Interested Article - Говинда

Гови́нда ( санскр. गोविन्द IAST : Gōvinda «защитник коров» , «пасущий коров» ) — одно из имён Кришны и Вишну в индуизме .

Имя «Говинда» используется для описания Кришны в детские годы, которые он провёл как пастух коров в регионе Браджа . Считается, что поклонение Кришне как племенному божеству Говинде было вторым этапом развития кришнаизма , пришедшим на смену культу Кришны-Васудевы . Эпитет «Говинда» используется по отношению к Кришне в таких священных текстах индуизма как « Махабхарата » , « Вишну-пурана » , « Бхагавата-пурана » и « Хариванша » . В то же время в ряде пуран Вишну-дхармоттара-пурана », « Агни-пурана », « Падма-пурана ») Говинда упоминается как одно из основных 24 имён Вишну . Говинда — это также одно из имён Вишну в « Вишну-сахасранаме ».

В шри-вайшнавизме эпитетом Говинды называют наиболее почитаемые образы Вишну — Венкатешвару , Падманабхи , Гуруваюраппана , Партхасаратхи , Ранганатху и других.

Этимология

«Говинда» считается пракритской формой санскритского слова «Гопендра», то есть повелитель коров . В Индии коровы считаются священными животными и олицетворением добродетели. Корова отождествляется с Притхиви , богиней Земли. Она почитается как мать богов и всех живых существ. Корова является её зооморфным образом. Таким образом, защищая или опекая коров, Вишну оберегает всех живых существ Земли .

« Вишну-сахасранама », или гимн 1000 имён Вишну, воспевает имя Говинды трижды. Он «тот, кто поднял Землю», что отсылает читателя к истории спасения Земли аватарой Варахой ; «тот, кто защищает корову», с которой отождествляется богиня земли Притхиви ; а также «тот, кого достигают ведийские гимны», то есть Брахманом , или Высшей реальностью . Молитва в восьми стихах, воспевающая имя Хари (Бога) — «Харинама-аштакам» — перечисляет Говинду наряду с другими божественными именами Вишну .

Андрогинная форма четы Вишну-Лакшми, символизирующая единство и недвойственность божественного начала, в случае с Говиндой носит имя «Говинда-Канти» .

Происхождение имени

Имя Говинды возникло как эпитет Вишну в историях спасения Земли как Варахи и Ваманы . Аватара Вишну в образе вепря Варахи поднял Землю из глубины океана, куда её унес демон Хираньякша . Спасение Земли превращает Вишну в защитника мироздания и приносит благодарность богини Земли. Эпос « Махабхарата » воспевает его как защитника Земли, нырнувшего в воды молочного океана :

Они (сестры Кадру и Вината) увидели молочный океан , вместилище вод, изобилующий исполинскими рыбами, которые проглатывают китов, и макарами , полный разнообразных существ, исчисляемых многими тысячами, всегда неприступный из-за страшных (его обитателей), кишащий черепахами и крокодилами. (Это было) вместилище всяческих драгоценных камней, жилище Варуны , чудесное и превосходное обиталище змей… Океан был мутен, ибо воды его были взволнованы Господом Говиндой , наделённым неизмеримою доблестью, который под видом вепря разыскивает Землю .
… Океан служит в начале каждой юги ложем Вишну, который обладает неизмеримою мощью, имеет лотос вместо пупа и (сам) пребывает в глубоком сне мистической йоги . Благоприятный, он давал воду вместо жертвенного масла пылающему огню , который выходит из пасти небесной божественной кобылицы (Ашвини) .

Махабхарата , книга « Адипарва », глава 19

В « Вамана-пурана » Вишну перечисляет свои рождения на Земле. В 13 стихе 30 главы он упоминает рождение Говинды в облике Ваманы для защиты Земли от демона Бали . История со спасением Земли повторяется в эпизоде с потопом, посланным Индрой . Её подробности раскрывает XII глава « Вишну-пураны ». После того, как Вишну в облике Кришны защитил живых существ от вод, льющихся с небес, подняв холм Говардхана , сам Индра спустился к нему. Он назвал спасителя «Индрой коров», то есть царём коров и «Говиндой», то есть тем, кто знает, собирает и ухаживает за коровами — их защитником. Произнеся новое имя, Индра взял кувшин со святой водой и выполнил церемониальное омовение. Стадо коров, окружившее своего спасителя, во время празднования затопило Землю своим молоком .

« Бхагавата-пурана » описывает Говинду как покровителя и защитника своих преданных бхакт . В истории о Прахладе Говинда предстает его заботливым опекуном:

Он (Прахлада) всюду ощущал на себе ласковый взгляд Всевышнего и всегда пребывал словно в забытье, не сознавая, где он, как сидит, как ходит, лежит, ест, пьёт или разговаривает. Он даже не заботился о потребностях тела, доверив свою судьбу Господу чувств — Шри Говинде .

« Бхагавата-пурана », книга 7, глава 4, текст 38, С. 282

Художественные образы Говинды

Внешние видеофайлы
Govinda

Говинда представляет собой многогранный образ, символически связанный со спасением Земли в облике коровы. Одним из прекрасных образцов искусства, воспевающим деяния Вишну, является комплекс пещерных храмов в Махабалипураме . Среди них выделяется храмовая пещера пяти Пандавов. В ней можно найти каменные иллюстрации к истории с Говардханой . Вишну-Кришна удерживает холм, несет сосуд молока — дары гопи и т. д. Величественные барельфы со спасителем Вишну встречают путников в пещерных храмах Бадами . Они иллюстрируют его тесные отношения с богиней Земли . В Южной Индии популярность Говинды распространилась благодаря песням тамильских святых поэтов- альваров . Они воспевали Вишну и женскую преданность ему душ. Эротический и мистический аспекты отношений к Вишну сливаются вместе и находят выражение в произведениях единственной женщины-альвара Андаль . Все вместе множественные художественные образы Говинды рисуют богатый образ спасителя мира, поддерживающего и сохраняющего жизнь .

Воспевание Говинды

Говинде посвящено несколько поэтических произведений. Шанкара взывал к Говинде как к спасителю, который может избавить от земных страданий. Он написал гимн под названием « Бхаджа-говиндам ». Повторяя с любовью имя Говинды любой может обрести спасение — провозглашал Шанкара: «воспевай Говинду и ты можешь легко пересечь океан рождения и смерти » :

Деванагари IAST Перевод

भज गोविन्दं भज गोविन्दं
गोविन्दं भज मूढमते ।
सम्प्राप्ते सन्निहिते काले
नहि नहि रक्षति डुकृङ्करणे ॥

bhaja govindaṁ bhaja govindaṁ
govindaṁ bhaja mūḍha-mate |
samprāpte sannihite kāle
nahi nahi rakṣati ḍukṛṅkaraṇe ||

Поклоняйся Говинде , поклоняйся Говинде ,
Поклоняйся Говинде , о заблудший ум!
Когда придет смерть,
Правила грамматики не спасут тебя.

Джаядева сочинил « Гитаговинду », то есть «Песнь о Говинде» — поэму, посвящённую любовным отношениям между Всевышним и душой :

… Чтоб беды победить, хвалу поем стопам мы славного Говинды
Как лотосы они, омытые струёй Мандакини нектарной,
И перед ними ниц Пурандара склонен, и всех бессмертных сонмы
Роями темных пчел сапфиры их венцов те стопы покрывают … .

Современные музыкальные произведения о Говинде
Группа-исполнитель (год) Произведение Аудио-образец
Radha Krishna Temple (1970) «Govinda», молитва из « Брахма-самхита », записанная в виде поп-песни Джорджем Харрисоном
Kula Shaker (1996) « Govinda », песня британской инди-рок группы, написанная на санскрите
Маврин (2015) «Говинда», песня российской рок-группы с включением мантр в текст произведения

Храмы Говинды

Говинде как защитнику верующих посвящено множество храмов, как в Южной, так и в Северной Индии, а также в Бангладеш. Более того, почитание Говинды распространилось среди индуистского населения Юго-Восточной Азии, вплоть до Индонезии. В Южной Индии хорошо известен гигантский комплекс Храма Говинда-раджи в Тирупати , тесно связанный с жизнью основателя шри-вайшнавизма Рамануджи . Он является одним из самых ранних сооружений в Тирупати, а также самым большим храмовым комплексом в округе. Хотя Рамануджа освятил его в 1130 году, внутри храмового комплекса находятся сооружения, относящиеся к IX и X векам . В Северной Индии в области Матхуры находится большое число храмов Говинды. Самым большим из них, хотя и нерегулярно действующим является Храм Говинда-дева, построенный в 1590 году по случаю посещения Акбаром Великим Бриндавана .

Известные храмы Говинды

См. также

Примечания

  1. , p. 498.
  2. , с. 714.
  3. , p. 77.
  4. , p. 260.
  5. , p. 203.
  6. , с. 157, 188, 194, 199.
  7. , p. 93.
  8. , p. 52.
  9. , p. 53-54.
  10. , p. 41—42.
  11. , p. 86.
  12. Grierson G. (англ.) // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. — 1908. — P. 163. 12 июня 2020 года.
  13. .
  14. Ramachander P. (eng. translation). . the Hindu Encyclopedia (2020). Дата обращения: 11 июня 2020. 15 ноября 2021 года.
  15. (англ.) . Vedanta Spiritual Library . Celextel (2019). Дата обращения: 13 июня 2020. 24 марта 2020 года.
  16. , p. 292.
  17. , p. 248.
  18. .
  19. . The Vishnu Purana (англ.) . Wisdomlib.org (2018). Дата обращения: 11 июня 2020. 11 июня 2020 года.
  20. .
  21. , p. 33.
  22. , p. 37.
  23. Sukhabodhananda. (англ.) . — Ahmedabad: Jaico Pub. House, 2011. 11 июня 2020 года.
  24. .
  25. , с. 164.
  26. (англ.) . Tirumala Tirupati Devasthanams (2015). Дата обращения: 12 июня 2020. 13 мая 2020 года.
  27. .

Литература

На русском
  • Алиханова Ю. // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского А. М . — М. : Республика , 1996. — С. —144 . — ISBN 5-250-02557-9 .
  • Васильков Я. Матхура / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского . — Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М. : Республика , 1996. — С. 267.
  • / Пер. с санскрита, вступ. ст., коммент. и прил. Сыркина А. Я. — Памятники письменности Востока. — М. : Восточная литература, 1995. — 190 с. — ISBN 5-02-017834-9 .
  • Адипарва // Махабхарата / Отв. ред. Боголюбов М. Н.; пер. с санскрита и коммент. Кальянова В. И. — Ст.-Петербург: Наука, 1992.
  • / Отв. ред. М. Н. Боголюбов; Пер. с санскрита, пред. и коммент. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. — М. : Наука, 1987. — 798 с. — (Памятники письменности Востока).
  • / Отв. ред. М. Н. Боголюбов; Пер. с санскрита и коммент. В. И. Кальянова. — Ленинград: Наука, 1976. — 590 с. — (Литературные памятники).
  • / Ш. Д. Вьяса. — М. : Амрита-Русь, 2008.
  • Эрман В. Притхиви / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского . — Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М. : Республика , 1996. — С. 338.
На английском
Источник —

Same as Говинда