Interested Article - Шраута
- 2020-10-30
- 2
Шра́ута ( санскр. श्रौतम् IAST : Śrautam ) — консервативная ритуалистическая традиция ведийской религии в индуизме , основанная на священных писаниях шрути . Практикуется по сегодняшний день в некоторых местах в Индии и является малочисленным течением в современном индуизме. Термин «шраута» представляет собой (производное) от «шрути», так же как смарта — от смрити .
Классификация
Современными традициями шраута являются:
- Ригведа — Ашвалаяна и Шанкхаяна (Каушитаки)
- Самаведа — Джайминия, Каутхума, Ранаяния
- Кришна-Яджурведа — Баудхаяна, Вадхула, Манава, Бхарадваджа , Апастамбха, Хираньякешин и Вайкханаса (वैखानसः)
- Шукла-Яджурведа — Катьяяна
- Атхарваведа — Каушика и Пайппалада
Практики
Традиция шраута основана на Ведах и придаёт большое значение ритуальным практикам, которые в основном состоят из яджн . Яджны делятся на две категории:
Нитья-карма — это те яджны, которые должны проводиться ежедневно или по особым случаям. Камья-карма — это такой вид яджн, которые совершаются с определённой целью — вызывание дождя, приумножения поголовья крупного рогатого скота, обретение высокого положения в обществе или рождение сына (яджна ).
Яджны
В Ведах описываются 400 различных видов яджн .
Одной из подкатегорий этих яджн выступают Панча-махаяджны (Пять великих яджн, смотрите « Тайттирия-араньяка » 2.10), а именно:
- Дева-яджна — состоит в предложении ахути дэвам
- Питри-яджна ( IAST : Pitṛyajña ) — состоит в предложении подношений душам умерших предков
- Бхута-яджна ( IAST : Bhūtayajña ) — состоит в предложении бали или еды определённым духам
- Манушья-яджна ( IAST : Manuṣyayajña ) — состоит в том, чтобы накормить гостей
- Брахма-яджна ( IAST : Brahmayajña ) — заключается в ежедневном повторении Вед
Пантеон
Пантеон традиции шраута состоит из различных богов и богинь, которых называют дэвами . Они представляют различные силы природы и обожествлённые социальные понятия. Например, одним из аспектов дэвы огня Агни является пламя . В более недавнем, своеобразном толковании, пламя олицетворяет психологическую силу, силу воли, связанную с Агни, который выступает как бог воли .
Так как шраута сосредоточена на совершении ведийских ритуалов, её пантеон в основном состоит из богов «Ригведы» и отличается от обычного пуранического индуизма . Наиболее важными богами являются Агни , Индра и Сома , а также Вишведевы , Ашвины , Ушас , Сурья , Савитр , Парджанья , Рудра и Сарасвати .
Устная традиция
Слово шраута происходит от слова шрути , которое означает «услышанное» . Знание в традиции шраута передавалось устно от учителя ( гуру ) к ученику (шишья). Ведийские учёные начали использовать манускрипты для передачи знания Вед только в Средние века , а печатную литературу — после прихода западной филологии в Британскую Индию. Письменная передача знания была всегда второстепенной — главная роль уделялась заучиванию текстов наизусть.
Способы повторения и пения Вед
В устной традиции Вед существуют несколько способов повторения и пения, обучение которым начинается с самхита -патхи. В данном случае патха выступает как один из способов повторения. К другим методам относятся: « пада », «крама», «джата», «мала», «шикха», «рекха», «дхванджа», «данда», «ратха», «гхана» и др.
Некоторых декламаторов Вед называют «гханапатхины» — они обучились искусству повторения текста до высокого уровня, называемого «гхана». «Патхин» означает «тот, кто освоил патху». Гханапатхины используют различные методы повторения мантр. Разные методы также используются в других способах повторения, таких как крама, джата, шикха, мала и др. Основной целью в этих методах является строгое соблюдение правил произношения — произношение каждого слога мантры должно быть безукоризненно .
Современное положение традиции шраута
На сегодняшний день традиция шраута более всего развита в Южной Индии . Группы, принадлежащие к ней, присутствуют в штатах Тамилнад , Керала , Карнатака и Андхра-Прадеш , а также местами в Махараштре , Уттар-Прадеш и в некоторых других штатах. Наиболее известной из этих групп являются брахманы намбудири из Кералы, чьи традиции были изучены и документированы . В современном индуизме традиция смрити гораздо более широко распространена, чем шраута. Следование одной традиции не исключает возможность практиковать другую — многие адепты смрити продолжают проводить ведийские ритуалы и яджны .
На дому принято проводить . Особое значение в традиции шраута придаётся агнихотре (того, кто проводит обряд агнихотры, называют агнихотрин (अग्निहोत्रिन् agnihotrin)), жертвоприношениям на новолуние и полнолуние, а также некоторым более сложным ритуалам.
См. также
Примечания
- . Дата обращения: 24 мая 2008. 23 мая 2008 года.
- Essentials of Krishna and Shukla Yajurveda- RL Kashyap; SAKSI, Bangalore, Karnataka ISBN 8179940322
- cf. Rudram Chamakam 6
- . Дата обращения: 27 мая 2008. 10 мая 2008 года.
- . Дата обращения: 27 мая 2008. 13 мая 2008 года.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Essentials of Krishna and Shukla Yajurveda — RL Kashyap; SAKSI, Bangalore, Karnataka
- Корнеева, Наталья Афанасьевна, //
Ссылки
- 2020-10-30
- 2