Рагхава Пандит
- 1 year ago
- 0
- 0
Вакрешва́ра Пандит ( IAST : Vakreśvara Paṇḍita ) — бенгальский кришнаитский святой , живший в конце XV — первой половине XVI века ; один из сподвижников Чайтаньи (1486—1534). Получил известность как искусный танцор и исполнитель вайшнавских бхаджанов и киртанов . Шри Говинда Даса, последователь Чайтаньи из Ориссы , описал жизнь Вакрешвары Пандита в книге под названием «Гаура-кришнодая».
Вакрешвара изумительно танцевал и мог делать это непрерывно в течение многих часов и даже дней. Он был одним из главных танцоров во время театральных представлений, которые Чайтанья устраивал в доме Шривасы Тхакура в Навадвипе . Часто Вакрешвара без остановки танцевал на протяжении всего представления. Кришнадаса Кавираджа описывает в « Чайтанья-чаритамрите », как однажды, в доме Шривасы Тхакура, Чайтанья вёл киртан, а Вакрешвара Пандит в духовном экстазе танцевал в течение семидесяти двух часов. После этого Вакрешвара Пандит упал к стопам Чайтаньи и взмолился ему, сказав: «О Чандрамукха! Дай мне десять тысяч гандхарвов ! Пусть они поют, а я буду танцевать, и это сделает меня счастливым». Чайтанья ответил: «Ты — Моё единственное крыло. Будь у Меня второе, Я бы летал в поднебесье!»
Вриндавана Даса пишет в « Чайтанья-бхагавате »: «Чтобы разбудить спящие души века Кали , Чайтанья Махапрабху пришёл распространить нектар святого имени Кришны . После его прихода, мриданга и караталы зазвучали подобно громыхающим грозовым тучам. Поглощённый настроением экстатической любви и крича „ ! Харибол!“, Гауранга велел всем воспевать святое имя Кришны . Воздев Свои золотые руки к небу, Господь Гаурахари танцевал в экстазе. В это время Вакрешвара Пандит и другие стали танцевать вместе с Господом».
Описывается, что по благословению Вакрешвары, Девананда Пандит освободился от оскорбления, совершённого им в отношении Шривасы Тхакура . После этого Чайтанья сделал Девананду Пандита одним из своих близких спутников. Чайтанья так прокомментировал этот случай: «Кришна поселился в сердце Вакрешвары Пандита. Поскольку Кришна танцует в его сердце, то танцует и Вакрешвара. Какое бы место ни благословил Вакрешвара Пандит своим присутствием, оно становится священным местом паломничества, более святым, чем все святые места».
Вакрешвара Пандит входил в группу вайшнавов, которые были с Чайтаньей с самого начала его игр в Навадвипе . Другими вайшнавскими святыми в этой группе были Парамананда Пури , Сварупа Дамодара , Гададхара Пандит , Джагадананда Пандит , Шанкара, Рагхунатха Вайдья и Рагхунатха Даса . Знаток пения и танца, Вакрешвара Пандит всегда доставлял Чайтанье удовольствие своим служением — сначала в группах санкиртаны в Навадвипе , а затем — в спектаклях в доме Шривасы Тхакура и во время ежегодной Ратха-ятры в Пури. Описывается, что Вакрешвара Пандит с полной верой продолжал служить Чайтанье также и после того, как тот переселился в Пури . Там Вакрешвара Пандит установил божества Шри-Шри Радха -кантхи в доме Каши Мишры , рядом с , — комнатой, в которой Чайтанья провёл свои последние годы.
Вакрешвара Пандит принял в ученики много вайшнавов в Ориссе , наиболее выдающимся из которых был Гопалагуру Госвами . Его ученик Дхьяначандра Госвами говорит в своих книгах, что Вакрешвара Пандит был воплощением гопи Тунгавидьи — опытной певицы и танцовщицы, одной из ашта-сакхи (восьми главных гопи), прислуживающих Радхе в духовном мире . Кави Карнапура , в свою очередь, утверждает в « Гаура-ганоддеша-дипике » (71), что Вакрешвара Пандит был воплощением Анируддхи , одного из членов четверной экспансии Вишну (в которую также входят Васудева , Санкаршана и Прадьюмна ).
В области 64 самадхи во Вриндаване расположен пушпа-самадхи Вакрешвары Пандита. День ухода Вакрешвары Пандита отмечается кришнаитами в шестой день светлой луны месяца (июнь-июль).