Парнасский щепетильник
- 1 year ago
- 0
- 0
Парна́с ( греч. Παρνασσός ) — горный массив в центральной части Греции , к северу от Коринфского залива . Простирается с северо-запада на юго-восток по территории Беотии , Фокиды и Фтиотиды ( Локриды ), в Средней Греции , в периферии Центральной Греции . В древности Парнас считался священной горой Аполлона и местопребыванием муз , связанной, подобно Олимпу , Геликону и Китерону , с мифическими сказаниями и известной местонахождением на её южном склоне дельфийского оракула . На протяжении более чем двух тысячелетий упоминается в культуре как символическое местообитание поэтов и, расширительно, вообще деятелей искусства. На западном склоне, на высоте 1360 метров, находится , посвящённая местным нимфам и Пану .
В широком смысле под Парнасом разумеется горная цепь, начинающаяся от Эты и направляющаяся к юго-востоку, как граница Локриды и Беотии с Фокидой.
Высшая точка — Дельфийский Парнас , с вершинами Лиакура ( греч. Λιάκουρα , в античную эпоху Люкорея ( Λυκώρεια ); 2457 м) и Геронтобрахос ( Γεροντόβραχος — старая скала ; 2395 м) , вследствие чего он называется двухвершинным. Парнас покрыт лесом, а вершины его — снегом. При дельфийском храме было много ущелий и обрывов; у подножия крутого утёса Гиампеи находился известный Кастальский источник , посвящённый Аполлону и музам, вследствие чего и сам Парнас считался местопребыванием муз. В этом месте почитались музы Касталиды ( Κασταλίδες ) и музы Парнасиды ( Παρνασσίδες ) .
По ущелью длиной 5 километров между Парнасом и горой Кирфи , расположенной к югу от Парнаса и к северу от Коринфского залива, протекает река Плистос . Бока этого ущелья круто спускаются . По долине Плистоса проходила в Давлиду и .
Некоторые исследователи связывают этимологию названия с его догреческим происхождением, возможно, с языком лувийцев . Геологическая особенность Парнаса — его богатые залежи бокситов — привела к их систематической добыче с конца 1930-х годов, что привело к экологическому ущербу для части горы .
Название горы — догреческое по происхождению — тождественно названию древнего города в Каппадокии (близ в районе ), поэтому обычно относится учёными к анатолийскому субстрату. Слово выводят из хетт. parna- «дом», и трактуют название этой священной горы как «дом богов» . Противники этой точки зрения доказывают, что по формальным причинам топоним относится не к хетто-лувийской, а к палеобалканской топонимической системе. Они связывают название горы с эпитетом Аполлона Παρνόπιος «саранчовый (отвратитель)» (от др.-греч. πάρνοψ, πάρνοπος «саранча») .
Гора Парнас считалась средоточием земли ( ὀμφᾰλός γῆς ), подобно тому, как Дельфы признавался центром панэллинского государства в религиозном отношении. Согласно преданию, когда глава олимпийской семьи богов Зевс (Диас) решил уничтожить испорченный человеческий род, наслав на него потоп, ставший известным как потоп Девкалиона, сын Прометея Девкалион , послушавшись совета отца, построил корабль для себя и своей жены Пирры . На 10-й день, после девятидневного непрерывного дождя, корабль пристал к Парнасу, где Девкалион принес жертву в честь отца богов и людей Зевса, который после этого исполнил желание Девкалиона возродить человеческий род.
Многовековая традиция метонимически именовать Парнасом сообщество обитающих на горе муз постепенно распространилась и на их питомцев — деятелей искусства, особенно поэтов. Это словоупотребление достигло пика в XIX веке с появлением французского литературного течения — поэтов-парнасцев , оказавших заметное влияние как на национальную литературную традицию, так и на зарубежных авторов (в частности, на Валерия Брюсова ). Поздне́е понимание Парнаса как сообщества безусловно признанных литературных фигур было переосмыслено иронически — в частности, в названиях футуристического альманаха « Рыкающий Парнас » (1914) и сборника пародий « Парнас дыбом » (1925).
Название горы (Mont Parnasse) также было дано кварталу Парижа на левом берегу Сены, где художники и поэты собирались и читали свои стихи публично. Монпарнас в настоящее время является одним из самых известных кварталов города, и на его кладбище похоронены многие деятели культуры и искусства .
Парнас фигурирует в « Битве книг » Джонатана Свифта (1697) как место идеологической войны между древними и современными людьми.
По названию горы Карл Линней дал имя изящному растению Parnassia L. .