Interested Article - Баларама

Мурти Кришны-Баларамы в храме ИСККОН во Вриндаване

Балара́ма ( санскр. बलराम ; IAST : Balarāma ) — в индийской мифологии старший брат Кришны , почитаемый часто как воплощение самого Вишну . Оба они сыновья Васудевы и Деваки , но перед самым рождением Баларама был перенесён каким-то чудом в чрево другой супруги Васудевы — Рохини , благодаря чему избежал смерти, так как тиран Камса , напуганный какими-то предсказаниями оракула, приказал умерщвлять всех сыновей Деваки . В противоположность брату, имевшему более 16 тыс. жён, имел только одну супругу, Ревати . Имел страсть к вину .

Герой древнеиндийского эпоса « Махабхараты » и Пуран . « Бхагавата-пурана » описывает Кришну , как изначальную форму Бога и источника всех аватар и проявлений, и самым первым божественным воплощением Кришны она объявляет Балараму, из которого потом появляются все остальные аватары Бога.

В вайшнавизме Балараму почитают как воплощение божественного змея Ананта-шеши , на кольцах которого в космическом океане возлежит Вишну . В гаудия-вайшнавском богословии из трёх трансцендентных элементов, описанных на санскрите как сат, чит и ананда ( вечность , знание и блаженство ), Баларама олицетворяет аспекты вечности и знания. Соответственно ему поклоняются как изначальному духовному учителю «ади-гуру». В гаудия-вайшнавизме также особо почитают Нитьянанду , который рассматривается как аватара Баларамы.

Фреска XVII века с изображением Баларамы из храма в Южной Индии

Многочисленные синонимы и прозвища Баларамы имеют в виду :

  • его силу — «баля»: Баладева , Балядева , Балярама , Балабхадра , Балядгадра ;
  • его оружие — сошник («галя», «хала»): Галяюдга , Халаюдха , Галя ; Галабхрит («носитель сошника») ;
  • его чудесное рождение — Санкархана , то есть «разрывающий лоно своей матери»;
  • его страсть к вину — «мадгу»: Приямадгу и т. д.

Изображается всегда белым (Кришна — чёрным), с сошником в одной руке, и знаменем («двая») с изображением пальмовой ветки («таля») в другой, откуда произошёл часто употребляемый его эпитет Талядвая .

Внешность

Балараму почти всегда изображают со светлой кожей, в противоположность его брату Кришне , которого обычно показывают с кожей тёмно-синего или чёрного цвета. Орудиями Баларамы являются плуг и булава . Описывается, что Баларама носит голубые одежды и гирлянду из лесных цветов. Его волосы завязаны пучком на макушке, в его ушах — серьги, а на руках — браслеты. Также говорится, что Баларама обладает огромной физической силой ( бала на санскрите означает «сила»).

Жизнеописание

Согласно Пуранам , Баларама родился более 5000 лет назад как сын Васудевы и Деваки . Демоническому брату Деваки — царю Камсе , предсказали, что он погибнет от руки восьмого сына своей сестры. Опасаясь за свою жизнь и полагая, что смерть может принести любой из детей Деваки, Камса заключил её вместе с Васудевой в тюрьму и методично убивал одного за другим новорождённых младенцев. Таким образом погибли первые шесть детей Деваки.

Когда Деваки забеременела в седьмой раз, ещё не рождённый младенец чудесным образом, с помощью мистической энергии Кришны йога-майи , был перенесён из чрева Деваки в чрево другой жены Васудевы — Рохини . Новорождённому младенцу дали имя «Рама», но из-за большой силы, которую он проявил впоследствии, его назвали «Баларама», что означает «сильный Рама».

Баларама провёл всё своё детство как мальчик-пастушок коров и телят, играя и совершая различные сверхчеловеческие деяния вместе со своим братом Кришной и другими пастушками. Позднее он женился на Ревати , дочери царя — правителя провинций Кусастхали и Анарта .

Индийская серебряная драхма греческого царя Агафокла из Бактрии ( 190 180 год до н. э. )
Лиц: Васудева -Кришна, в разукрашенном шлеме, с серьгами и мечом, держит вазу и диск чакру . Надпись брахми : Раджане Агатхуклаяса «Царь Агафокл» .
Обр: Баларама, в узорном шлеме, с серьгами, мечом, держит булаву в своей правой руке и плуг в левой. Греческая надпись: Басилиос Агатоклеос «Царя Агафокла» .
Кришна и Баларама встречают своих родителей. Картина Раджа Рави Вармы.

В «Бхагавата-пуране» описывается, что однажды Нанда пригласил жреца-брахмана своей семьи к себе домой, чтобы он дал имена новорождённым Кришне и Балараме. Когда Гаргамуни прибыл в дом Нанды, тот радушно принял его и попросил провести обряд . Гаргамуни тогда напомнил Нанде о том, что Камса усиленно занимался поисками сына Деваки и если совершить роскошный обряд и празднество, подобающее в таких случаях, то Камса наверняка заметит это и может догадаться о том, что Кришна и есть бесследно исчезнувший восьмой сын Деваки . Тогда Нанда попросил Гаргамуни провести церемонию в глубокой тайне, что тот и сделал. Объясняя имя, данное Балараме, Гаргамуни сказал следующее:

Этот ребёнок, сын Рохини , всегда будет радовать родственников и друзей Своими духовными качествами. Поэтому Его будут звать Рамой . А поскольку Он будет проявлять необычайную физическую силу, Его будут звать Балой. Кроме того, поскольку Он соединяет семью Васудевы с твоей семьёй, Он будет носить имя Санкаршаны .

Индийская монета I века до н. э. с изображением Баларамы
Баларама с Булавой и раковиной. Монета времён империи Маурьев ( II век до н. э. ) Британский музей

В « Махабхарате » описывается, что Баларама обучил искусству сражения с булавой как Дурьодхану Кауравов , так и Бхиму Пандавов . Когда между Пандавами и Кауравами разразилась война, Баларама осудил Кришну за поддержку только одной стороны — Пандавов. Сам Баларама, не желая принимать чью-либо сторону в конфликте, на сорок два дня удалился в паломничество по тиртхам (« Шальяпарва », IX книга «Махабхараты», «Сказание о паломничестве в места священных омовений»). Вернувшись, Баларама застаёт готовящуюся схватку на палицах Бхимасены с Дурьодханой. Он собирается с удовольствием лицезреть поединок двух его учеников-богатырей; от исхода поединка зависит судьба державы Кауравов. Хитрый Кришна, видя, что Бхимасена в честном бою не может одолеть Дурьодхану (тот усердно тренировался на протяжении тринадцати лет и получил от своей матери, что всю супружескую жизнь ходила с повязкой на глазах, благословение медитативным взглядом, сделавшее всё его тело неуязвимым, исключая бёдра, из-за его похотливой природы), подсказывает Бхиме через его брата Арджуну запрещённый приём — удар «ниже пупа». Дурьодхана повержен (у него раздроблены бёдра), а Баларама в гневе занёс свой страшный плуг над Бхимасеной, но Кришна удержал брата. Кришна попытался оправдать Бхиму его клятвой отомстить Дурьодхане за оскорбление жены Пандавов Драупади , а также исполнением проклятия мудреца Майтреи . Услышав противные закону рассуждения Кришны, Рама покинул собрание («Шальяпрва», «Сказание о битве на палицах»).

В « Бхагавата-пуране » описывается, как после того, как Баларама принял участие в Битве на Курукшетре , в результате которой погибла династия Яду , и после того, как он стал свидетелем ухода Кришны , он сел медитировать и ушёл из этого мира в медитативном трансе. В некоторых историях описывается, как в этот момент огромный белый змей вылетел изо рта Баларамы. Это рассматривается как указание на личность Баларамы как Ананта Шеши .

Роль Баларамы

В гаудия-вайшнавизме Балараму почитают как одну из ипостасей Бога и поклоняются ему наравне с Кришной. Практически во всех своих воплощениях Баларама является как старший или младший брат Кришны и выполняет роль его слуги, друга и помощника. В Рама - лиле , Баларама служил Рамачандре как его младший брат Лакшмана , а в настоящую эпоху Кали-югу Баларама явился более 500 лет назад в Бенгалии как Нитьянанда и оказывал всяческую поддержку Чайтанье Махапрабху в его миссии распространения движения санкиртаны — публичного воспевания имён Бога в виде мантры « Харе Кришна ».

Основной отличительной чертой Баларамы является цвет кожи — Кришна имеет кожу тёмного цвета, а Баларама — светлого, Кришна также выступает как Создатель или Творец, в то время как Баларама является силой и энергией Творца, но им обоим поклоняются как различным ипостасям Бога.

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Баларама