Interested Article - Дигорцы

Осетины -дигорцы селения Махческ (1905—1907)

Диго́рцы ( осет. дигорæ, дигорæнттæ ; русское дореволюционное название — Дугорцы , Дугурцы ) — субэтническая группа осетин , являющаяся коренным населением западной части Северной Осетии исторической области Дигория , расположенной в бассейне Уруха (левого притока Терека ). Незначительные группы также проживают в Кабардино-Балкарии , Ставропольском краях и в осетинской диаспоре Турции .

Этимология

Самоназвание дигорцев — дигорон , во множественном числе дигорæнттæ , Дигорæ . Этноним «дигорон» упоминается в армянской географии VII века в форме «тикор» и «астикор» .

Согласно Васо Абаеву , этноним «дигорон» происходит от старого кавказского племенного названия. Он отождествлял корень « диг- » этнонима «дигорон» с « -дыг- » из самоназвания черкесов , «адыгэ» . Эта точка зрения была подвергнута критике со стороны Р. Бильмайера и Д. Бекоева, которые возводили этноним к «tygwyr» в иронском диалекте, означающем «сборище, скопление, группа» . О. Менхен-Хелфен связывал «дигорон» с названием тохаров — « тогар ». В свою очередь, А. Алемань, соглашаясь с В. Абаевым, считает гипотезы его критиков малоправдоподобными .

История

Дигорцы составляют основную часть населения Дигории — западной части Северной Осетии ( Дигорский и Ирафский районы республики) и проживающих в Кабардино-Балкарии осетин (с. Озрек , Урух , Ст. Урух и др.). В начале XIX века некоторое количество дигорских семей из предгорных сёл Кет и Дидината переселились на территорию современного Моздокского района . Здесь на правом берегу Терека, возникло два больших поселения дигорцев — Черноярское (Дзæрæште, 1805 г.) и Ново-Осетинское (Мусгъæу, 1809 г.)

Древнейшая история

В «Армянской географии» (VII век) среди племенных названий встречается этноним ассдигор — принято считать, что это упоминание дигорцев. На этом и других (в частности, лингвистических) основаниях предполагается, что диалектное разделение в прото-осетинском языке произошло достаточно рано, в домонгольское время. У дигорцев сохранились сказания о нашествии в начале XV века на Кавказ Тимура (Нана Задалеская и Темур Алсак) .

В Российской империи

В отличие от остальной Осетии , которая присоединилось к Российской империи в 1774 году, Дигория с Балкарией вошли в состав Российской Империи в 1827 году .

В СССР

В 1942 году часть равнинной территории Северной Осетии была оккупирована немецкими войсками . После того, как немцы были вытеснены из региона, дигорцы-мусульмане, как и другие мусульманские народы, были обвинены в сотрудничестве с немцами и депортированы в Среднюю Азию . По оценкам, 50% осетин -дигорцев погибло во время депортации . Их репутация была восстановлена в середине 1950-х годов, и им было разрешено вернуться на родину. [ неавторитетный источник ]

Новейшее время

Сейчас большая часть дигорцев в Ирафском районе и Кабардино-Балкарии исповедует ислам , а в Дигорском районе живут преимущественно христиане . Значительно влияние как среди номинальных мусульман , так и среди номинальных христиан .

Вероисповедание

Ислам

В первой половине XIX века дигорцы исповедовали как ислам , так и христианство . Российское правительство, стремящееся размежевать христиан и мусульман , переселяет дигорцев на равнину , основав в 1852 году Вольно-Христиановское и Вольно-Магометановское селения . Христианами являются также моздокские дигорцы из станиц Черноярская и Ново-Осетинская . Немалое количество дигорцев-мусульман во второй половине XIX века переселилось в Турцию , где они компактно поселились возле города Карса (сёла Сарыкамыш и Хамамли).

Дигорский диалект

Говорят на дигорском диалекте осетинского языка , относящегося к северо-восточной иранской подгруппе арийской ветви индоевропейских языков .

По сравнению с иронским , дигорский диалект сохраняет более архаичные черты общего языка-предка . Иначе говоря, в ряде явлений фонетики и морфологии дигорский и иронский диалекты могут быть рассматриваемы как два последовательных этапа развития одного и того же языка" .

Письменность на дигорском диалекте существовала (параллельно с письмом на иронском диалекте ) с самого появления осетинской письменности на русской графической основе , то есть с середины XIX века . Однако постепенно удельный вес письма на иронском , положенном в основу осетинского литературного языка , увеличивался, что приводило временами к почти полному прекращению печатания дигорских текстов.

Со времени установления советской власти и до 1937 года дигорский считался отдельным языком , издавались учебники и другие издания. Однако в 1937 году дигорский алфавит был объявлен « контрреволюционным », и дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка , а передовая дигорская интеллигенция подверглась репрессиям .

, приводя в качестве одной из джавско-дигорских изоглосс лексемы ady, adgur (джав.) — ad, adgor (дигор.) ‛одолжение’, ‛должник’, отмечает, что «эти и подобные джавско-дигорские изоглоссы свидетельствуют об участии общего этнического элемента в этногенезе южных осетин и дигорцев». Труды: Камболов Тамерлан Таймуразович (1959). Очерк истории осетинского языка.

Генетическое происхождение

Последние данные по гаплогруппам осетин -дигорцев :

G2a — 60 %

R1b — 17 %

J2a — 12 %

J1 — 4 %

Q — 4 %

L — 0,8 %

E1b — 0,8 %

R1a — 0,8 %

T — 0,8 %

Культура

  • Памятник поэту Блашка Гуржибекову в г. Владикавказе и г. Дигоре
  • Государственный Северо-Осетинский Дигорский драматический театр — во Владикавказе
  • Драматический народный театр районного значения в городе Дигора
  • Ансамбль песни и танца «Кафт», г. Дигора
  • Статуя Иисуса Христа, раскрывшего руки (подобие статуи в Рио-де Жанейро) при въезде в г. Дигора
  • Аллея Славы в г. Дигорæ
  • Парк культуры и отдыха имени дирижёра Мариинского театра (г. Санкт-Петербург) Валерия Гергиева в г. Дигора
  • Газета «Дигори хабæрттæ» («Вести Дигории», Дигорская районная газета)
  • Газета «Дигорæ» (республиканская газета)
  • Газета «Ирæф» (Ирафская районная газета)
  • Жизнь «Ирафского района»
  • Журнал «Ирæф» (литературный журнал Союза писателей РСО—Алания)
  • Музей в селении Задалеск Ирафского района
  • Краеведческий музей Г. А. Цаголова г. Дигора
  • В с. Дур-Дур Дигорского района Музей народного художника Осетии М. Туганова (Филиал Краеведческого музея РСО—Алания) г. Владикавказа
  • В селении Карман-Синдзикау Дигорского района экспонируется творчество народного художника Осетии Сосланбека Едзиева
  • Памятник Салавату Юлаеву, народному герою Башкирии, сподвижнику Е. Пугачева установлен Сосланбеком Тавасиевым
  • Уроженец г. Дигоры Мурат Дзотцоев, удостоен Ордена Славы в 1956 году во время Венгерских событий
  • В г. Дигоре названы улицы именами Героев Советского Союза, проявивших отвагу и героизм на полях сражений Великой Отечественной войны: Астана Кесаева, Александра Кибизова, Ахсарбека Абаева, Сергея Бицаева, Павла Билаонова, Александра Батышева
  • В г. Воронеже именем Лазаря Дзотова названа улица («Улица лейтенанта Дзотова»)
  • В г. Дигоре именем Сергея Чихавиева, работника МВД, трагически погибшего в 1994 г. при исполнении служебных обязанностей, названа улица
  • В г. Красноярске именем героя гражданской войны Хаджумара Гетоева, уроженца селения Сурх-Дигора, названы средняя школа и улица, установлен бюст
  • Памятник революционерам-керменистам, героям гражданской и Великой Отечественной войн в г. Дигора
  • В г. Владикавказе названы улицы именами революционеров-керменистов: Георгия Цаголова, Дебола Гибизова, Андрея Гостиева, Колка Кесаева, Данела Тогоева
  • В г. Владикавказе именем Героя Советского Союза Астана Николаевича Кесаева (капитана подводной лодки «Малютка») названа улица

Примечания

  1. . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  2. . Jamestown (англ.) . из оригинала 4 января 2018 . Дата обращения: 16 октября 2022 .
  3. Мичиганский университет Межнациональные отношения в СССР // «история и современность : сборник обзоров» : 1991.
  4. . Дата обращения: 5 февраля 2017. Архивировано из 5 февраля 2017 года.
  5. . Дата обращения: 31 марта 2010. 2 июля 2019 года.
  6. . apsnyteka.org . — «Дугурцы сами себя называют «тугур» или «тугур-лек» (люди Тугура); соседи называют их «дугурцы», «дигорцы» или «дугорцы», а черкесы называют и «диrop-куш-ха», т. е. «жители гор Дигор».» Дата обращения: 9 февраля 2024. 10 апреля 2024 года.
  7. Агусти Алемань. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. — М. : Менеджер, 2003. стр. 370
  8. . Дата обращения: 2 июля 2010. 22 июля 2009 года.
  9. В. Абаев, Историко-этимологический словарь осетинского языка
  10. Агусти Алемань. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. — М. : Менеджер, 2003. стр. 39
  11. Абаев, Василий И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Том I (А-К) : [ рус. ] . — Москва - Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1958. — P. 379–380.
  12. Alemany, Agustí. Sources on the Alans: A Critical Compilation : [ англ. ] . — Brill, 2000. — P. 10. — ISBN 978-90-04-11442-5 .
  13. (англ.) . Дата обращения: 21 мая 2022. 10 марта 2018 года.
  14. . — Westport : Greenwood Press, 1994. — P. 200. — ISBN 0-313-27497-5 .
  15. Minahan, James. . — Westport : Greenwood Press, 2002. — P. 1478. — ISBN 0-313-32111-6 .
  16. Minahan, James. . — New-York : Routledge, 2012. — P. 211. — ISBN 978-1-57958-133-6 . . Дата обращения: 13 мая 2022. Архивировано 13 мая 2022 года.
  17. . Дата обращения: 19 апреля 2014. Архивировано из 29 февраля 2016 года.
  18. . Дата обращения: 19 апреля 2014. Архивировано из 6 сентября 2018 года.
  19. . Joshua Project. Дата обращения: 17 мая 2014. 4 марта 2016 года.
  20. Абаев В. А., Осетинский язык и фольклор, т. 1, М. — Л., 1949. Цит. по изд.: Исаев М. И., Дигорский диалект осетинского языка. Фонетика. Морфология, «Наука», М., 1966
  21. Журнал «Революция и национальности», 1937, № 5, с. 81—82
  22. Клёсов А. А. Народы России. ДНК-генеалогия. Детальное исследование 190 народов. . — Санкт-Петербург Москва Минск: СПб, 2021. — С. 365. — 782 с. — ISBN 978-5-00116-595-8 .

Ссылки

  • Ф. М. Таказов. «Дигорон-уруссаг дзурдуат — Дигорско-русский словарь и Русско-дигорский словарь — Уруссаг-дигорон дзурдуат». Владикавказ, 2015
  • Т. Т. Камболов. «Языковая ситуация и языковая политика в Северной Осетии: история, современность, перспективы». Владикавказ, 2007
  • В. И. Абаев. Грамматический очерк истории осетинского языка. Орджоникидзе, 1959
Источник —

Same as Дигорцы