Interested Article - Гандальв (мифология)

Га́ндальв ( др.-сканд. Gandálfr ) — в скандинавской мифологии один из гномов ( двергов ) .

Этимология

В древнескандинавском языке Gandálfr происходит от двух слов: gandr («волшебный посох», «волшебство») и álfr альв ») и дословно означает «альв посоха» . Аналогичные переводы встречаются и в других современных языках ( англ. Wand-Elf, Staff-Elf, Magic-Elf , нем. der zauberkundige Еlbe, Zauber-Albe ) .

Гандальв в письменных источниках

В персонаже Толкина Гандальв получил вторую жизнь

В «Старшей Эдде» Гандальв упоминается при перечислении карликов (« Прорицание вёльвы », строфа 12) . Этот же список цитирует автор «Младшей Эдды» Снорри Стурлусон в «Видении Гюльви» (глава 14) с добавлением, что Гандальв и другие уже названные им дверги населяют почву (в отличие от упомянутых вслед за ними карликов, живущих в камнях) . Это единственная подробность о нём, которую можно найти в текстах обеих «Эдд» , поскольку какого-либо собственного сюжета в них Гандальв не имеет. Наличие в обоих списках имён двергов, имеющих в своей основе слово альв (а кроме Гандальва это ещё и Виндальв , а также просто Альв ) лишний раз подчёркивает близость между этими группами мифологических существ .

В «Саге об Инглингах» Гандальвом (или Гандольвом ) назван конунг норвежского Вингулмарка . Не прослеживается, однако, никакой связи между ним и мифическим двергом, за исключением того, что они оба — судя по значению их имени — имели что-то общее с волшебством .

Английский писатель и филолог Толкин взял из «Прорицания вёльвы» имена для многих своих гномов в « Хоббите », в том числе, и Гандальва , который утвердился там — в русской транскрипции — как « Гэндальф » . При этом персонаж Толкина имеет явное внешнее сходство с традиционным изображением верховного бога скандинавов Одина , из чего, конечно, нельзя сделать никаких выводов о том, как бы выглядел дверг Гандальв. Вероятно, именно то обстоятельство, что в скандинавской мифологии практически ничего о Гандальве не известно, и послужило одной из причин, почему Толкин взял его за основу для своего героя, поскольку имел полный простор для своей творческой фантазии .

См. также

Примечания

  1. Anthony Faulkes Prologue and Gylfaginning. Second Edition. — Short Run Press Limited, Exeter, 2005. — С. 167 — ISBN −0-903521-34-2.
  2. Jan de Vries Altnordisches Etymologisches Wörterbuch. 2. Auflage. — Leiden: E. J. Brill, 1977. — С. 5, 155.
  3. Scheuer, Jensen Connor. (англ.) . University of Oslo, 2017. Дата обращения: 12 декабря 2019. Архивировано из 8 декабря 2019 года.
  4. Ларрингтон, Кэролин Скандинавские мифы: от Тора и Локи до Толкина и «Игры престолов» — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 240 с.
  5. (англ.) . iUniverse, 24.04.2009.
  6. Bellows, Henry Adams. (англ.) . New York: The American-Scandinavian Foundation, 1923.
  7. Gering, Hugo. (нем.) . Halle (Saale): Buchhandlung des Waisenhauses, 1927.
  8. Arnulf Krause Die Götter und Mythen der Germanen. — marixverlag, 2015. — С. 200 — ISBN 978-3-8438-0518-6 .
  9. . norse.ulver.com. Дата обращения: 12 декабря 2019. 11 декабря 2019 года.
  10. . norse.ulver.com. Дата обращения: 12 декабря 2019. 11 декабря 2019 года.
  11. John Arnott MacCulloch Eddic Mythology. The Mythology of All Races: Volume II. — Archaeological Institute of America, 1930. — С. 266.
  12. Снорри Стурлусон. Круг земной. — М.: Наука, 1980. — С. 665.
  13. . norse.ulver.com. Дата обращения: 12 декабря 2019. 18 января 2018 года.
  14. Рутиэн, Альвдис. . Litres, 21.10.2017.
  15. Richard North, Joe Allard. (англ.) . Pearson Education, 2007.
Источник —

Same as Гандальв (мифология)