно выраженной доминантой .

Обращения

Пример септаккорда V ступени в тональности C-dur (до мажор)
\new Staff \with {\remove "Time_signature_engraver"} {
< g' b' d'' f'' >1
< b' d'' f'' g'' >1
< d'' f''
' b'' >1
< f'' g'' b'' d''' >1 }
Ступень Вид Название Интервальный состав Обозначение
V Основной аккорд Доминантсептаккорд б. 3 + м. 3 + м. 3 D 7 или V 7
VII (dur)

VII + (moll)

Первое обращение Доминантовый квинтсекстаккорд м. 3 + м. 3 + б. 2 D 65 или V 65
II Второе обращение Доминантовый терцквартаккорд м. 3 + б. 2 + б. 3 D 43 или V 43
IV Третье обращение Доминантовый секундаккорд б. 2 + б. 3 + м. 3 D 2 или V 2

Описание

Доминантсептаккорд ― важнейший аккорд доминантовой функции, обладающий наиболее ясно и сильно выраженным тяготением в тонику . Его переход в тоническое трезвучие является основанием для образования мажорно-минорной системы ладов и носит название разрешения доминантсептаккорда. Доминантсептаккорд является акустически правильным диссонансом , так как состоит из первых семи гармоник натурального звукоряда доминанты.

Для примера рассмотрим звукоряд До-мажора (C, D, E, F, G, A, B, C — до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до):

Пятая нота — G (соль) — является доминантой до-мажора. Начинаем строить септаккорд с неё (но не с До), и получаем доминантсептаккорд, состоящий из нот G-B-D-F (соль, си, ре, фа), который так и называется — доминантсептаккорд от ноты соль или G7.

В тональности Фа-мажор доминантой является «до», а в доминантсептаккорд входят ноты C, E, G, Bb (B бемоль) — до (первая гармоника ), ми (третья гармоника), соль (пятая гармоника) и си-бемоль (седьмая гармоника).

Разрешение

Полный доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие (без квинтового тона) с утроенной примой, при этом септимовый тон должен вестись только вниз на большую (в миноре) или малую (в мажоре) секунду , переходя в терцовый тон тонического трезвучия. Остальные голоса, составляющие по сути доминантовое трезвучие, идут по правилам мелодического соединения: бас скачком на кварту вверх или квинту вниз переходит в I ступень , в неё же разрешаются терцовый ( вводный ) и квинтовый тоны. Таким образом, тоническое трезвучие оказывается неполным (T –5 ).

Если вводный тон находится в одном из средних голосов, его можно вести ходом на терцию вниз, тогда трезвучие получается полным. Также встречается понятие прерванного оборота. В данном случае доминантсептаккорд разрешается в трезвучие VI ступени (оборот прерывается).

Сам доминантсептаккорд также может быть неполным: в таком случае в нём пропускается квинтовый тон и удваивается основной. Неполный доминантсептаккорд может быть разрешён в полное тоническое трезвучие.

Таблица доминантсептаккордов

Аккорд Основной тон Большая терция Чистая квинта Малая септима
C 7 C E G B
C 7 C E (F) G B
D 7 D F A C (B)
D 7 D F A C
D 7 D F double sharp (G) A C
E 7 E G B D
E 7 E G B D
F 7 F A C E
F 7 F A C E
G 7 G B D F (E)
G 7 G B D F
G 7 G B (C) D F
A 7 A C E G
A 7 A C E G
A 7 A C double sharp (D) E (F) G
B 7 B D F A
B 7 B D F A

См. также

Примечания

  1. А. Степанов. Гармония. — Москва: Издательство «Музыка», 1971. — С. 82.
  2. Ю.Н. Тюлин, Н.Г. Привано. Учебник гармонии. — Москва: „Музыка“, 1986. — С. 142.

Литература

Источник —

Same as Доминантсептаккорд