Interested Article - Чимбу
- 2021-02-01
- 2
Чимбу , куман — папуасский народ , обитающий в центральной горной части Папуа — Новой Гвинеи . Поселение Кундиава — административный центр страны чимбу — расположено в одном из многочисленных отрогов долины, образованной рекой Чимбу и лежащей на высоте примерно двух тысяч метров над уровнем моря. Численность около 250 тыс. человек.
Язык
Говорят на языке чимбу трансновогвинейской филы .
Религия
Значительная часть чимбу — католики и протестанты , также сохраняются традиционные верования. Распространены синкретические христианско-анимистические культы .
Традиционные занятия
Основное занятие чимбу — ручное земледелие в высокогорных областях, основная культура — батат . Широко распространено свиноводство . С середины XX века разводят также крупный рогатый скот , лошадей и кур , выращивают кофе , в основном на продажу. Развито отходничество .
Социальный строй
Традиционное поселение состоит, как правило, из мужского дома и разбросанных вокруг него домов, где живут замужние женщины с детьми (там же содержат свиней ). Хижины, построенные из дерева, бамбука или тростника , достигают десяти метров в длину .
Чимбу подразделяются как на территориально-локализованные племена, так и на разобщённые неэкзогамные фратрии , объединяющие по несколько патрилинейных родов. Экзогамные запреты распространяются и на подрод матери .
Племена имеют предковый род. «Предок» рода мыслится как группа братьев. Так, один из родов происходит от 7 братьев, и все мужчины рода — их сыновья, «одна кровь» .
Во всех областях традиционной жизни чимбу доминируют мужчины. Брак у чимбу патрилокальный, в прошлом полигинный , ныне моногамный . Традиционно сопровождается большим брачным выкупом, зачастую состоящим из самых дорогих для чимбу животных — свиней .
Традиции
Бугла генде — праздник, который отмечается раз в пять или десять лет, когда убивают тысячи свиней. Все многолетние труды чимбу завершаются этой торжественной бойней, для которой нужно приготовить огромное число животных. А они, так же как и люди, питаются в этой долине только сладким картофелем — бататом . В годы, предшествующие бугла генде, папуасы расчищают все новые и новые поля для того, чтобы обеспечить корм непрерывно увеличивающемуся поголовью свиней, число которых в этот период в несколько раз превышает население долины. После того как жители долины отметят свой праздник, за несколько дней истребив всех свиней, многие поля становятся ненужными. А так как папуасы ещё не научились производить больше, чем они потребляют, то эти земельные участки просто бросают. Праздник Свиней сопровождается церемониями раздачи имущества типа потлача . Во время этого праздника устанавливались связи и знакомства между молодыми людьми, пользовавшимися добрачной половой свободой .
Свиней приносят в жертву не только во время бугла генде, но и в других случаях, например перед началом охоты, в знак благодарности за ниспосланный духами хороший урожай, перед началом строительства новой хижины, в случае смерти человека. Когда умирает вождь, то убивают сразу несколько десятков свиней .
Примечания
- ↑ Членов 1999: 682
- Brown 1988: 127
- ↑ Бутинов 1968: 108
Литература
- Членов М. А. Чимбу // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999, с. 682.
- Бутинов Н. А. Папуасы Новой Гвинеи: (хозяйство, общественный строй). — М.: Наука, 1968.
- Brown, P. Chimbu and stranger. Ethnology // Vol. 31, N 1. — P. 27-43, 1992.
- Brown, P. Gender and social change: new forms of independence for Simbu women. Oceania // Vol. 59, N 2. — P. 123—142, 1988.
Ссылки
- 2021-02-01
- 2