Interested Article - Татхагатагарбха
- 2020-10-30
- 2
Татхагатага́рбха ( санскр. तथागतगर्भ IAST : [tathāgatagarbha] буквально «вместилище Так Приходящего; зародыш Так Приходящего»; кит. трад. , упр. 如来藏 , пиньинь Rúláizàng , Жулайцзан ) — учение о беспрепятственной возможности для всех живых существ стать буддами или же о присутствии будды (« природы будды ») в каждом живом существе.
Основы учения, распространение
Учение о Татхагатагарбхе (или теория Татхагатагарбхи) сформировалось в Индии в IV — V веках . У его истоков, предположительно, стояли буддийские мыслители Майтрея - Асанга , Васубандху и .
Согласно российским исследователям- буддологам , авторы учения раскрывали в своих трактатах какую-либо одну из следующих концепций:
- все существа могут стать буддами, поскольку в природе существ нет ничего, что могло бы этому воспрепятствовать;
- все существа уже суть будды и им надо лишь раскрыть, реализовать свою «буддовость» (слово « » можно перевести, в том числе, как «зародыш [будды]») .
Следует отметить, что полностью учение о Татхагатагарбхе ни в одном из его видов не разделила ни одна школа буддизма за пределами Индии, за исключением нескольких течений в китайском буддизме и школы Джонанг , чья активная деятельность пришлась на XVII век . По мнению , посвящённый сутрам Татхагатагарбхи трактат «Ратнаготравибхага», с комментарием на него «Дхармадхарматавибхага» авторства Майтрипы (XI век), стал в Тибете не только основой учения Махамудры Марпы но также, возможно, и учения Атиши . Для школы Кагью Майтрипа является источником практики Махамудры и текста «Ратнаготхавибхага».
В настоящее время первую из перечисленных точек зрения более или менее поддерживают тибетские буддисты Махаяны , вторую — по-своему — буддисты Китая, Кореи и Японии, а также тибетские буддисты, практикующие Дзогчен . Последние утверждают, что природа человеческого ума есть Пробуждение , или изначальное знание ( ригпа , джняна , видья ) [ нет в источнике ] .
Родственные учения
Теория Татхагатагарбхи близка по своей сути теории об Алая-виджняне буддистов- йогачaринов . Последние использовали терминологию последователей учения о татхагатагарбхе в своих сочинениях, таких как « Ланкаватара сутра » и « ». Поскольку учение о «вместилище/зародыше Так Приходящего» так и не стало самостоятельным направлением в буддизме, его иногда ассоциируют с Йогачарой.
См. также
Примечания
- , с. 111-112.
- Hookham S. K. The Buddha Within. Tathagatagarbha Doctrine According to the Shentong Interpretation of the Ratnagotravibhaga. SUNY Press , 1991. 422 p. ISBN 978-0-7914-0358-7
- , с. 110.
Литература
- / Андросов В. П. // Социальное партнёрство — Телевидение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 703. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 31). — ISBN 978-5-85270-368-2 .
- Литвинцев О. С. // Философско-сотериологические аспекты Абхидхармы, Праджнинарамиты и Тантры в буддизме Китая, Тибета и Бурятии / Науч. ред. , Л. Л. Ветлужская . — Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета , 2010. — С. 106—120. — 190 с. — ISBN 978-5-9793-0322-2 .
- Торчинов Е. А. // Торчинов Е. А. . — СПб. : , 2000. — С. 92-119. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8 .
Ссылки
- 2020-10-30
- 2