Interested Article - Дханвантари
- 2021-10-07
- 1
Дханва́нтари ( санскр. धन्वन्तरि , IAST : dhanvantari , англ. Dhanvantari, Dhanvanthari, Dhanwanthari ) — бог медицины ( аюрведы ), одно из частичных земных воплощений Вишну , описанное в древнеиндийских писаниях пуранах . Почитается как врач богов, ему же приписывается древнейший трактат по медицине «Аюрведа» . В « Бхагавата-пуране » о Дханвантари говорится: «В двенадцатый раз Всевышний [Вишну] низошёл в мир в образе врачевателя Дханвантари» (книга 1, глава 3, текст 17) . В индуизме к нему обращаются с молитвами о здоровье и познании медицинской науки.
«Бхагавата-пурана» описывает Дханвантари :
Сойдя в бренный мир в облике Дханвантари, Всевышний даровал людям науку о целительстве, а богам дозволил причаститься к напитку бессмертия, что был изготовлен ими в жертву Ему. Стяжав тайное знание от Верховного Врачевателя, живые твари научились приумножать годы своего пребывания в зримом мире.
— Книга 2, глава 7, текст 21
Происхождение имени
Австрийский лингвист Манфред Майрхофер в своём «Кратком этимологическом словаре санскрита» ( нем. Kurzgefasstes Etymologisches Woerterbuch des Altindischen ) предполагает, что, возможно, первоначально Дханвантари было именем бога Солнца, переводилось примерно как «Лук — его путь странствия» и происходило от санскритских слов dhanvan- (dhanuh̩) и tarati. В то же время он приводит вариант Андерса Грея, опубликованный в 42-м номере журнала « »: «Чья лодка (-tari) есть [облако]-остров (dhanuh̩)» .
Иконография
Согласно древнеиндийскому труду «Вишнудхармотара» ( англ. Vishnudharmottara ) Дханвантари имеет облик прекрасного молодого мужчины. Дханвантари изображается в форме Вишну с четырьмя руками, которые держат амриту (эликсир бессмертия), раковину , чакру и священное писание (иногда вместо последнего — пиявку или лечебные травы) .
« Бхагавата-пурана » описывает Дханвантари :
Также описание Дханвантари содержит «Бхагавата-пурана». Согласно её тексту, во время пахтанья Молочного океана потомками Кашьяпы перед ними появился хорошего телосложения человек, описываемый как высокий, стройный и юный, а могуществом сравнимый со львом. Он был облачён в жёлтое, украшен очень красивыми цветочными гирляндами и драгоценностями, изящными жемчужными серьгами; его шея была красива и гладка словно морская раковина, кудри были гладко уложены, длинные руки были украшены золотыми браслетами и держали сосуд, до краёв наполненный волшебным нектаром, напитком бессмертия. Его появление как гром поразило богов и демонов, которые поняли, что в облике этого человека явился сам Дханвантари, бог-врачеватель, желающий одарить жаждущих и принять приготовленные для него жертвенные дары .
Первые упоминания Дханвантари
Самое раннее упоминание Дханвантари прослеживается в Атхарваведе , а именно «Каушика-сутре» ( англ. Kausika Sutra ). В ней описан ритуал поклонения, который должен выполняться каждым домовладельцем . Дханвантари упомянут как одно из божеств для ежедневного поклонения. Вечером и утром нужно предлагать жертвоприношение богам, включая Индру , Брахму , Дханвантари и других .
В Махабхарате имя Дханвантари перечисляется среди других 108 имён бога солнца Сурьи (Книга 3: Лесная (Араньякапарва)). В той же Махабхарате имя Дханвантари упоминается среди 1008 имён бога Шивы :
Тот, кто есть Дханвантари, и Тот, чьим флагом является дым, кто также есть Сканда, Кубера, Брахма, Индра, Вишну, Митра, и Создатель Вселенной. Тот, кто в форме Полярной звезды, Опора мира.
— Махабхарата. Книга 13. Анушасанапарва
По всей видимости, в первых упоминаниях Дханвантари не отождествляется с каким-либо главным божеством пантеона. Учитывая индийский синкретизм , его имя могло приписываться различным божествам. Закрепление имени Дханвантари за Вишну, по всей видимости, произошло позднее, в период становления вайшнавизма . В частности, Вишну-пурана уже описывает Дханвантари как молодого человека, появившегося из Молочного океана с амритой в руках .
Деводаса как воплощение Дханвантари
Земным воплощением Дханвантари считается раджа Деводаса, родившийся в царской семье в городе Бенарес ( Варанаси ). Он также известен как Кашираджа ( англ. Kashiraja ) и Деводаса Дханвантари ( англ. Devodasa Dhanvantari ). Бог Индра открыл Деводасе одну из главных медицинских наук — хирургию (гиалья), которая стала развиваться как школа Деводаса. Развитие школы было систематизировано Сушрутой в известном собрании медицинских текстов « Сушрута-самхита », датируемом II—III веками н. э.
В трактате «Сушрута самхита» описывается обретение Девадасой (Дханвантари) учеников, с чего началось становление врачебной науки. Так, однажды к обители раджи пришли Вайтарана, Сушрута, Каравирья и другие мудрецы, которые рассказали о печали в их сердцах из-за страданий людей от физических и умственных болезней. Они попросили Деводасу научить их аюрведе, которую последний знал в совершенстве, и объявили о готовности стать его преданными учениками. Согласившись на их обучение, Деводаса признал себя Дханвантари, который, по его словам, избавил живых существ от старости, болезней и смерти. Теперь же он вновь появился на Земле, чтобы открыть своим ученикам помимо остальных ветвей аюрведы Шалья-чикитсу
Деводаса передал знание о медицине своим ученикам, разделив его на восемь частей ( англ. astangas ), каждое представляет отдельную медицинскую специальность. Созданная им медицинская система популяризировалась, преподавалась и передавалась поколениями его учеников. «Дханвантари-самхита» ( англ. Dhanvantari Samhita ) — самый первый, изначальный источник «Аюрведы» .
«Сушрута-самхита»
Лучшим среди последователей Деводаса считался Сушрута ( англ. Sushruta ), позднее получивший признание как отец индийской хирургии. Сушрута основал в Варанаси медицинскую школу и развивал раннюю хирургию. Он практиковал ринопластику (пластическую хирургию) и литотомию (удаление камней из внутренних органов). Хирургические операции сделали Сушруту широко известным в Древней Индии . Сушруте приписывается медицинский трактат, известный как «Сушрута-самхита» ( англ. Sushruta Samhita ). Изначально его содержание передавалось устно, от учителя к ученикам. С течением времени учение Сушруты стали записывать под именем первого составителя трактата. Отрывки из труда и упоминания о нём можно встретить в работах более поздних комментаторов. На рубеже I—II веков н. э. возникла версия «Сушрута-самхиты», которая доступна современному читателю. Объёмный перечень лекарственных веществ в девяти разделах, известный как «Дханвантари Нигханту» ( англ. Dhanvantari Nighantu ), хотя и приписывается Дханвантари, скорее всего, является работой более поздних учёных .
Мантры Дханвантари
Мантра | Текст | Перевод | Образец |
---|---|---|---|
Поклонение Дханвантари | OM Sri Dhanvantre Namaha | Приветствую Господа Дханвантари | |
Молитва о здоровье |
OM Namo Bhagavate Vasudevaya Dhanvantraye
Amritakalasha Hastaya Sarvamaya Vinashanaya Trailokyanathaya Shri Mahavishnave Namaha |
Я приветствую Господа времени (Васудеву),
Господа медицины (Дханвантари),
который держит нектар бессмертия, который разрушает все болезни, и кто является Господом трёх миров и защитником вселенной. |
|
Дханвантари Гаятри Мантра |
OM Vasudevaya vidmahe
Vaidyarajaya dheemahi
Tanno dhanvantari prachodayat |
Всевышний, держащий нектар бессмертия в руках, я медитирую на Тебя, чтобы Ты рассеивал тьму невежества и светил мудростью в моём сердце. |
Известные храмы Дханвантари в Индии
В Южной Индии располагается несколько храмов, посвящённых Дханвантари. Больше всего их можно встретить в Керале и Тамилнаде , где процветает аюрведа. Крупнейшим среди храмов Дханвантари является храм в деревне Тоттува ( англ. Thottuva ), в Керале ( 10°10′43″ с. ш. 76°29′27″ в. д. ). Мурти Дханвантари стоит лицом на запад и достигает почти шести футов высоты .
Во внутреннем дворе храмового комплекса Шри Ранганатха Свами (в Шрирангаме ) также находится место поклонения Дханвантари, где проводятся ежедневные службы. На том же месте расположен камень с письменами, который, как полагают, был установлен в XII веке . Согласно надписям на камне, его установил некто Гаруда Вахана Бхаттар ( англ. Garuda Vahana Bhattar ), великий аюрведический врач. Оно считается древнейшим местом поклонения Дханвантари в Индии. К другим популярным местам паломничества относятся:
Храм | Местоположение | Ссылка |
---|---|---|
Храм Неллувай Шри Дханвантари | Вадакканчери, Триссур , Керала | |
Храм Тевалаккаду Шри Дханвантари | Куласекхарамангалам Пост, Вайком, Коттаям , Керала | |
Храм Маруторваттом Шри Дханвантари | Маруторваттом, Чертала, Керала | |
Храм Прайикара Шри Дханвантари | Прайикара, Мавеликара, Аллеппи , Керала | |
Храм Тоттува Дханвантари | Тоттува, Куваппади, Перумбавур, Эрнакулам , Керала | |
Шри Данвантри Арогья Пидам | Валаджапет, округ Веллуру , Тамилнад | |
Храм Аанаккал Дханвантари | Таниятукунну, Триссур, Тамилнад |
Дханвантари в фольклоре Северной Индии
Одна из традиций относит происхождение северо-индийской касты чамаров , куда входят кожевники, кузнецы, подёнщики, к Дханвантари. Народный фольклор именует членов касты потомками Ноны или Лоны Чамарин ( англ. Nona or Lona Chamarin ), обладавшей божественными качествами. Легенда гласит, что Дханвантари укусил царь змей Такшак . Предчувствуя приближение кончины, Дханвантари велел сыновьям приготовить после смерти и съесть его тело, чтобы они унаследовали его медицинские способности. Они выполнили повеление отца, однако Такшак явился им в форме Брахмана и предостерёг их от греха. Останки Дханвантари согласно традиции были спущены в сосуде по реке Ганг . Чамарин, мывшаяся в реке вниз по течению, не зная о происхождении содержимого в сосуде, попробовала его. После этого к ней перешли способности излечивать болезни, в частности лечить от отравления ядом змеи .
День Дханвантари
Ежегодно в Индии празднуется день Дханвантари, который считается днём древнеиндийской медицины (аюрведы). Праздник отмечается в день дхантерас, за два дня до фестиваля огней дивали . По решению правительства Индии национальный день аюрведы проводится с 2016 года. Кроме того, ежегодно правительство Индии вручает премию Дханвантари ( англ. National Dhanvantari Ayurveda Award ) учёному, внёсшему значительный вклад в медицину .
Комментарии
- Ударение дано по: Гринцер П . Дханвантари // Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия , 1991. — Т. II. — С. 415. .
Примечания
- , с. 44.
- , Книга I.
- ↑ , Книга VIII.
- Mayrhofer M. Kurzgefasstes Etymologisches Woerterbuch des Altindischen. — Heidelberg: C. Winter, 1956. — Bd. II: D—M. — S. 92.
- , p. 107.
- , Книга 8, глава 8, тексты 31—35.
- , pp. 323—324.
- , Глава IX.
- , с. 132.
- «Сушрута-cамхита», Сутрастхана, 1.13—14, 22
- Dutt M. . The Garuda Purana: Sanskrit Text with English Translation (1908). Дата обращения: 30 апреля 2018. 30 апреля 2018 года.
- ↑ Pai-Dhungat J.V. Lord Dhanvantari — Physician of Gods and God of Ayurvedic Medicine (Vedic period) // Journal of the Association of Physicians of India. — 2015. — Март ( т. 63 ). — P. 17.
- . Thottuva Dhanwanthari Temple (2017). Дата обращения: 4 мая 2018. 5 мая 2018 года.
- , p. 177.
- Crooke W. The tribes and castes of the North-western Provinces and Oudh. Vol 2. — Calcutta: Office of the superintendent of government printing, 1896. — P. 170—171.
- . Ministry of AYUSH (2018). Дата обращения: 20 августа 2018. 21 августа 2018 года.
Литература
- на русском языке
- Книга 1 // / Перевод с санскрита Посовой Т. К. — М. : Издательство Общества ведической культуры, 1995.
- Вьяса Ш. Д. Шримад Бхагаватам. — М. : Амрита-Русь, 2012.
- Лысенко В. Г. Аюрведа // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц ; Ин-т философии РАН . — М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН , Академический проект , Гаудеамус, 2009. — 952 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-02-036357-1 .
- Шохин B. К. Аватара // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц ; Ин-т философии РАН . — М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН , Академический проект , Гаудеамус, 2009. — 952 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-02-036357-1 .
- на других языках
- Gray L. The Indian God Dhanvantari // Т. 42 . — P. 323—337. . — 1922. —
- Madhavan C. Vishnu temples of South India. — Alpha Publications, 2008. — ISBN 978-81-908445-1-2 .
- Niranjana Devi R. Medicine in South India. — Chennai: Eswar Press, 2006.
Ссылки
- 2021-10-07
- 1