Interested Article - Джива Госвами

Джи́ва Госва́ми ( IAST : Jīva Gosvāmī ; 1511 1596 ) — один из наиболее выдающихся Вайшнавских богословов и философов . Джива Госвами был одним из вриндаванских госвами , племянником ведущих деятелей этой группы — Рупы Госвами и Санатаны Госвами . Он был плодотворным писателем и автором большого числа философских трудов по гаудия-вайшнавскому богословию и практике бхакти-йоги .

Гаудия-вайшнавы считают Дживу Госвами воплощением Виласа-манджари, гопи -служанки Радхи и Кришны в духовном мире .

Биография

Семья, рождение и ранние годы

Очень мало известно о детских годах Дживы Госвами. Он родился в деревне , что в современном округе Малда , Западная Бенгалия . Его отцом был Валлабха Маллика (более известный под именем Анупама ) — младший брат Рупы и Санатаны Госвами ; имя его матери неизвестно. С самого раннего детства Джива проявил наклонность к поклонению Кришне и необычайный интеллект, завершив изучение санскритской грамматики и поэзии за короткий период времени.

Когда Дживе было три или четыре года отроду, Рупа и Санатана ушли в отставку со своих министерских постов при дворе (правил в период с 1493 по 1519 годы ). К этому шагу их подвигла встреча с Чайтаньей Махапрабху ( 1486 1534 ), к которому они решили присоединиться как странствующие нищие. Отец Дживы, Анупама, встретился с Чайтаньей в то же самое время и последовал по стопам своих старших братьев, отправившись вместе с Рупой во Вриндавану .

Джива покидает дом

Узнав о том, что его отец и дядья приняли решение посвятить свою жизнь служению Чайтанье Махапрабху и его миссии, молодой Джива также решил присоединиться к ним. Согласно биографической работе « Бхакти-ратнакара » авторства Нарахари Чакраварти , Чайтанья явился Дживе во сне и призвал его оставить дом и присоединится к Рупе и Санатане во Вриндаване . Из биографий Дживы не ясно, встречался ли он когда-либо с Чайтаньей.

Джива прибыл в Навадвипу в Западной Бенгалии , где встретился с одним из ближайших спутников Чайтаньи — Нитьянандой . Нитьянанда провёл Дживу по всем святым местам Навадвипы. Это положило начало гаудия-вайшнавской традиции (ежегодного паломничества по девяти островам Навадвипы). После парикрамы, Нитьянанда дал свои благословения молодому Дживе отправиться во Вриндавану.

Последний период жизни во Вриндаване и смерть

Сначала Джива отправился в Варанаси , где провёл какое-то время обучаясь у Мадхусуданы Видьявачаспати, ученика знаменитого в то время логика и ведантиста Сарвабхаумы Бхаттачарьи . Под руководством Видьявачаспати, Джива изучил все шесть систем индуистской философии .

В 1535 году Джива прибыл во Вриндавану , где присоединился к Рупе и Санатане . Приблизительно в это время умер отец Дживы Анупама. Во Вриндаване Джива принял духовное посвящение от Рупы Госвами, который обучил его принципам преданного служения Кришне. Джива помог в составлении литературных трудов Рупы и Санатаны, а также в их работе по проповеди гаудия-вайшнавизма и раскопках забытых святых мест Вриндаваны.

После смерти Рупы и Санатаны, Джива Госвами стал наивысшим авторитетом в гаудия-вайшнавской сампрадае . В 1542 году он основал один из наиболее важных храмов Вриндаваны, храм Радхи-Дамодары , установив в нём божества Радхи и Кришны, которые изваял лично Рупа Госвами.

В 1558 году , Джива дал наставление своим ученикам, Нароттаме , Шриниваса и Шьямананде отправиться в Бенгалию и проповедовать там гаудия-вайшнавскую философию, взяв с собой оригиналы манускриптов Рупы и Санатаны.

Слава об эрудиции и духовности Дживы Госвами дошла до императора Акбара Великого , который превратился в его почитателя и желая как-то помочь ему, снабжал Дживу бумагой для написания книг.

Джива Госвами умер в 1596 году . Его самадхи расположен на территории храма Радхи-Дамодары во Вриндаване.

Вклад в гаудия-вайшнавское богословие

В комментариях «Сарва-самвадини» к « Шат-сандарбхам » Джива Госвами впервые изложил философию ачинтья-бхеда-абхеда Чайтаньи Махапрабху. По своей сути, философия ачинтья-бхеда-абхеды или «непостижимого единства и различия » избегает крайности монистической адвайты Шанкары и чистого дуализма Мадхвы ( двайты ) рассматривая материальные и духовные энергии Личности Бога как одновременно тождественные с Ним и отличные от Него.

Литературные труды

Существует около 25 литературных трудов, автором которых считается Джива Госвами:

  1. « Хари-намамрита-вьякарана » — в этой работе по грамматике санскрита Джива Госвами объясняет каждое слово , слог или грамматическое правило в связи с Кришной его лилами .
  2. « Сутра-малика » — труд по грамматике санскрита, объясняющий происхождение санскритских слов.
  3. « Дхату-санграха » — объясняет глагольные корни санскритских слов.
  4. « Радха-Кришна-арчана-чандрика »
  5. « Расамрита-шеша » — посвящена теме словообразования на санскрите. Данная работа Дживы базируется на «Сахитья-дарпане» Вишванатхи Кавираджа. Джива Госвами также приводит много своих собственных примеров и трактовок других Госвами Вриндавана .
  6. « Мадхава-махотсава » — в этом труде Джива Госвами описывает церемонию коронации Радхи на пост царицы Вриндавана.
  7. « Санкалпа-калпадрума » — Джива Госвами в форме молитвы объясняет восемь ежедневных лил Радхи и Кришны (ашта-калия-лила).
  8. « Гопала-вирудавали » — небольшая поэма из 38 стихов, воспевающая славу Гопала (Кришны).
  9. « Бхавартха-сучака-чампу »
  10. Комментарий на «Гопала-тапани-упанишаду» — « Гопала-тапани-упанишада » — это одна из Упанишад канона Муктика , которая имеет особое значение для кришнаитов, так как Кришна объявляется в ней Верховной Личностью Бога . Комментарий Дживы к этому тексту называется «Сукха-бодхини».
  11. Комментарий на «Брахма-самхиту» — « Брахма-самхита » была найдена Чайтаньей Махапрабху в храме Ади-Кешава в Керале , во время паломничества по Южной Индии. Комментарий Дживы на этот текст называется «Диг-даршини».
  12. Комментарий на «Бхакти-расамрита-синдху» — комментарий Дживы Госвами «Дургама-сангамани» на « Бхакти-расамрита-синдху » Рупы Госвами.
  13. Комментарий на «Уджвала-ниламани» — этот комментарий Дживы на «Уджвалу-ниламани» Рупы Госвами называется «Лочана-рочани».
  14. Комментарий на «Йогасара-ставаку»
  15. « Агни-пуранастха-гаятри-бхашья » — эта работа представляет собой комментарий на мантру из « Агни-пураны », главы 216—217.
  16. « Падма-пуранокта-кришна-пада-падма-чихна » — этот текст Дживы описывает отличительные знаки на стопах Кришны, согласно тому, как они описаны в « Падма-пуране ».
  17. Шри Радхика-кара-пада-стхита-чихна — в этом небольшом по объёму труде Джива Госвами описывает отличительные знаки на руках и стопах Радхи .
  18. « Лагху-вайшнава-тошани » — комментарий Дживы Госвами на « Шримад-Бхагаватам ».
  19. « Гопала-чампу » — поэма в двух частях. Первая часть, Пурва-чампу, состоит из 33 глав и посвящена жизни Кришны во Вриндаване. Вторая часть, Уттара-чампу, состоит из 37 глав и описывает лилы Кришны после того как он оставил Вриндаван, а также чувства разлуки, которые обитатели Вриндавана испытывают в его отсутствие.
  20. « Шат-сандарбхи » («Шесть сборников») — фундаментальный труд на санскрите , в котором в систематическом виде представлено богословие гаудия-вайшнавизма.

См. также

Примечания

  1. Среди биографов Дживы Госвами существует два различных мнения относительно периода его жизни. Одни утверждают что он жил с 1511 по 1596 год, а другие — с 1533 по 1618 год.

Литература

На русском
  • Ватман С. В. Бенгальский вайшнавизм / Под ред. . — СПб. : Издательство СПбГУ , 2005. — 403 с. — ISBN 5-288-03579-2 .
  • Ватман С. В. Джива Госвами // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц ; Ин-т философии РАН . — М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН , Академический проект , , 2009. — С. 351—354. — 952 с. — (Summa). — 3000 экз. ISBN 978-5-02-036357-1 , ISBN 978-5-8291-1163-2 , ISBN 978-5-98426-073-2 .
На английском

Ссылки

  • от 25 января 2021 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 21-05-2013 [3933 дня])
Книги Дживы Госвами
Источник —

Same as Джива Госвами