Interested Article - Радха-Кришна

Ра́дха-Кри́шна ( санскр. राधा कृष्ण , IAST : rādhā-kṛṣṇa ) — божественная чета в индуизме , в которой Бог предстаёт в мужской и женской ипостасях Кришны и его возлюбленной Радхи . Культ Радхи-Кришны характерен для таких традиций кришнаизма , как Нимбарка-сампрадая , пуштимарга и гаудия-вайшнавизм . В гаудия-вайшнавском богословии Кришна выступает как изначальная ипостась Бога , а Радха — как его вечная возлюбленная девушка-пасту́шка гопи , как изначальная женская ипостась Бога, источник всех гопи, участвующих в танце раса и других играх . По отношению к Кришне, Радха рассматривается как верховная богиня, контролирующая Кришну силой своей любви. Описывается, что Кришна настолько прекрасен, что покоряет своей красотой весь мир, но Радха очаровывает даже его и поэтому занимает более возвышенное положение. Тема божественной любви между Кришной и Радхой стала популярным мотивом в искусстве и литературе Индии начиная с XII века — со времён орисского поэта и святого Джаядевы , написавшего санскритскую поэму « Гитаговинда ».

Философия

Впервые философское обоснование культа Радхи-Кришны выполнил в XII или XIII веке Нимбарка , основатель соимённой ему сампрадаи .

Согласно гаудия-вайшнавскому богословию , божественная женская энергия ( шакти ) происходит из божественного источника, Бога или шактимана . « Сита родственна Раме ; Лакшми принадлежит Нараяне ; а у Радхи есть её Кришна ». Так как Кришна рассматривается как источник всех проявлений Бога, «Радха, его супруга, является изначальным источником всех шакти» или женских эманаций божественной энергии.

Средневековый гаудия-вайшнавский богослов Джива Госвами в своём труде «Прити-сандарбха» утверждает что каждая из гопи проявляет различный уровень экстатической любви. Наивысший уровень любви к Кришне демонстрирует Радха.

Общее происхождение слов шакти и шактиман , в данном случае обозначающих женскую и мужскую ипостась Бога, указывает на то, что они неотличны друг от друга и есть одно целое. Практически все формы Бога в индуизме , также как и все девы , имеют женского партнёра, свою «лучшую половину» или Шакти. Без этой Шакти, они часто рассматриваются как не имеющие силы. В индуизме является обычной практикой поклонение Богу одновременно в его женской и мужской ипостасях, что и имеет место в случае с Радха-Кришной. Традиции, в которых Кришне поклоняются как сваям-бхагавану в его мужской форме, также включают в себя поклонение его женской половине Радхе, которую также почитают как верховное божество. Считается общепринятым представление, в котором единение Радхи и Кришны может означать единение шакти с шактиманом, причём подобная точка зрения существует также и за пределами ортодоксального вайшнавизма и кришнаизма .

В концепции шакти-шактимана, известной как шакти-паринама-вада, или учение о видоизменениях божественной энергии, можно обнаружить онтологическую структуру, описывающая «в-себе-и-для-себя» Бога.

Кришна — Шактиман, «обладающий шакти» (силой или энергией). Шакти есть одновременно и способность Кришны, оставаясь неизменным, преобразовывать себя в разнообразные формы наличного бытия, и сама эта наличность. В отличие от аватар , которые при всём их многообразии есть не что иное, как сам Кришна, как бы надевающий на себя разные личины, шакти являются сущностями иного порядка, имеющими своё основание в Кришне, неразрывно связанными с ним, но отличными от него и относительно самостоятельными. В качестве аналогии приводится соотношения солнца и его лучей, которые исходят из солнца, зависят от него, но вместе с тем есть нечто отличное от светила. Несмотря на то, что солнце излучает огромную энергию, оно всегда остается равным самому себе. Точно так же и Кришна всегда полон и не терпит никакого ущерба, несмотря на то, что преобразует себя с помощью своей шакти во множество форм. В одном из известных изречений Упанишад доктрина шакти-паринама-вады находит своё подтверждение: « когда из целого вычитается целое, первоначальное целое остается целым ».

Существует три вида шакти:

  1. Антаранга-шакти (внутренняя энергия)
  2. Бахиранга-шакти (внешняя энергия)
  3. Таташтха-шакти (пограничная энергия)

Антаранга-шакти наделяет Бога всемогуществом и пронизывает духовный мир («в-себе-и-для-себя»), который самодостаточен и существует вне времени. Как и Бхагаван , антаранга-шакти описывается предикатами сат-чит-ананда (вечносущая, сознающая, исполненная блаженства). В соответствии с этими предикатами в ней выделяются три уровня:

  1. Сандхини-шакти субстрат духовной реальности, с её помощью Бхагаван поддерживает собственное бытие и бытие других живых существ, берущих в Нём начало.
  2. Самвит-шакти — способность обладать абсолютным знанием и сила этого знания, благодаря ей Кришна знает себя самого, духовный и материальный мир а также живые существа, она же даёт возможность живым существам постичь Бога.
  3. Хладини-шакти — способность Кришны испытывать высшее духовное блаженство самому и наделять блаженством других.

Сущность хладини-шакти — высшая стадия любви Богу ( према ), которая выражается в преданном служении ( бхакти ). Радха считается олицетворением хладини-шакти, вечной супругой Кришны. Кришна — пурна-шактиман («обладающий всеми шакти») а Радха — пурна-шакти («полная шакти»), то есть высшая, объемлющая все остальные, подобно тому как Кришна есть источник всех аватар, Радха есть источник всех шакти.

Радха-Кришна «нераздельны и неслиянны», их бытие относится к философской категории ачинтья-бхеда-абхеда . Однако Кришна представляет собой мужское начало, а Радха — женское, поэтому Кришна всегда играет доминирующую роль, а Радха — подчинённую. Их взаимоотношения описываются в традиционной вайшнавской литературе эзотерическим эротическим языком.

Ряд интерпретаций различных традиций в понимании поклонения имеют общую базу персонализма . Последователи гаудия-вайшнавской традиции Чайтаньи, в своей доктрине и миссии придерживаются строго персоналистических взглядов на природу Бога. В гаудия-вайшнавизме Кришна объявляется верховной и изначальной ипостасью Бога, Чайтанья почитается как объединённая аватара Радхи и Кришны, признаётся реальность и вечность индивидуальных душ, преподносятся конкретные методы приближения к Абсолютной Истине, наивысшим аспектом которой считается Бог в своей личностной форме.

Понимание Радхи-Кришны в гаудия-вайшнавизме тесно связано с концепцией расы . Богословское использование термина впервые встречается в одном из афоризмов « Веданта-сутр », составленных по крайней мере за два тысячелетия до появления школ Нимбарки и Чайтаньи: «Воистину, Господь есть раса» ( расо ваи сах ). В этой фразе выражена точка зрения на природу Бога как на верховного наслаждающегося расой — вечным духовным вкусом.

В своих беседах с Чайтаньей, Рамананда Рай , перед тем как начать описание роли Радхи в лилах Вриндавана , говорит о её качествах, среди других текстов цитируя стих из « Чайтанья-чаритамриты » 2.8.100.

Согласно шри-вайшнавскому богословию, Кришна-Радха, представляют собой возлюбленную чету — Вишну и его супругу богиню Лакшми. В пуранах сказано, что Вишну снизошёл на Землю в человеческой форме Кришны, чтобы показать всем людям, какой лёгкой и радостной может быть любовь, какие формы игр, чувств и отношений возможны на Вайкунтхе . Бог выразил Свои любовные чувства по отношению к Своей супруге Лакшми в форме Радхи, станцевав танец раса-лилы . Вишну специально принял форму юноши Кришны, а Лакшми форму Радхи, с целью показать, что любовь не подчиняется устоям и правилам, ведь в те времена выражение чувств между юношами и девушками было невозможным с общественной точки зрения. Это противоречило социальным устоям, где любые отношения между мужчиной и женщиной могли существовать лишь в браке.

Традиции

Радхе-Кришне поклоняются в следующих традициях индуизма :

Бхагаватизм

В Ведах и Пуранах , Радха и другие формы глагола радх имеют такие значения, как «совершенство», «успех» и даже «богатство». «Господа успеха» Индру называют Радхаспати . Термин радхаспати также используется в значении «Господь удачи» по отношению к Махавишну и употребляется Джаядевой . Слово радха упоминается в « Атхарва-веде » и « ».

Шарлот Водевиль, в своей работе «Evolution of Love Symbolism in Bhagavatism» («Эволюция любовного символизма в бхагаватизме») проводит параллели между Радхой и героиней поэмы Андал « » по имени Наппиннай, которую также упоминает Наммальвар , называя её невесткой Нандагопы. Несмотря на то, что взаимоотношения Радхи и Наппиннай с Кришной имели разную природу, Наппинай считается источником Радхи в пракритской и санскритской литературе. В традиционном ритуальном танце кураваи, Кришна танцует со своей супругой Наппиннай.

Относительно взаимоотношений преданных с Кришной и динамики взаимоотношений самой возвышенной преданной Кришны (Радхи) и объекта её любви, Шарлот Водевиль говорит следующее:

Это очень сложные взаимоотношения, преданный «одновременно един и отличен от Господа», даже в радости единения присутствует боль разлуки. На самом деле, согласно Ямуначарье, самой возвышенной формой преданности является не встреча, но то, что непосредственно сопровождает её, — страх новой разлуки.

Радха-Кришна упоминается в «Яшастилаке» ( 959 год ), за два столетия до периода Джаядевы. Кроме того, упоминания о Радхе-Кришне встречаются в романе Баны « » (VII в. н. э.). Радха также описывается в « Брахмавайварта-пуране » и « Падма-пуране ».

Нимбарка-сампрадая

В Нимбарка-сампрадае , также как и в Рудра-сампрадае , юному Кришне поклоняются вместе с его супругой Радхой. Эти традиции кришнаизма считаются самыми древними традициями, основанными на поклонении Радхе-Кришне . Согласно Нимбарке, Радха является вечной супругой Вишну-Кришны. Нимбарка также упоминает о том, что Радха вышла замуж за своего возлюбленного Кришну. Таким образом, он «спасает» Радху от существовавшего вокруг её фигуры «ореола безнравственности» или аморальности и наделяет её особыми достоинствами.

Нимбарка-сампрадая, основанная Нимбаркой, является одной из четырёх авторитетных сампрадай вайшнавизма. Учёные относят появление традиции к IX XIII векам , однако последователи традиции считают, что сампрадая была основана Нимбаркой 4500 лет назад в ведийский период . По причине разрушения мусульманами Матхуры и Вриндавана в XIII — XIV веках , никаких источников, проливающих свет на историю традиции, не сохранилось.

Такие учёные как Сатьянанд Джозеф, Проф. Расик Бихари Джоши, Проф. М. М. Агравал и некоторые другие, полагают, что Нимбарка был либо современником Шанкары , либо жил в несколько более ранний период. Нимбарка был первым ачарьей , установившим, наряду с поклонением Кришне, поклонение Радхе, — метод поклонения, называемый сакхи-бхава-упасана . В «Веданта-камадхену-дашашлоке», комментарии Нимбарки на « Веданта-сутры », говорится:

Шримати Радха — это левая часть тела Всевышнего Господа, она блаженно восседает, как и Сам прекрасный Господь, которому служат тысячи гопи: мы медитируем на эту Верховную Богиню, исполняющую все желания.

Эту тему продолжил Джаядева и другие средневековые поэты, привлечённые присущей этой философии блаженной духовной красотой. Джаядева, бенгальский поэт и вайшнавский святой XII века , создал изысканную лирическую поэму о страстной преданности, поэму, которая положила начало огромному движению бхакти в Бенгалии . По мнению учёных, однако, источник главной героини поэмы Джаядевы « Гита-говинда » остаётся неразрешённой загадкой санскритской литературы. В то же время существуют ссылки на более чем 20 литературных источников, датируемых более ранним периодом, чем «Гита-говинда». Образ Радхи является одним из наиболее неуловимых в санскритской литературе; она описывается только в отдельных текстах пракритской и санскритской поэзии, упоминается в нескольких надписях и ряде трудов по грамматике, поэзии и драме.

В Нимбарка-сампрадае, Радха и Кришна имеют равное значение, вместе выступая объектом поклонения. Труд основоположника традиции Нимбарки «Веданта-париджата-саурабха» считается одним из самых ранних комментариев на «Веданта-сутры». Позднее, другие ачарьи сампрадаи в XIII — XIV веках во Вриндаване составили бо́льшую часть литературы о божественной чете, или, как они её называли, Югала-Кишоре . Свами Шри Шрибхатта, старший духовный брат Джаядевы, подобно ему составил «Югала-шатаку», предназначенную для исполнения в музыкальном стиле . В отличие от Джаядевы, который составил свою «Гита-Говинду» на санскрите , «Югала-шатака» Свами Шрибхатты была написана на региональном диалекте хинди брадж-бхаша , распространённом во Врадже . Остальные ачарьи этой традиции также писали на враджа-бхаше. По причине ограниченной распространённости этого диалекта, в настоящее время труды этих ачарий практически не исследуются, хотя они и были написаны за несколько веков до начала периода Шести Госвами Вриндавана . Редким исключением стала диссертация 2014 года В. Рамнараса .

Так или иначе, единственным объектом поклонения в Нимбарка-сампрадае является объединённая божественная чета Радха-Кришна. Согласно «Махавани», труду, составленному в XV веке Свами Харивьясой Девачарьей:

Я непрестанно прославляю Шримати Радху, которая есть никто иная, как Кришна, и Шри Кришну, кто есть не кто иной, как Радха. Их единение представлено камабиджей и они являются вечными обитателями Голока Вриндаваны .

Таким образом, философия и богословие культа Радха-Кришны взяли своё начало в Нимбарка-сампрадае, которая сделала огромный вклад в развитие традиции поклонения Радхе-Кришне в кришнаизме.

Пуштимарга

Кришна с гопи — картина из Смитсоновского института

Валлабха , основатель традиции пуштимарга , ещё до Чайтаньи установил поклонение Радхе. Последователи этой традиции отождествляют себя с девушками-подружками и служанками ( манджари ) Радхи в духовном мире , которые имеют привилегию устраивать интимные любовные лилы Радхи-Кришны.

В произведениях одного из выдающихся поэтов этой традиции, Дхрувадасы, уделено особое внимание интимным лилам Радхи-Кришны. В его поэме «Чаураси-пада», а также в комментариях его последователей, всячески превозносится духовное благо, получаемое от постоянной медитации на вечные лилы Радхи-Кришны.

В валлабха-сампрадае, также как и в других традициях вайшнавизма, принимается первостепенное богословское значение « Шримад-Бхагаватам », но игнорируются некоторые лилы, не относящиеся к категории взаимоотношений Радхи, Кришны и гопи . При этом делается упор на аспект сладости, или расы , этих взаимоотношений.

Вайшнавская сахаджия

С XV века в Бенгалии и Ассаме процветает тантрическая традиция вайшнавской сахаджии, во многом основанная на поэзии Чандидаса , где Кришна понимается в качестве внутреннего божественного начала мужчины, а Радха, соответственно, женщины .

Чандидас, предположительно в 1415 году , написал «Шри Кришна киртан», собрание замечательных песен, прославляющих Радху и Кришну. Данный текст рассматривается как одно из наиболее важных свидетельств раннего отображения популярной истории «любви Господа Кришны к девушке-пастушке Радхе» в бенгальской литературе и религии. 412 песен «Шри Кришна киртана» поделены на 13 разделов. В них представлены различные вариации историй Радхи-Кришны, обеспечивающие отличный материал для сравнительных исследований. Из манускрипта становится ясно, что песни должны были воспеваться или декламироваться под определённые раги . В научных кругах существуют определённые дебаты относительно происхождения этого текста, имеющего огромное религиозное значение.

Гаудия-вайшнавизм

Гаудия-вайшнавизм является одним из течений древней индуистской традиции кришнаизма . «Гаудия» происходит от исторического названия провинции в Восточной Индии — « Гаудадеша », которая располагалась на территории современных Западной Бенгалии и части Бангладеш . В ранней бенгальской литературе можно проследить эволюцию понимания Радхи и Кришны.

«Колоссальное значение культ Кришны и Радхи приобрёл в экстатическом бхакти Чайтаньи » . Метафизическое положение Радхи и поклонение ей в традиции Чайтаньи было установлено Кришнадасом Кавираджей в его « Чайтанья-чаритамрите ». Изложенная им доктрина преобладала среди последователей Чайтаньи во Вриндаване после ухода последнего в 1534 году . Согласно гаудия-вайшнавскому богословию, Кришна, желая испытать всю глубину любви, которую Радха испытывает к нему, явился на земле как Чайтанья Махапрабху — Кришна в умонастроении Радхи. Основным занятием Радхи как Чайтаньи было воспевание имён своего возлюбленного Кришны.

Один из самопроявленных (нерукотворных) мурти Кришны, Радха-Рамана , был установлен Гопала Бхаттой Госвами . Радха-Рамана почитается не просто как Кришна, а как Радха-Кришна. Регулярное поклонение Радха-Раману в храме, расположенном во Вриндаване , продолжается и по сей день, и состоит из ежедневно совершаемых ритуалов, целью которых является получение возможности непосредственного общения с Радхой и Кришной.

Радхаваллабха-сампрадая

Радха-ориентированная Радхаваллабха-сампрадая, основанная Хит Хариваншем Госвами в XVI столетии, занимает особое место среди прочих традиций. В соответствии с её теологией Радха является верховным божеством, а Кришна находится в подчинённом ей положении .

Манипурский вайшнавизм

Вайшнавы Манипура поклоняются Радхе-Кришне. Царь , правивший Манипуром в период с 1709 по 1748 год , получил инициацию в гаудия-вайшнавизм, где Кришне поклоняются как верховной ипостаси Бога сваям-бхагавану . Он практиковал вайшнавизм в течение 20 лет до самой своей смерти. С тех пор Ассам стало посещать множество гаудия-вайшнавских проповедников и паломников.

Постепенно, с распространением гаудия-вайшнавизма, поклонение Радха-Кришне стало преобладающей религиозной практикой региона. Практически в каждой деревне был открыт вайшнавский храм. Танец раса и другие лилы являются отличительной чертой регионального фольклора , например, в одном из традиционных театральных представлений, одна и та же танцовщица изображает как Кришну, так и Радху.

Сваминараяна-сампрадая

Поклонение Радхе-Кришне занимает особое место в Сваминарана-сампрадае. Сам основоположник традиции Сахаджананда Свами , известный также как Бхагаван Сваминараяна, упоминает Радха-Кришну в своём труде «Шикша-патри». Он также инициировал строительство ряда храмов, в которых основными мурти были Радха-Кришна. Сваминараяна « объяснял, что Кришна является во многих формах. Когда он находится вместе с Радхой, он почитается как Верховный Господь под именем Радха-Кришна; когда он с Рукмини, он известен как ». В первом храме традиции Сваминараяна, построенном в Ахмадабаде в 1822 году , на центральном алтаре были установлены мурти Нара-Нараяны , а также Кришны и Арджуны . По левую сторону от главного алтаря были установлены мурти Радхи-Кришны. Согласно богословию этой индуистской традиции, у Кришны есть множество женских спутников, гопи , и из всех гопи Радха считается самой главной и самой возвышенной преданной Кришны. Те, кто хотят приблизится к Кришне, должны культивировать в себе духовные качества Радхи. В богословии традиции Сваминараяна, Голока рассматривается как самая высшая обитель духовного мира. В некоторых из храмов движения, как, например, в Шри Сваминараян Мандире в Мумбаи , установлены мурти Шри Голокавихари и Радхикаджи — Кришна в своей форме наслаждающегося общением с гопи. Взаимоотношения Кришны с гопи символизируют отношения между Богом и его преданными.

В других религиях

По мнению некоторых учёных, золотой век в культурно-религиозном развитии Индии наступил с синкретизацией индуистской и мусульманской культуры и религии, произошедшей в результате покровительства некоторыми мусульманскими правителями изучения санскрита и переводов с санскрита на персидский язык . Некоторые мусульманские поэты этого периода создали произведения на темы Радхи и Кришны.

Храмы

В Индии

Вриндаван и Матхура считаются основными центрами поклонения Радхе-Кришне. Наиболее важные храмы Вриндавана, в которых поклоняются мурти Радха-Кришны, это Мадана-мохана , Говиндадева, Радха-Рамана, Радха-Гокулананда, Радха-Дамодара, Банке-бихари, Радха-валлабха, Югала-кишора, Радха-Гопинатха, Радха-Шьямасундара и Кришна-Баларама.

За пределами Индии

Существует несколько традиций, которые распространили поклонение Радхе-Кришне во многих странах мира. Наибольшего успеха добился основатель Международного общества сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада , открывший при своей жизни более 100 центров и храмов на 5-ти континентах и установивший программу обучения поклонения Радхе-Кришне для западных адептов.

Примечания

  1. , p. 43
  2. , p. 3
  3. , p. 50
  4. , p. 52 от 18 ноября 2007 на Wayback Machine
  5. , с. 351.
  6. , p. 49
  7. .
  8. , p. 54
  9. , p. 125
  10. Surendranath Dasgupta, A History of Indian Philosophy (1991) p. 31
  11. Santilata Dei, Del Santilata, Vaisnavism in Orissa (1988) p. 167
  12. Kakoli Basak, (1991) Rabindranath Tagore, a Humanist — p. 11
  13. пурнасья пурнам адая пурнам эвавашишьяте Бхактиведанта Свами Прабхупада Шри Ишопанишад . М., Бхактиведанта Бук Траст, 1990, с.16
  14. , p. 110
  15. , p. 79
  16. , p. 126
  17. . Дата обращения: 25 ноября 2008. 30 ноября 2010 года.
  18. Charlotte Vaudeville, «Evolution of Love Symbolism in Bhagavatism», Journal of the American Oriental Society LXXXII (1962), 39
  19. . Дата обращения: 17 апреля 2022. 15 декабря 2017 года.
  20. The penny cyclopædia [ed. by G. Long]. 1843, p.390 от 24 октября 2014 на Wayback Machine
  21. Sharda Arya, Sudesh Narang, Religion and Philosophy of the Padma-purāṇa: Dharmaśāstra. Miranda House (University of Delhi). Dept. of Sanskrit, India University Grants Commission, 1988. 547, p.30
  22. Melville T. Kennedy, The Chaitanya Movement: A Study of the Vaishnavism of Bengal , 1925. 270, p.7
  23. Ange tu Vaame Vrishabhaanujaam Mudaa Viraajamaanaam anuruupasaubhagaam.
    sakhiisahasraih parisevitaam sadaa smarema deviim sakaleSTakaamadaam.. verse 6.
  24. , pp. 655—671.
  25. Ramesh M. Dave, K. K. A. Venkatachari, The Bhakta-bhagawan Relationship: Paramabhakta Parmeshwara Sambandha . Sya. Go Mudgala, Bochasanvasi Shri Aksharpurushottama Sanstha, 1988. p.74
  26. Radhaamkrsnasvaroopaam vai, krishnam raadhaasvarupinam; kalaatmaanam nikunjastham gururoopam sadaa bhaje
  27. White, C.S.J. (англ.) // (англ.) : journal. — 1990. — Vol. 110 , no. 2 . — P. 373—374 .
  28. Snell, R. (англ.) : journal. — , 1992. — ISBN 0521413117 .
  29. .
  30. , pp. 19–32.
  31. Stewart, T.K. (англ.) // (англ.) : journal. — 1986. — Vol. 45 , no. 1 . — P. 152—154 .
  32. Chatterji, S.K. (англ.) : journal. literary study of their lyric literature of Bengal Vaishnavism, has given a useful conspectus of the «Historical Development of the Radha-Krishna Legend»
  33. , pp. 30—31
  34. , p. 52
  35. , p. 58
  36. , p. 75
  37. , с. 351.
  38. , pp. 65—90.
  39. от 14 августа 2014 на Wayback Machine , Amaresh Datta, Mohan Lal,1994
  40. Medieval Indian Literature: An Anthology (неопр.) . — New Delhi: Sahitya Akademi, 1997. — ISBN 81-260-0365-0 . от 27 июня 2014 на Wayback Machine
  41. Shanti Swarup. 5000 Years of Arts and Crafts in India and Pakistan (англ.) . — New Delhi: , 1968. — P. 272.
  42. , p. 35
  43. . Дата обращения: 24 ноября 2008. 5 февраля 2012 года.
  44. , p. 74
  45. , p. 96
  46. , p. 85
  47. , p. 59
  48. , back matter
  49. Gaeffke, P. (неопр.) . — , 1992. — ISBN 0521413117 . p. 80
  50. , p. 117
  51. , p. 109


Литература

На русском
На английском
  • Basu M. M. The Post-Caitanya Sahajiya Cult of Bengal. — Calcutta: University of Calcutta Press, 1932.
  • Beck G. L. // / G. L. Beck (ed.). — Albany, NY: State University of New York Press , 2005. — P. 65—90. — ISBN 0791464164 .
  • Goswami, . Bhakti-Rasamrta-Sindhuh . Vrindaban: Institute of Oriental Philosophy, 1965.
  • Hayes G. A. // / G. L. Beck (ed.). — Albany, NY: State University of New York Press , 2005. — P. 19—32. — ISBN 0791464164 .
  • Kakar, Sudhir. «Erotic fantasy: the secret passion of Radha and Krishna», Contributions to Indian Sociology (New Series) 19, no.1 (Jan-June 1985):75-94.
  • Klostermaier, Klaus K. (2007), (3rd ed.), Albany, NY: State University of New York Press , ISBN 0791470822
  • . // (англ.) . — 1975. — Vol. 95, № 4 . — P. 655–671. — doi : . — JSTOR .
  • . The divine duality of Radha and Krishna // The Divine Consort : Radha and the Goddesses of India / Eds. J. S. Hawley and D. M. Wulff. Berkeley: University of California Press, 1982, pp. 13—26.
  • Ramnarace V. : PhD thesis. — University of Edinburgh , 2014. — 366 p.
  • Rosen, Steven. . — Los Angeles : Bhaktivedanta Book Trust , 2002. — ISBN 0-89213-351-1 .
  • Schwartz, Susan (2004), Rasa: performing the divine in India , New York: Columbia University Press, ISBN 0-231-13145-3
  • Schweig G. M. . — Princeton, N.J: Princeton University Press , 2005. — ISBN 0-691-11446-3 .
  • Patnaik, Debi Prasanna. «Concept of Radhakrishna in the Panchasakha Literature.» Proceedings of Indian Oriental Conference 18 (1955):406-411.
  • Prabhupada, . Krsna: The Supreme Personality of Godhead . [A Summary Study of Srila Vyasadeva’s Srimad-Bhagavatam , Tenth Canto.] Los Angeles: Bhaktivedanta Trust, 1970. 2 vols.
  • Valpey, Kenneth Russell. . — New York: Routledge , 2006. — ISBN 0-415-38394-3 .
  • Vaudeville, Ch. «Evolution of Love-Symbolism in Bhagavatism.» Journal of the American Oriental Society 82 (1962):31-40.
  • Williams, Raymond (2001), , Cambridge University Press, ISBN 9780521654227
  • Wilson, Frances, ed. The Love of Krishna : The Krsnakarnamarta of Lilasuka Bilvamangala . Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1975
  • Wulff, D. M. The Divine Consort: Radha and the Goddesses of India , Berkeley: University of California Press. 1982

Ссылки

  • David C. Scott . www.religion-online.org. Дата обращения: 15 мая 2008. Архивировано из 21 марта 2012 года.
  • . sanskrit.safire.com. Дата обращения: 2 августа 2008. 21 марта 2012 года.
  • Stephen Knapp . www.stephen-knapp.com. Дата обращения: 17 мая 2008. 21 марта 2012 года.
  • Satyaraja Dasa . btg.krishna.com. Дата обращения: 17 мая 2008. Архивировано из 25 октября 2007 года.
  • . www.jswami.info. Дата обращения: 17 мая 2008. Архивировано из 21 марта 2012 года.
  • Sunil jain . www.radhavallabh.com. Дата обращения: 25 мая 2008. 21 марта 2012 года.
Источник —

Same as Радха-Кришна