Interested Article - Кавача (индуизм)

Кавача ( санскр. कवच , IAST : kavaca , «броня») — тип защитного гимна в ритуальной литературе индуизма . Кавачи были введены в ритуальную практику, чтобы сделать духовную и ритуальную практику более эффективной, освободить практикующего от помех, помочь ему ощутить тождество с избранным божеством. Это введение наблюдается уже в самом отдалённом прошлом — определённые элементы присутствуют в некоторых гимнах Атхарваведы .

Самые ранние ссылки на использование Кавач в ритуальной практике — это фрагменты в и , в котором Вишну ( — по версии Камика-агамы) наставляет Индру в практике чтения Нрисимха-кавачи. Эта часть Мригендра-агамы с текстом Нрисимха-кавачи практически не сохранилась и доступна лишь фрагментарно. Камика-агама даёт лишь очень краткое описание этой Кавачи. Второй по древности текст — это Субрамунья-кавача-стотра из Кумара-тантры , одной из упа-агам Камика-агамы.

Кавачи, так же как и Аргала-стотры , килаки , рахасьи и другие тексты относится к вспомогательным текстам, попадая в раздел практик Камья (kamya — по желанию) и Наймиттика (naimittika — по конкретному поводу). Обычно кавачи используются при возникновении каких-либо проблем или препятствий, мешающих или угрожающих жизни, садхане , Дхарме .

Композиция Кавач

Подавляющее большинство Кавач имеют идентичные композиционные особенности, и каждую Кавачу можно разделить на несколько частей :

  • Пурва-бхага [pūrva bhāga] — вступление. Во вступлении обычно перечисляются:
  1. Риши — ведийский мудрец, который впервые услышал конкретную кавачу от божества, читал её и достиг сиддх её рецитацией;
  2. Чандас — размер, которым написана Кавача;
  3. Девата — божество, к которому обращен текст Кавачи;
  4. Количество повторений кавачи (может находиться в Уттара-бхаге [завершение]).
  • Ньяса [nyāsa] — размещение. Иногда делится на Кара-ньяса [kara — обложение] и Анга-ньяса [anga — тело, часть тела]. Во время Ньясы читаются вступительные мантры, соотносящие части тела с тем или иным аспектом божества Кавачи; выполняются в строго определённой последовательности мудры, с приложением рук в мудрах к определённым частям тела; иногда добавляются ритуальные поклоны. Эта часть может повторяться 3-5 раз.
  • Дхьяна [dhyāna] — сосредоточение. Дхьяна-шлоки — ритмические стихи для углубления медитации на точной форме божества Кавачи с описанием его лица, рук, атрибутов. Может делится на Саттва-дхьяну, Раджа-дхьяну и Тамаса-дхьяну.
  • Манаса-панча-пуджа [manasa pañca pūja] — мысленная пуджа (вселенских) пяти элементов — Земли, Воды, Огня, Воздуха и Акаши.
  • Сам текст кавачи. В нём божество призывается через различные имена-эпитеты, каждое из которых указывает на специфический аспект или атрибут божества Кавачи. В процессе чтения практикующий должен поддерживать троичную тождественность: между Божеством и Вселенной; между Вселенной и практикующим; и между практикующим и Божеством. Декламация кавачи приносит плоды только после реализации такой троичной тождественности. Каждое из имён-эпитетов соотносится с определённой частью тела читающего:

uchchhiṣṭaṃ rakṣatu shiraḥ shikhāṃ chaṇḍālinī tataḥ .

sumukhī kavachaṃ rakṣeddevī rakṣatu chakṣuṣī .. 5..

Уччхишта да защитит мою голову, макушку — Чандалини, Прекрасноликая Деви бронёй да защитит глаза.

[Матанги Сумукхи кавача, Рудраямала тантра. Перевод с санскрита Ерченкова О. Н.]

  • После завершения чтения основного текста вновь читаются и повторяются Ньяса, Дхьяна и Манаса-панча-пуджа. Последовательность их чтения определяется самим текстом Кавачи.
  • Уттара-бхага [uttara bhāga] — завершение. Заключительная часть, в которой детализированны плоды систематического чтения Кавачи, запреты на распространение и чтение без указания и благословения Гуру .

Типы построения основного текста

Согласно Агамам , существуют два типа построения основного текста Кавач:

  • Мантра-виграха-кавача [mantra vigraha kavaca]. Кавачи этого типа составлены с использованием слогов Мула-мантры божества, к которому обращена Кавача.
  • Нама-виграха-кавача [nāma vigraha kavaca]. Этот тип составлен с использованием основных имён-эпитетов божества: так, например, написана Шанмукха Кавача, в которой используются 64 основных имён-эпитетов Сканды - Муругана .

Оба типа кавач также могут иметь свои особенности:

  • Текст может быть построен в соответствии с санскритским или другим алфавитом и все имена начинаются последовательно от первой гласной и до последней согласной алфавита. Сюда же можно отнести и тексты, в которых первые буквы шлок начинаются в соответствии с последовательностью алфавита.
  • Все имена-эпитеты божества, к которому обращена Кавача, начинаются с какой-либо одной буквы

В основном же, тексты не придерживаются этих условий и имена-эпитеты идут без какой-либо грамматической последовательности.

Источники и количество

Точное количество Кавач не известно: Шри С. В. Ситхаратна Ийер в изданном им сборнике « Тысяча мантр к разным богам » говорит о нескольких сотнях текстов Кавач, посвящённых различным божествам индуистского пантеона. Большинство Кавач находятся в шактийских Тантрах и Агамах и посвящены различным ипостасям Деви Кали , Лалите , Бхайрави и другим. Меньше всего — к Вишну и его аватарам . Кроме Кавач, посвящённых верховным божествам, существуют Кавачи, посвящённые различным второстепенным божествам — Локапалам , Наваграхам , божествам-хранителям местностей и т. д. Есть также несколько Кавач, обращённых к Гуру .

Большинство известных Кавач находятся в шиваитских и шактийских Тантрах и Агамах . Некоторое количество присутствует в Пуранах (в основном, в Упа-пуранах). Некоторые Кавачи являются независимыми и не имеют своим источником какой-либо традиционный текст Тантр , Агам или Пуран .

Правила и результаты чтения

О правилах и результатах чтения постоянно говорится как в текстах самих Кавач (в Пурва-бхага или в Уттара-бхага), так и в тестах Тантр и Агам , в которых находятся Кавачи. Регулярная и систематическая рецитация Кавачи очень важна для практикующего — иногда прямо указывается на обязательное однократное или многократное ежедневное чтение. В некоторых случаях имеются предписания о времени чтения, направлении на определённую сторону света . Также неоднократно предупреждается самостоятельное чтение Кавачи без прямого указания, благословения или приказа Гуру — традиция утверждает, что подобное чтение не только бессмысленно или бесполезно, но и способно принести вред как в этой жизни, так и в последующих. Аналогичное предупреждение имеется и насчёт свободной передачи текста Кавачи.

См. также

Примечания

  1. Кумара-тантра — единственная агама, которая исключительно и продуманно имеет дело с детальным процессом ежедневного почитания Господа Сканды (Муругана) — еженедельные и ежемесячные храмовые праздники Муругана, процесс установки и освящения различных образов, связанных с Муруганом, Маюра-яджной, и другими событиями. Chakraborty B.B. 1981. Indus Script: A Further Light . Calcutta.
  2. Dr. S.P. Sabharathnam. Shanmuka kavacam and kavacam literature genre . 1988
  3. Sri C. V. Seetharatna Iyer, Sahasra Mantra Sara Sangrahaha, vol 1 & 2 , Divakarla Publications, Hy-derabad, 1985
  4. Teun Goudriaan, Sanjukta Gupta. A Histiry of Indian Literature. vol. 2 — Hindu Tantric and Shakta Literature . Otto Harrassowitz, Wiesbaden. 1981 ISBN 3-447-02091-1
  5. Так, Т. Гудриан и С. Гупта во второй части « Истории индийской литературы » пишут, что все вайшнавские Кавачи должны читаться в восточном направлении, в то время как Кавачи, обращенные к Шиве, Деви, Ганеше, Сканде и их ипостаям, должны читаться в северном направлении.
Источник —

Same as Кавача (индуизм)