Interested Article - Чандракирти

Чандракирти ( дев. चन्द्रकीर्ति , тиб. zla.ba. grags.pa. , Dawa Drakpa , родился около 600 н. э., ) — выдающийся индийский мыслитель, буддийский монах, настоятель монастыря Наланда , последователь Нагарджуны и комментатор его работ. Внёс значительный вклад в развитие школы Мадхъямака - Прасангака .

Считается, что Чандракирти смог отстоять позиции прасангаки , сформулированные Буддхапалитой и найти достойную критику Бхававивеке , представителю ответвления Сватантрика .

Чандракирти признан мастером полемики. Помимо сватантрики, он жёстко критиковал учение Дигнаги , на которую сватантрики активно ссылались, а также всю систему Виджнянавады ( Йогачары ) в целом. Он вёл также успешную полемику с брахманизмом и с немахаянскими школами буддизма.

Существенные выводы делает Чандракирти, комментируя "Муламадхъямака-карику" Нагарджуны. Хорошо известны его «Семь шагов логических рассуждений», где он логически обосновывает отсутствие абсолютной основы дхарм (явлений), определяя относительную реальность. Труды Чандракирти оценил реформатор тибетского буддизма Лама Цонкапа , взяв его труды за основу учения основанной им школы Гэлуг .

Сочинения

Чандракирти считается автором нескольких сочинений, которые имеются в тибетском переводе .

  • Мадхъямака-аватара ("Введение в Мадхъямаку") — трактат в 376 стихах в 11 главах с автокомментарием. Проводится опровержение причинности, объясняется двойственность (найратмья) и 16 видов «Пустотности» ( Шуньята ). Рассуждения опираются на Муламадхъямака-карику Нагарджуны: вещи не возникают от самих себя, от других вещей, от того и другого вместе и не являются в то же время беспричинными).
  • Чатухшатака-тика ("Комментарий к Четырёхсотстишью") — комментарии на Чатухшатаки-мадхъямаку Арьядэвы ( III век ); полемика с индийскими философскими школами санкхьи и вайшешики .
  • Прасаннапада ("Яснословие") — комментарий к Мулямадхъямака-карике Нагарджуны, сохранившееся в санскритском оригинале. Помимо полемики с буддистами- сарвастивадинами , а также с вайшешиками и санкхьяиками Чандракирти выдвигает концепции двух уровней истины (абсолютной и относительной), метафорического обозначения предметов учения и логической когерентности (юкти).
  • Юктишаштикавритта (Yuktiṣaṣṭikāvṛtti) - Комментарии в шестидесяти станцах по поводу логических рассуждений
  • Шуньятасаптативритти (Shūnyatāsaptativṛtti) - Комментарии в семидесяти станцах о Пустоте
  • Тришаранасаптати (Triśaraṇasaptati) - Семьдесят стихов о принятии Убежища

Переводы

  • Чандракирти. Введение в Мадхъямику / Пер. с тибет. А.М. Донца. СПб.: «Евразия», 2004. 464 с.

Примечания

  1. — .
  2. Candrakīrti // (кор.)
  3. (фр.) — , 2011.
  4. от 19 ноября 2005 на Wayback Machine // Энциклопедия Кругосвет
  5. Ocean of Nectar: The True Nature of All Things , Tharpa Publications (1995) ISBN 978-0-948006-23-4
  6. Lang, Karen C. Four Illusions: Candrakīrti's Advice to Travelers on the Bodhisattva Path (англ.) . — Oxford University Press , 2003.

Литература

Ссылки

  • Joe Wilson. Chandrakirti’s Sevenfold Reasoning Meditation on the Selflessness of Persons
  • , Robert F. Olson, Philosophy East and West, Volume 24 No. 4, 1977, pp405-411
  • , James Duerlinger, Philosophy East and West, Volume 34 No. 3, July 1984, pp261-272
  • , Peter G. Fenner, Philosophy East and West, Volume 33 No. 3, July 1983, pp251-261
  • , Robert A. F. Thurman, Philosophy East and West, Volume 30 No. 3, July 1980, pp321-337
Источник —

Same as Чандракирти