Школа Чистой земли
- 1 year ago
- 0
- 0
Школа Чистой земли ( кит. Цзинту-цзун , 淨土宗; яп. Дзё̄до-сю̄ , 浄土宗; кор. Чонтхо-чон , 정토종; вьетн. Тинь До Тонг , Tịnh Độ Tông ; в европейской литературе иногда «амидаизм») — наиболее популярное течение дальневосточной Махаяны . В основе учения этой школы лежит вера в спасительную силу Будды Амитабхи ( Амитаюса ), некогда поклявшегося даровать рождение в своей Чистой земле Сукхавати всякому верующему в него и призывающему его имя.
Школа Чистой земли первоначально зародилась в Китае . Её предтечей можно считать общество Белого Лотоса ( кит. Бай лянь шэ 白蓮社), созданное в 402 году Хуэйюанем и его последователями с целью почитания Будды Амитабхи и совместного обретения рождения в его западной Чистой Земле Сукхавати. После смерти Хуэйюаня деятельность общества прекратилась .
В V – VI веках активным проповедником культа Будды Амитабхи был монах Таньлуань. Хотя на родине его деятельность была вскоре забыта, сочинения Таньлуаня со временем получили большую популярность в Японии, где он был посмертно провозглашён первым патриархом школы Чистой земли .
Фактическим основателем школы Чистой земли в Китае может считаться монах Шаньдао ( 613 – 681 ). В 641 году он встретился с наставником Даочо, который впервые проповедовал ему сутры, посвящённые почитанию Будды Амитабхи, после чего Шаньдао основал собственную школу в монастыре Гуанминсы, находившемся в столице Чанъань .
Школа Чистой земли благополучно перенесла антибуддийские гонения годов Хуэй-чан ( 841 – 845 ) благодаря тому, что она не была исключительно монашеской и активно привлекала мирян к религиозной деятельности. После этого она, наряду со школой Чань , превратилась в одно из двух ведущих направлений китайского буддизма. Окончательное организационное оформление этой школы в Китае относится к XIII веку . Данная школа пользуется широкой популярностью среди китайских буддистов вплоть до наших дней.
Проникновение культа Будды Амитабхи в Корею связано с именем наставника Пальджина, который в 758 – 785 гг. провёл затворничество сроком в десять тысяч дней, посвящённое этому Будде . Хотя поклонение Будде Амитабхе получило большую популярность среди корейских буддистов , школа Чистой земли не приобрела в Корее большого политического влияния.
Иная ситуация сложилась в Японии , где школа Чистой земли исторически играла заметную общественную роль. Распространение учения этой школы началось на самой ранней стадии проникновения буддизма в страну . Одним из известных проповедников, популяризовавших среди населения культ Будды Амитабхи, был монах Куя ( 903 – 972 ), который учил людей «[сопровождаемому] танцем памятованию о Будде» ( яп. одори-нэмбуцу 踊り念仏). Становление школы Чистой земли как самостоятельного направления буддизма, однако, произошло только в XII веке и связано с именем монаха Хонэна ( 1133 – 1212 ), основателя школы Дзёдо-сю . В начале XIII века из Дзёдо-сю выделилась Дзёдо-синсю — «Истинная школа Чистой Земли», созданная Синраном ( 1173 – 1262 ). Эта школа получила широкое распространение среди крестьян и со временем превратилась в мощную политическую силу — в частности, под её руководством в XV веке в Японии проходили крестьянские восстания икко-икки . В настоящее время эта школа наряду со своим давним оппонентом — школой Нитирэн -сю, которая исторически пользовалась популярностью среди городского населения, принадлежит к числу ведущих буддийских школ Японии .
Школа Чистой Земли также существует во Вьетнаме , где является одной из доминирующих .
В настоящее время эта школа получила распространение на Западе (прежде всего в США — Гавайи , Калифорния ), преимущественно в японской форме Дзёдо-синсю. Вначале её носителями были в основном представители японской и китайской диаспоры , но позднее к школе стали примыкать и представители иных этноконфессиональных групп .
Доктринальную основу школы Чистой земли составляют три сутры , известные под общим названием «Трёхчастный канон Чистой земли» (кит. Цзинту сань бу цзин 淨土三部經): « Большая Сукхавативьюха сутра », « Малая Сукхавативьюха сутра » и « Амитаюрдхьяна сутра ». Эти канонические тексты, переведённые на китайский язык в III – V веках , содержат описание Чистой земли Будды Амитабхи (Амитаюса) и наставления о том, как можно обрести там рождение.
Особая популярность, которую получил на Дальнем Востоке культ Будды Амитабхи, была обусловлена, прежде всего, ясностью и определённостью поставленной в рамках этого культа религиозной цели, которая была равно притягательна как для монахов, так и для мирян. Кроме того, доктрина школы Чистой земли имела (хотя бы внешне) определённые точки соприкосновения с традиционной дальневосточной культурой: так, западное направление издревле ассоциировалось в Китае с блаженной страной богини Сиванму , где растут персики бессмертия, а безграничность жизненного срока Будды Амитабхи (Амитаюса) и обитателей его Чистой земли была созвучна такому важнейшему идеалу национальной китайской религии, как долголетие ( кит. шоу 壽) .
Проповедованное в этих сутрах Буддой Шакьямуни учение о пути к освобождению из мира страданий через веру в Будду Амитабху и призывание его имени находится в русле общемахаянских представлений о великой спасительной силе памятования ( кит. нянь 念) о различных Буддах и бодхисаттвах . В школе Чистой земли, однако, эта идея была доведена до своего полного логического развития. Последователи этой школы подчёркивают, что освобождение от сансары достигается не собственными силами, а благодаря спасительной силе другого — Будды Амитабхи, почему эту школу и называют школой «сил другого» ( кит. та ли 他力), в отличие от прочих школ — школ «собственных сил» ( кит. цзы ли 自力). Необходимость опоры на силы Будды Амитабхи объясняется последователями этой школы исходя из принципа угасания способностей существ в эпоху «конца Учения» , когда люди уже не способны понимать сложности буддийской философии и заниматься изощренной техникой йоги , поэтому им остаётся лишь возложить все свои надежды на спасительную силу сострадания Амитабхи . Эта концепция нашла наивысшее выражение в учении японского наставника Синрана, основателя школы Дзёдо-синсю, который подчёркивал особую роль веры в Амитабху как личного спасителя каждого человека и придавал исключительное значение восемнадцатому обету Будды Амитабхи, то есть его клятве спасти всех, кто десятикратно призовёт его имя. Этим был обусловлен более «мирской» характер Дзёдо-синсю по сравнению с общедальневосточной традицией: Синран дозволял даже монахам иметь семью и есть мясо, поскольку всё это не имело значения по сравнению с верой в Будду Амитабху и его спасительные обеты .
Главной формой религиозной практики школы Чистой земли является памятование о Будде ( кит. няньфо , 念佛; яп. нэмбуцу , 念仏; кор. ёмбуль , 염불), под которым обычно подразумевается повторение молитвенной формулы «Принимаю прибежище в Будде Амитабхе» ( кит. Намо Амито-фо , 南無阿彌陀佛; яп. Наму Амида-буцу , 南無阿弥陀仏; кор. Наму Амитха-пуль , 나무아미타불; вьетн. Нам Мо А Зи Да Фат , Nam Mô A Di Ðà Phât ). Минимальное число повторений этой формулы равняется десяти, что обосновывается ссылкой на восемнадцатый обет Будды Амитабхи, гласящий:
«Когда я обрету [состояние] Будды, то, если [обитающие] в десяти направлениях живые существа всем сердцем [исполнятся] веры и радости, возжелают родиться в моей стране и [свершат] хотя бы десять памятований [обо мне], [но] не родятся [в моей стране] — да не достигну [я] совершенного пробуждения» .
Хотя для обретения перерождения в Чистой земле достаточно десятикратного произнесения этих слов, многие последователи школы Чистой земли стремятся прочесть эту молитвенную формулу возможно большее число раз.
В монашеской практике памятование о Будде могло дополняться шестнадцатью видами созерцания (визуализации) Чистой Земли, подробно описанными в « Амитаюрдхьяна сутре ».
В позднесредневековой китайской традиции наблюдалось сближение практик школ Чань и Чистой земли: чаньские наставники рекомендовали своим ученикам повторение имени Будды Амитабхи, а последователи школы Чистой земли, в свою очередь, заимствовали отдельные элементы психотехники Чань .