Interested Article - Осетины в Турции

Осетины в Турции ( осет. Турчы ирæттæ / Турки дигорæнттæ , тур. Türkiye Osetleri ) — национальное меньшинство , в основном представленное потомками выходцев из Северной Осетии второй половины XIX века . Несмотря на то, что осетины в большинстве своём христиане , на севере Осетии имеет распространение ислам : в миграции в Турцию участвовали преимущественно осетины-мусульмане.

Причины

Главными причинами переселения осетин в Турцию принято считать несколько факторов:

История

В XIX веке тысячи осетин-мусульман из Северной Осетии переселились в Турцию, основав там поселения. Среди переселенцев были представители обеих этнодиалектных групп североосетинского народа — иронской и дигорской. Иронцы были представлены в основном выходцами из тагаурского общества , а в меньшей степени куртатинского, алагирского и турсовского обществ, причем значительно преобладали жители созданных в предшествующие десятилетия равнинных мусульманских сел — Зильги , Шанаево (ныне Брут ), Заманкул , Тулатово (ныне Беслан ), Хумалаг , Владимирское (ныне Старый Батакоюрт ) и др. А из горных селений иронцев наиболее заметное число мухаджиров дали Даргавс , Саниба , Кобан ). Дигорскую часть североосетинских переселенцев составили главным образом жители селения Магометановского (ныне Чикола ), а также Тугановского (ныне Дур-Дур ), Караджаевского (ныне Хазнидон ), Карагача и др. В конфессиональном отношении практически все мигранты, несомненно, являлись мусульманами- суннитами .

Турция прилагала большие усилия к тому, чтобы переселить горцев (в том числе и осетин) на свою территорию, тем самым она стремилась колонизовать мухаджирами свои малозаселённые провинции, военно-стратегические пункты для возможной войны с Россией (то есть Русско-турецкая война 1877—1878 ).

Осетины начали переселяться в Турцию в конце 50-х годов XIX века. Организатором первого переселения 1859 г. стал дигорский феодал Абисалов. Вместе с ним выехали и другие феодалы вместе с подвластными крестьянами . Примечательно, что стимулирующим к переселению фактором здесь явились родовые отношения (то есть уезжал один родственник — за ним ехала другая родня). В 1860 году дигорские и куртатинские феодалы ( алдары Тугановы и Ахмет Цаликов) организовали очередное переселение (выехало две тысячи осетин). Однако многие вернулись, так как не увидели обещанного Турцией «рая на земле». Кое-кто погиб по пути в Османскую империю .

Отмена крепостного права в 1861 году косвенным образом стимулировала переселение. Сословное деление было развито в Дигории и Тагаурии , как и позиции ислама. В отличие от дигорцев и тагаурцев, в Куртатии и Алагире сохранялась родовая демократия и христианство . Таким образом, дигорским баделятам и тагаурам, которые имели в своем распоряжении крепостных и рабов, было что терять.

В 1865 году состоялось третье переселение под руководством генерала Мусы Кундухова . Численность осетин, которые отправились вместе с Кундуховым, колеблется от ста человек до нескольких сотен.

Осетины, вернувшиеся в 1860 году в Осетию, пытались отговорить своих соотечественников ехать в Турцию. Поэтому туда был направлен , чтобы на месте посмотреть на жизнь переселенцев и убедиться так ли там хорошо на самом деле, как это рисует Кундухов. В своём письме из Турции Шанаев предостерегал осетин от переселения, призывая их не верить ложным обещаниям. Шанаеву удалось многократно уменьшить число желающих выселиться вместе с Кундуховым.

Ещё одним критиком переселения осетин стал известный осетинский писатель Инал Кануков — переселенец, вернувшийся в раннем возрасте вместе с родителями в Осетию. В своём очерке «Горцы-переселенцы» он писал:

«Но знают ли они, куда они стремятся? Нет, не знают. Они знают только, что существует где-то в мире страна, называемая Стамбулом… они стремятся туда так безотчетно, потому что обольщены ложными слухами, что им там будет хорошо и лучше даже, чем на старой родине. Но, увы! Какое разочарование постигло этих поистине несчастных переселенцев, и сколько раз слышались слова проклятий на головы тех, которые их увлекли, когда трудность дороги и действительность предстали им воочию и раскрыли им глаза, и тогда-то, забыв недавние розовые мечты, они поняли, что обмануты, что они сделались жертвами своего легковерия, поддавшись лживым словам тех глупцов, которые уверяли их, что там будет лучше. И вот они, по милости этих глупцов-фанатиков, теперь гибнут».

Население

Представители осетинской и других кавказских диаспор в Турции протестуют против вторжения Грузии в Южную Осетию ( Стамбул , 13 августа 2008 )

По разным подсчётам осетинское население в Турции составляет от 20 тыс. до 36 тыс. человек. Сейчас большинство осетин проживают в крупных городах: Анкара , Стамбул и Измир .

Осетины Турции всё ещё сохраняют свою осетинскую идентичность. Так, от имени турецких осетин было направлено поздравление президенту Эдуарду Кокойты и народу Осетии с признанием независимости Южной Осетии .

В 1989 г. был создан культурно-благотворительный фонд «Алан». В настоящее время его возглавляет Ремзи Канукати (Ремзи Йылдырым). В Анкаре и в Стамбуле при этом фонде открыты курсы для детей по изучению осетинского языка .

Осетинские селения

Язык

В условиях оторванности от основного ареала распространения языка, осетинский язык в Турции приобрёл ряд интересных особенностей. Так синтетическое будущее время с суффиксом -дзы- стало использоваться, как турецкий аорист II, а в качестве будущего времени используются сложные конструкции вида фенинаг дæн «увижу» (вместо фендзынæн ). Существительные при числительных выступают в именительном падеже (как в турецком): фондз бон (вместо фондз боны , как в кавказском осетинском).

Фамилии

По некоторым данным, количество осетинских фамилий в Турции свыше 100. Так, турецкие осетины между собой общаются по фамилиям в осетинском произношении, однако в официальных документах пользуются «отуреченными» фамилиями. Турецкий аналог фамилии Кодзыртæ (Козыревы) = Октар , Золойтæ ( Золоевы ) = Айдован , Дзасохтæ (Дзасоховы) = Кылыдж , Рубайтæ ( Рубаевы ) = Езбай , Цъæхилтæ = Алпай и т. д.

Бекир-Сами Кундух

Представители

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 18 июня 2017. 12 ноября 2017 года.
  2. . Дата обращения: 21 октября 2008. 28 июня 2013 года.
  3. . Дата обращения: 21 октября 2008. 14 июня 2006 года.
  4. . Дата обращения: 21 октября 2008. 28 июня 2013 года.
  5. 1 мая 2009 года.
  6. . Дата обращения: 25 февраля 2012. 23 декабря 2011 года.
  7. . Дата обращения: 21 октября 2008. Архивировано из 15 января 2004 года.
  8. . Дата обращения: 21 октября 2008. 25 сентября 2008 года.
  9. . Дата обращения: 21 октября 2008. Архивировано из 27 октября 2007 года.
  10. . Дата обращения: 17 июня 2010. 19 сентября 2011 года.
  11. . Дата обращения: 17 июня 2010. 12 июня 2011 года.
  12. . Дата обращения: 21 октября 2008. 4 сентября 2008 года.

Ссылки

Источник —

Same as Осетины в Турции