Interested Article - Антиопа (мать Зефа и Амфиона)

Антиопа ( др.-греч. Ἀντιόπη ) — персонаж древнегреческой мифологии , относящийся к беотийскому циклу . Возлюбленная Зевса , мать Зефа и Амфиона . Стала героиней одноимённой трагедии Еврипида и картин ряда художников Нового времени .

В мифологии

Согласно Гомеру , Антиопа была дочерью речного бога Асопа . Эту версию поддержал Аполлоний Родосский . Афинские трагики и большинство авторов последующих эпох называют Антиопу дочерью фиванца Никтея (сына одного из спартов , либо потомка Посейдона и плеяды Алкионы , либо сына Посейдона и Келено ) и Поликсо . Автор Киприй считал Антиопу дочерью Лика , брата Никтея . Наконец, Павсаний пишет, что Антиопа была дочерью Никтея, но молва называла Асопа её отцом . Согласно одной из поздних вариаций мифа, Никтей был царём Фив .

Известны две основных версии традиции — беотийская и сикионская . Согласно последней, царь Сикиона Эпопей похитил Антиопу, славившуюся своей красотой, и сделал своей женой. Фиванцы начали из-за этого войну; Никтей в сражении погиб, но и Эпопей был смертельно ранен, а его преемник Ламедон выдал Антиопу, уже беременную, на родину. По беотийской версии, девушку соблазнил Зевс , причём, согласно Еврипиду , он сделал это в облике сатира . Антиковеды полагают, что эта деталь была неизвестна Гомеру, но появилась в мифе до Еврипида . Забеременев от бога, Антиопа сама бежала в Сикион, где стала женой Эпопея. Никтей перед смертью завещал Лику вернуть Антиопу на родину. Тот начал войну, убил Эпопея, а племянницу повёз в Фивы. В пути, у подножия горы Киферон , Антиопа разрешилась от бремени двумя сыновьями-близнецами . Разные авторы называют их сыновьями Зевса либо сыновьями Эпопея; согласно третьему варианту, один мальчик был сыном бога, а другой — сыном смертного .

По приказу Лика младенцев бросили на произвол судьбы. Последующие годы Антиопа провела в заточении, причём её жестоко притесняла жена Лика по имени Дирка . Однажды Антиопе удалось бежать. Она смогла найти сыновей, которые под именами Зеф и Амфион воспитывались в доме одного пастуха на Кифероне. Близнецы свергли Лика и убили Дирку . Согласно локальному фокейскому мифу, события в Фивах разгневали Диониса (Дирка почитала этого бога); он наслал на Антиопу безумие, и та долго блуждала по всей Элладе, пока не встретилась с коринфским героем Фоком (сыном Орнитиона и внуком Сизифа ). Фок вылечил Антиопу и сделал своей женой .

В загробном мире, согласно Гомеру, душу Антиопы встретил Одиссей .

Память

Антуан Ватто . Зевс и Антиопа

Могилу Антиопы и Фока в Тифорее ( Фокида ) показывали путникам ещё во II веке н. э. . Еврипид написал трагедию о судьбе Антиопы, и его вариант этого сюжета стал в дальнейшем наиболее распространённым, хотя текст сохранился только фрагментарно . Содержание пьесы пересказывает Гигин. У Еврипида Амфион и Зеф — сыновья Зевса, они не признают свою мать после долгой разлуки, потом Дирка приезжает на Киферон и готовит Антиопе казнь, но приёмный отец близнецов рассказывает им правду. Тогда юноши убивают Дирку, привязав её за волосы к быку; они хотят убить и Лика, но это им запрещает появившийся на сцене Гермес . После этого Амфион становится царём Фив .

Марк Пакувий переложил эту пьесу Еврипида на латинский язык («Антиопу» Пакувия упоминает Марк Туллий Цицерон в трактате « » ). Перу принадлежит комедия с тем же названием .

В Сикионе стояла статуя Антиопы . Изображение Зевса, обнимающего Антиопу, сохранилось на мозаике в Палермо и на этрусском зеркале; на хранящемся в Вене скифосе запечатлена сцена исцеления Антиопы Фоком . В эпоху Нового времени связанные с этим мифом сюжеты использовали Тициан , Антонио да Корреджо , Шарль Андре Ванлоо , Антуан Ватто и другие живописцы .

Двойной астероид (90) Антиопа , открытый в 1866 году, мог быть назван в честь матери Зефа и Амфиона либо в честь амазонки и жены Тесея .

Примечания

  1. , Одиссея, XI, 260.
  2. , I, 729.
  3. , s. 380.
  4. , III, 10, 1.
  5. , Мифы, 157.
  6. , Мифы, 155.
  7. , s. 2495.
  8. , II, 6, 1.
  9. , s. 2495—2496.
  10. .
  11. , s. 380—381.
  12. , s. 2496.
  13. , III, 5, 5.
  14. , IX, 17, 6.
  15. , s. 2496—2497.
  16. , s. 382.
  17. , Одиссея, XI, 260—265.
  18. , X, 32, 10.
  19. , Мифы, 8.
  20. , I, 4.
  21. , Мифы, 8, прим.
  22. , II, 10, 4.
  23. , s. 2497.
  24. Schmadel, Lutz D. (англ.) . — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B. , Heidelberg, N. Y. : Springer, 2003. — P. 23. — ISBN 3-540-00238-3 .

Литература

Источники
  1. . Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 5 сентября 2019.
  2. Аполлоний Родосский . Аргонавтика. — М. : Ладомир, 2001. — 237 с. — ISBN 5-86218-288-8 .
  3. Гигин. / Перевод, комментарий Д. Торшилова под общей редакцией А. Тахо-Годи . — СПб. : Алетейя, 2000. — 360 с. — ISBN 5-89329-198-0 .
  4. Гомер. Одиссея. — М. : Наука, 2000. — 488 с. — ISBN 5-02-011652-1 .
  5. . Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 5 сентября 2019.
  6. Марк Туллий Цицерон . О пределах блага и зла // О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. — М. : Издательство РГГУ, 2000. — С. 41—242. — ISBN 5-7281-0387-1 .
Исследования
  1. Ярхо В. // Мифы народов мира. — 1987. — Т. 1 . — С. 85 .
  2. Schirmer. Antiope 1 // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. — 1886. — Bd. I, 1. — Kol. 380—382.
  3. Wernicke K. Antiope 1 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1894. — Bd. I, 2. — Kol. 2495—2497.
Источник —

Same as Антиопа (мать Зефа и Амфиона)