Бхагаван Госвами
- 1 year ago
- 0
- 0
Бхагава́т , бхагаван ( санскр. भगवान् , IAST : bhagavān «господин, владыка» , "Благословенный") — в индуизме имя-эпитет высших божеств, прежде всего Вишну и его аватар ( Кришна и др.), реже Шивы и др.
В буддизме этим именем-эпитетом называют Гаутама Будду и других будд (прежде всего в махаяне).
Также " бхагават" было и остаётся в Индии формой вежливого обращения к почитаемому лицу (богу, святому, царю и др.), вроде русского «господин».
Бхагава́ти ( bhágavati «Владеющая счастьем», "Благословенная") — женский род от «бхагават», используется как эпитет индийской богини счастья Лакшми .
Слово " bhagavat" (форма основы) или " bhagavān" (форма именительного падежа ; к основе bhaga прибавлен суффикс - vant — суффикс обладания, причастности к чему-либо) первоначально значило «обладающий богатством / благом», «счастливый», «славный», «благословенный» и т. д. Позднее возникли значения «почитаемый», «святой» / «священный», «божественный».
Происходит от существительного " bhaga" («доля», «удача», «счастье»), родственного русским словам «Бог» и «богатый».
В богословии вайшнавизма , Бхагаван выступает как личностный аспект Абсолютной истины. Три уровня осознания Абсолюта описываются, в частности, в « Бхагавата-пуране »:
Говорится, что Всевышний, Бхагаван, обладает бесчисленными духовными качествами, из которых принято выделять шесть основных. В « Вишну-пуране » (6.5.79) ведийский риши Парашара перечисляет эти шесть качеств, называемых санскритским термином «бхага»:
Понятие Бхагавана соотносится с монотеистической концепцией Бога, — это наивысшая личность, являющаяся источником всего сущего и обладающая абсолютной властью. Это значит, что Бхагаван обладает всей силой, всей мудростью. Бхагаван — это личность, обладающая силой, знанием, красотой, славой, богатством и отречением в полной мере. Иначе говоря, если перед нами стоит личность, обладающая всеми богатствами во вселенной, являющаяся самой сильной во всём творении, и т. д. со всеми другими своими качествами, её можно назвать Бхагаваном. В различных ведийских писаниях индуизма утверждается, что эти шесть качеств Бхагавана привлекают абсолютно всех. Кто-то может привлекаться всеми шестью сразу, кто-то только некоторыми из них. Например в гаудия-вайшнавизме Бхагавана называют Кришной , что в переводе значит всепривлекающий.
Практика, позволяющая постичь аспект вечности, называется джнана-йогой . С постижением Брахмана , человек осознает 2 качества Бхагавана, знание и отречение.
Практика, позволяющая постичь Параматму — высшую душу в сердце, называется аштанга-йогой . Постигая высшую душу, человек обретает единство со сверхсознанием, в дополнение к вечности. С постижением высшей души человек постигает 4 качества Бхагавана, это Его могущество и славу, в дополнение к знанию и отречению.
Практика, позволяющая постичь Высшую Личность, Бога, называется бхакти-йогой . На этой ступени осознания Истины человек в дополнение к вечному знанию обретает блаженство. На этом уровне человек осознает все качества Бхагавана. Как Личность Бога проявляет себя как Брахман и Параматму, так и бхакти (любовное служение Богу) является основой всех других форм самосовершенства. Поэтому в вайшнавизме утверждается, что духовная практика, лишенная элементов преданного служения Богу обречена на крах. Именно по этой причине духовные практики в традициях бхакти делают упор на бескорыстном служении Богу.
Самые ранние свидетельства существования религии бхагавата (бхагаватизм) относятся примерно ко V веку до н. э. Одним из таких свидетельств является надпись на колонне Гелиодора , в которой греческий посол из Таксилы в царстве Сунга , провозглашает себя « бхагаватой » («хелиодорена бхагаватена»):
Devadevasa Va [sude]vasa Garudadhvajo ayam karito i[a] Heliodorena bhaga- vatena Diyasa putrena Takhasilakena Yonadatena agatena maharajasa Amtalikitasa upa[m]ta samkasam-rano Kasiput[r]asa [Bh]agabhadrasa tratarasa vasena [chatu]dasena rajena vadhamanasa
Эта колонна Гаруды была воздвигнута для Бога богов Васудевы , бхагаватой Гелиодором, сыном Диона и уроженцем Таксилы , прибывшем в качестве посла от великого греческого царя Антиалкида к царю-спасителю Касипутре Бхагабхадре, находящемуся в благоденствии на 14-м году своего правления…. (текст не сохранился)… три бессмертных шага . …. (текст не сохранился)…и практика, которая ведёт нас на небеса — самоконтроль, благотворительность, и усердие.
Слово «бхагават» часто используется в ранних текстах пали для описания Будды , а также употребляется в как одно из слов для описания «татхагатхи». «Сакамуниса бхагавато» — надпись кхароштхи , обнаруженная на вазе, которую поместил в буддистскую ступу греческий (правитель провинции) по имени Феодор :
Меридарх Феодор возложил здесь мощи Господа Шакьямуни на благо всех людей.