Interested Article - X Window System

X Window System оконная система , обеспечивающая стандартные инструменты и протоколы для построения графического интерфейса пользователя . Используется в UNIX-подобных ОС .

X Window System обеспечивает базовые функции графической среды: отрисовку и перемещение окон на экране и взаимодействие с устройствами ввода , такими как, мышь и клавиатура . X Window System не определяет деталей интерфейса пользователя — этим занимаются менеджеры окон , которых разработали множество. По этой причине внешний вид программ в среде X Window System может очень сильно различаться в зависимости от возможностей и настроек конкретного оконного менеджера.

В X Window System предусмотрена сетевая прозрачность: графические приложения могут выполняться на другой машине в сети , а их интерфейс при этом будет передаваться и отображаться на локальной машине пользователя. В контексте X Window System термины «клиент» и «сервер» имеют следующее значение: «сервер» - локальный дисплей пользователя ( дисплейный сервер ), а «клиент» — программа, которая этот дисплей использует (она может выполняться на удалённом компьютере).

Система X Window System была разработана в Массачусетском технологическом институте (MIT) в 1984 году . По состоянию на февраль 2016 года версия протокола X11R7.7 появилась в июне 2012 года . Проект X возглавляет фонд X.Org Foundation . Образцовая реализация ( reference implementation ) системы свободно доступна на условиях лицензии MIT и подобных ей лицензий .

X Window System часто называют X11 или просто X .

Клиент-серверная модель и сетевая прозрачность

В этом примере X‑сервер принимает ввод с клавиатуры и мыши и производит вывод на экран. На пользовательской рабочей станции выполняются веб-браузер и эмулятор терминала . Программа обновления системы работает на удалённом сервере, но управляется с машины пользователя. Удалённое приложение работает так же, как если бы оно выполнялось локально

X Window System использует клиент-серверную модель: X‑сервер обменивается сообщениями с различными клиентскими программами. Сервер принимает запросы на вывод графики (окон) и отправляет обратно пользовательский ввод (от клавиатуры , мыши или сенсорного экрана ). X‑сервер может быть:

Протокол , с помощью которого общаются сервер и клиент, является прозрачным для сети : клиент и сервер могут находиться как на одной и той же машине, так и на разных. В частности, они могут работать на различных архитектурах под управлением разных операционных систем — результат будет одинаковым. Клиент и сервер могут безопасно взаимодействовать и через Интернет посредством туннелирования соединения сквозь зашифрованный сетевой сеанс.

Чтобы запустить удалённую клиентскую программу, выводящую графику на локальный X‑сервер, пользователь обычно открывает эмулятор терминала и подключается к удалённой машине при помощи telnet или SSH . Затем он отдаёт команду, указывающую дисплей, на который следует выводить графику (например, export DISPLAY= [имя компьютера пользователя] :0 при использовании bash ). Наконец, пользователь запускает клиентскую программу. Она подключится к локальному X-серверу и будет отображать графику на локальный экран и принимать ввод от локальных устройств ввода. Другой вариант — использовать небольшую вспомогательную программу, которая подключается к удалённой машине и запускает на ней нужное клиентское приложение.

Использование удалённых клиентов может быть полезно, например, в таких ситуациях:

  • графическое администрирование удалённой машины ;
  • выполнение интенсивных ресурсоёмких вычислений на удалённой UNIX -машине и вывод результатов на локальной Windows -машине;
  • выполнение графических программ одновременно на нескольких машинах, с одним дисплеем, одной клавиатурой и одной мышью.

Принципы построения X

В 1984 году Боб Шейфлер и Джим Геттис зафиксировали ранние принципы построения X:

  • Добавляй новую функциональность только в том случае, если без неё нельзя завершить какое-то реальное приложение.
  • Решить, чем система не является, столь же важно, сколь решить, чем она является. Не пытайся удовлетворить все мыслимые потребности; вместо этого сделай систему расширяемой, чтобы новые потребности могли быть удовлетворены совместимым образом.
  • Хуже обобщения одного примера может быть только обобщение вообще без примеров.
  • Если проблема не понята до конца, возможно, лучше не решать её вовсе.
  • Если ты можешь добиться 90 процентов нужного эффекта, затратив всего 10 процентов сил, используй более простое решение.
  • Изолируй сложные места как можно сильнее.
  • Обеспечивай механизм, а не политику. В частности, политика интерфейса пользователя должна быть в руках клиентов.

С тех пор проект X, в основном, придерживался этих принципов. Демонстрационная реализация разрабатывается с расчётом на расширение и улучшение, в то же время она остаётся почти полностью совместимой с протоколом 1987 года .

Интерфейсы пользователя

GNOME 3.32 в среде X Window System
X Window System в Mac OS X

X Window System намеренно не определяет, как должен выглядеть интерфейс пользователя приложения — кнопки, меню, заголовки окон и т. д. Эти вопросы решаются на уровне оконных менеджеров , инструментариев элементов интерфейса , сред рабочего стола и на уровне отдельных приложений. По этой причине визуальное представление X-интерфейсов претерпело огромные изменения с течением времени.

Оконный менеджер управляет размещением и внешним видом окон приложений. Он может создавать интерфейс, подобный Microsoft Windows или Macintosh (например, так работают оконные менеджеры Kwin в KDE и Metacity в GNOME ), или совершенно другой стиль (например, во фреймовых оконных менеджерах , таких как Ion ). Оконный менеджер может быть простым и минималистичным (как twm — базовый оконный менеджер, поставляемый с X), а может предлагать функциональность, близкую к полноценной рабочей среде (например, Enlightenment ).

Многие пользователи используют X вместе с полной средой рабочего стола , которая включает в себя оконный менеджер, различные приложения и единый стиль интерфейса. Наиболее популярные среды рабочего стола — GNOME и KDE . В стандарте Single UNIX Specification указана среда CDE . Проект freedesktop.org пытается обеспечить взаимодействие между различными средами, а также компоненты, необходимые для конкурентоспособного рабочего стола на основе X.

Реализации

Эталонная реализация от фонда X.Org Foundation, называемая X.Org Server , является каноничной реализацией X Window System. Она распространяется на условиях весьма либеральной лицензии , из-за чего появились несколько её разновидностей (как свободных , так и проприетарных ). Коммерческие поставщики UNIX зачастую берут демонстрационную реализацию и адаптируют её к собственному аппаратному обеспечению , обычно сильно модифицируя её и добавляя проприетарные расширения.

Вплоть до 2004 года проект XFree86 был наиболее распространённым вариантом X для свободных UNIX-подобных операционных систем. XFree86 возник как порт X на 386 -совместимые персональные компьютеры. К концу 1990-х этот проект стал главным источником технических инноваций в X Window System и де-факто руководил разработкой X . Однако в 2004 году XFree86 поменял условия лицензии, и реализация X.Org Server (которая является форком XFree86, но со свободной лицензией) стала более распространённой.

X11.app выполняется без корневого окна на Mac OS X . В среде X запущен графический редактор GIMP

Хотя X Window System чаще всего ассоциируется с UNIX, X-серверы могут также существовать внутри других графических сред. OpenVMS — операционная система компании Hewlett-Packard — в качестве стандартной среды рабочего стола использует версию X вместе с CDE , известную как . В состав операционных систем Mac OS X 10.3 (Panther) и выше от Apple входит X11.app , основанная на XFree86 4.3 и X11R6.6, с более полной интеграцией в Mac OS X.

выполняется без корневого окна на Microsoft Windows XP . X-приложения ( , , xterm ) работают на одном экране с обычными приложениями Windows (Дата/Время, Калькулятор)

Microsoft Windows не включает в себя поддержку X, но существуют многочисленные сторонние реализации: как свободные ( , Xming , , , ), так и проприетарные ( , , , ). Обычно они используются для управления удалёнными X-клиентами.

Для устаревшей операционной системы DOS также существует реализация X-сервера, DesqView/X , даже в настоящее время позволяющая создавать довольно простые тонкие клиенты .

Когда X Window System выполняется внутри другой оконной системы (например, оконной подсистемы Microsoft Windows или Mac OS), она обычно работает в режиме без корневого окна ( англ. rootless ). Это значит, что корневое окно (фон экрана и связанные с ним меню) управляется внешней оконной системой, а не самой X Window System. При этом внешняя оконная система также управляет геометрией X-окон, создаваемых внутри неё. Однако некоторые серверы (например, Exceed, Xming или Cygwin/X) способны создавать и корневое окно — в этом случае клиенты отображаются в отдельном окне во внешней системе.

X-терминалы

X-терминал — это выделенное аппаратное обеспечение , на котором выполняется X-сервер и которое служит в качестве тонкого клиента . Эта архитектура завоевала популярность при построении недорогих терминальных парков, в которых множество пользователей одновременно используют один большой сервер приложений . Такое применение X Window System хорошо соответствует изначальным намерениям разработчиков из MIT .

X-терминалы могут изучать сеть (в пределах локального широковещательного домена ) с использованием протокола XDMCP , составляя при этом список узлов сети, с которых они могут запускать клиенты. На изначальном узле должен выполняться дисплейный менеджер X ( англ. X display manager ).

В настоящее время выделенные (аппаратные) X-терминалы не пользуются широкой популярностью: обычно персональный компьютер с X-сервером обеспечивает ту же функциональность при меньшей стоимости.

Расширения

X-сервер состоит из набора расширений , каждое из которых реализует определённые функции: от прорисовки геометрических примитивов до ускорения обработки и вывода на экран трёхмерной графики с использованием возможностей видеоаппаратуры. Почти каждый из этих модулей можно отключить или настроить в конфигурационном файле .

DDC

VESA Display Data Channel (DDC™) — стандарт обмена информацией между монитором и графической платой , позволяющий монитору передавать данные о поддерживаемых разрешениях , , производителе монитора и т. д. Модуль DDC поддерживает версии 1 и 2 спецификации DDC. В соответствии с полученными данными он устанавливает основные параметры экрана или предупреждает о несоответствии заданных пользователем параметров.

RANDR

X Resize, Rotate and Reflect Extension — расширение X-сервера, реализующее функции масштабирования, поворота и отражения корневого окна. Используется при изменении разрешения, при динамической замене монитора (например, при переключении со встроенного экрана ноутбука на внешний монитор). Рассылает запущенным приложениям предупреждения об изменении конфигурации экрана.

XRender

X Rendering Extension предоставляет функции для совмещения и вывода изображений на экран. Позволяет обрезать изображение, накладывать маску по цветам с использованием альфа-канала , использовать различные фильтры, подготавливать и выводить текстовую информацию, а также отображать основные геометрические фигуры.

Shape

Расширение Shape предназначено для улучшения вида интерфейса пользователя . Среди его возможностей — отбрасывание тени элементами интерфейса для создания иллюзии трёхмерности; окна и кнопки с округлыми краями; возможность создавать различные фигуры, отличные от прямоугольных.

Xinerama

Расширение Xinerama позволяет представить множество мониторов как один экран. С его помощью можно выводить согласованное изображение на большие экраны, составленные из многих мониторов. Однако многие из существующих на данный момент оконных менеджеров не поддерживают или не полностью поддерживают спецификации Xinerama и поэтому показывают неадекватное изображение при использовании данного расширения.

Xv

X video extension — расширение, позволяющее ускорить вывод видеофрагментов на экран с использованием возможностей графической платы (а точнее — её драйвера ) и уменьшить тем самым нагрузку на центральный процессор . Многие графические платы позволяют выводить видеоизображения в форматах кодирования цвета YUV (YUY2, I420 и т. д.), которые используются в стандартах систем аналогового цветного телевидения PAL , SÉCAM , NTSC , не переводя их предварительно в формат передачи цвета дисплея (RGB16/24/32), а также производить обратное перекодирование. Расширение Xv предоставляет информацию о доступных графических платах, количестве доступных портов (каждый порт может использовать только одно приложение), поддерживаемых форматах кодирования цвета. Всю эту информацию можно просмотреть с помощью утилиты xvinfo .

Ограничения и критика X

В книге « The UNIX-HATERS Handbook » ( 1994 ) целая глава посвящена проблемам X в конце 1980-х — начале 1990-х годов . Статья «Why X Is Not Our Ideal Window System» («Почему X не является нашей идеальной оконной системой») ( 1990 ) подробно рассматривает проблемы протокола и даёт рекомендации по улучшению.

Видеоаппаратура

Сегодня граница производительности графических компьютерных систем пролегает в области наиболее продвинутых графических функций. Изготовители аппаратного обеспечения , как правило, реализуют эти продвинутые возможности в проприетарных драйверах , причём эти драйверы обычно пишутся в первую очередь для систем Microsoft Windows (как для самых распространённых на потребительском рынке). Драйверы многих старых графических плат подверглись обратной разработке в рамках проектов XFree86 и X.Org Server . Однако некоторые производители рассматривают свои разработки в области высокопроизводительного видео как коммерческую тайну или же как патентованные изобретения, которые они не хотят раскрывать.

Многие нынешние реализации X управляют видеоаппаратурой напрямую. Неустойчивый X-сервер может сделать дисплей непригодным к использованию даже в тех случаях, когда сама операционная система продолжает нормально функционировать; при этом может потребоваться перезагрузка всей системы. Технология Direct Rendering Infrastructure (DRI) призвана устранить эту проблему.

Функции интерфейса пользователя

X Window System намеренно не включает в себя спецификации интерфейса пользователя , равно как и большей части межпрограммного взаимодействия. По этой причине возникли очень сильно отличающиеся друг от друга интерфейсы, а также приложения, не всегда правильно работающие друг с другом. Существует спецификация взаимодействия клиентов ICCCM , но она известна как трудная для правильной реализации. Последующие попытки стандартизации — такие как инструментарий Motif и среда CDE — не исправили положения. Всё это мешает как пользователям, так и программистам . В настоящее время разработчики обычно добиваются единого стиля в приложениях, ориентируясь на одну конкретную среду рабочего стола или на конкретный инструментарий. Это также позволяет избежать непосредственной работы с ICCCM.

Протокол X в официальной комплектации не предоставляет никаких средств для работы со звуком , однако расширение протокола для использования звука по сети . Поддержка звуковой аппаратуры и воспроизведение звуков возлагается на операционную систему. Поскольку пользователям всё чаще необходим звук, эта ситуация привела к появлению различных несовместимых друг с другом звуковых подсистем. В прошлом многие программисты игнорировали сетевые проблемы и просто использовали локальные звуковые API операционной системы. Первое поколение клиент-серверных звуковых систем включает в себя и Network Audio System . Более современные системы — PulseAudio , esound в GNOME и aRts в KDE . Также начата разработка новой системы — .

До недавнего времени X Window System не включала в себя хорошего решения для печати содержимого дисплеев. Многие X-клиенты печатают в формате PostScript независимо от X-сервера. Механизм впервые появился в X11R6.3; его клиентская часть работала хорошо, в отличие от многих серверных реализаций. Версии X11R6.8 и выше функционируют нормально и набирают популярность в инструментариях элементов интерфейса .

Сеть

В X Window System нет возможности отключить X-клиент или сеанс от одного сервера и подключить его к другому серверу (как в VNC ). Работа над добавлением этой функции в X уже ведётся. Существуют обходные механизмы ( просмотрщики VNC :0 ), которые делают экран текущего X-сервера доступным через VNC. Или можно использовать подключение X-клиента к проксирующему X-серверу ( , , , ).

Пример туннелирования приложения X11 поверх SSH.

Данные, передаваемые по сети между X-сервером и удалёнными X-клиентами, по умолчанию не шифруются . Злоумышленник может при помощи сниффера перехватить и прочитать эти данные. Для предотвращения этого, как правило, X туннелируется поверх SSH . Большинство реализаций SSH поддерживает туннелирование X-приложений, хотя иногда эти функции по умолчанию отключены.

Независимость от аппаратуры и отделение клиентов от серверов влияет на производительность системы. Сетевая прозрачность X требует, чтобы клиенты и сервер работали отдельно друг от друга. В прошлом это существенно снижало производительность отдельно стоящей системы — по сравнению с Microsoft Windows и Mac OS , где оконная подсистема внедрена глубоко в саму операционную систему. Для нормальной работы X Window System рекомендовалось от 4 до 8 Мб оперативной памяти — значительно больше (по тем временам), чем для Windows или Mac OS.

По идеологии X Window System вся отрисовка элементов окон производится X-сервером. Но, на сегодняшний день было создано достаточно много приложений (в основном используя такие библиотеки как GTK+ и Qt) производящие отрисовку элементов на стороне клиента и передающие эти отрисованные элементы уже как рисунок X серверу. При этом к каналам сети предъявляются повышенные требования по пропускной способности.

Текущие версии Windows и Mac OS X имеют внутреннее разделение графической подсистемы, похожее на клиент-серверное разделение в X, и имеют примерно те же требования к ресурсам, что X с KDE или GNOME . Последнее — очень спорное утверждение, например, загрузка ЦП со стороны X сервера значительно превышает нагрузку процессора со стороны графической подсистемы Windows . Потребление памяти также заметно выше. Бо́льшая часть накладных расходов в X теперь приходится на задержку при передаче данных по сети между клиентом и сервером. Существует распространённое заблуждение, согласно которому при локальном использовании X Window System её сетевые возможности (ненужные в данном случае) отрицательно сказываются на производительности. На самом деле современные реализации X используют в таком случае локальные сокеты и общую память (напр. MIT-SHM ), требуя лишь очень незначительных накладных расходов.

Конкуренты X

В UNIX-подобных операционных системах для вывода графики почти повсеместно используется X Window System. Тем не менее, история знает несколько попыток создания альтернативы или замены X. Среди них: NeWS компании Sun Microsystems , не завоевавшая популярность на рынке, и компании NeXT , которая впоследствии превратилась в Apple Aqua для Mac OS X .

Производились и попытки решить проблемы X путём полной её замены; в том числе — проекты Berlin/ Fresco и . Однако эти проекты не получили практически никакого распространения. На данный момент имеется развивающийся проект, направленный на снижение системных требований MicroXwin . X.org Foundation в настоящее время занимается устранением недостатков в X11 путём приведения подсистем к актуальному состоянию — в частности появилась поддержка множества курсоров, а следовательно и multitouch, а также значительно улучшена подсистема ввода, которая стала называться Xinput2, что позволило снять ограничения на сканкоды клавиш. Несмотря на это появляются альтернативы X11. В частности компания Intel занята развитием нового протокола Wayland , который планируется как альтернатива X11, но при этом, в отличие от X11, не предоставляет средств удалённого доступа к приложениям на уровне протокола. Разработчики Ubuntu планировали переход на Wayland в выпуске 13.04, но позже объявили о собственной разработке — Mir — собственной графической подсистемы, представляющей собой ответвление графической подсистемы SurfaceFlinger из ОС Android , развивающееся далее ресурсами Canonical как самостоятельный проект. В 18-м выпуске дистрибутива Fedora Wayland включён как опциональный пакет.

Другие конкуренты пытаются избежать накладных расходов, возникающих в X, путём работы непосредственно с аппаратным обеспечением . Примерами таких проектов являются DirectFB и очень маленький . Механизм Direct Rendering Infrastructure (попытка создать надёжный ядерный интерфейс к видеобуферу ) может сделать эти проекты ненужными.

Есть и другие способы добиться сетевой прозрачности графических служб:

  • VNC ( Virtual Network Computing ) — очень низкоуровневая система, которая пересылает сжатые растровые изображения по сети. Реализация для UNIX включает в себя X-сервер.
  • — подобный X продукт для Microsoft Windows .
  • — компания, поставляющая Java -клиент для использования в веб-браузерах.
  • Технология NX NoMachine — узкополосный протокол для удалённых дисплеев. Не является конкурентом X, поскольку базируется на протоколе X11, но позиционируется как более совершенное решение, чем чистый X.
  • SVG Terminal — протокол для обновления SVG -содержимого в веб-браузере в почти реальном времени .

История

Предшественники

До появления X существовало несколько растровых дисплейных систем. Из Xerox пришли Alto ( 1973 ) и ( 1981 ). В Apple были разработаны Lisa ( 1983 ) и Macintosh ( 1984 ). В мире UNIX существовали терминал Роба Пайка ( 1984 ) и проект Andrew ( 1982 ).

X получила своё имя как преемница оконной системы латинском алфавите буква X следует сразу за буквой W). Система W работала под управлением . W использовала сетевой протокол с поддержкой терминальных и графических окон, при этом сервер поддерживал списки дисплеев.

Истоки и ранние разработки

Изначальная идея X Window System возникла в Массачусетском технологическом институте (MIT) в 1984 году в результате сотрудничества Джима Геттиса (из проекта ) и (из лаборатории информатики MIT). Шейфлеру была необходима пригодная к использованию дисплейная среда для отладки системы Argus. Проект Athena (совместный проект DEC , MIT и IBM по предоставлению лёгкого доступа к компьютерам для студентов) нуждался в платформо-независимом графическом решении, чтобы соединить воедино свои гетерогенные системы, состоящие из продуктов разных поставщиков. В то время в рамках проекта Andrew в университете Карнеги — Меллон велась работа над оконной системой, но для неё не были доступны лицензии , а альтернатив не существовало.

Проект решил эти проблемы путём создания протокола , который поддерживал как локальные приложения, так и вызов удалённых приложений. В середине 1983 года начальный порт W на UNIX работал в пять раз медленнее, чем в . В мае 1984 года Шейфлер заменил синхронный протокол на асинхронный, а списки дисплеев — на непосредственный вывод графики. Таким образом получилась X Window System версии 1.x, одна из первых оконных систем, обеспечивающих независимость от аппаратного обеспечения .

Шейфлер, Геттис и Рон Ньюмен приступили к работе, и X стала быстро развиваться. В январе 1985 года была выпущена версия 6. Компания DEC , которая в то время готовилась к выпуску своей первой рабочей станции Ultrix , решила, что X — единственная оконная система, которая может быть завершена к нужному сроку. Инженеры DEC портировали X6 на дисплей QVSS на .

Во втором квартале 1985 года в X была реализована поддержка цветов для работы под DEC VAXstation -II/GPX. Эта версия стала известна как версия 9. Ранее MIT лицензировал X6 некоторым сторонним группам за плату. Однако теперь было решено распространять X9 и будущие версии свободно — на условиях, которые получили название лицензии MIT . X9 появилась в сентябре 1985 года.

Группа из Браунского университета портировала версию 9 на IBM PC/RT , но проблемы при чтении неупорядоченных данных на RT привели к несовместимому изменению в протоколе, в результате чего в конце 1985 года была выпущена версия 10. К 1986 году из внешних организаций начали поступать запросы на использование X. Выпуск X10R2 состоялся в январе 1986 года, X10R3 — в феврале. X10R3 стала первой версией, получившей широкое распространение; DEC и Hewlett-Packard выпускали основанные на ней продукты. Другие группы портировали X10 на , на рабочие станции Sun и даже на IBM PC AT . В то же время на выставке Autofact были проведены демонстрации первого коммерческого приложения на основе X — инженерной системы, работающей на VAX и отображаемой на персональных компьютерах с X-сервером. Последняя версия X10 — X10R4 — появилась в декабре 1986 года.

Хотя X10 обладала интересной и мощной функциональностью, стало очевидно, что протокол X желательно сделать менее зависимым от аппаратуры до того , как X Window System станет слишком широко распространённой. Однако MIT в одиночку не справился бы со столь крупными изменениями в протоколе. из лаборатории и Джим Геттис предложили DEC WSL заняться разработкой X11 и сделать её свободно распространяемой на тех же условиях, что X9 и X10. Этот процесс начался в мае 1986 года; протокол был готов в августе. Альфа-тестирование программного обеспечения началось в феврале 1987 года ; бета-тестирование — в мае. Наконец, 15 сентября 1987 года X11 была официально выпущена.

Дизайн протокола X11, которым руководил Шейфлер, широко обсуждался в открытых списках рассылки раннего Интернета . Таким образом, X можно считать одним из первых крупномасштабных проектов по созданию свободного программного обеспечения .

Консорциум X MIT и X Consortium, Inc.

DECwindows CDE в OpenVMS 7.3-1

В 1987 году , когда успех X11 стал очевидным, MIT пожелал отказаться от дальнейшего управления проектом X. Однако на собрании девяти поставщиков, состоявшемся в июне 1987 года, поставщики сообщили MIT, что необходима нейтральная сторона, которая предотвращала бы распад X на рынке. В январе 1988 года была сформирована некоммерческая группа под названием Консорциум X MIT ( MIT X Consortium ). Её целью являлось управление дальнейшей разработкой X в нейтральной атмосфере, с учётом как коммерческих, так и образовательных интересов. Директором Консорциума стал Шейфлер. Джим Фултон и Кит Паккард присоединились в качестве старших разработчиков в январе и марте 1988 года соответственно. При этом Джим работал в основном над Xlib , шрифтами , оконными менеджерами и утилитами , а Кит занимался переделыванием сервера. Донна Конверс и Крис Петерсон присоединились позже в том же году; их усилия были сосредоточены в области инструментариев и наборов элементов интерфейса , они работали в тесной связи с Ральфом Свиком из проекта Athena института MIT. Консорциум X MIT выпустил несколько существенных обновлений к X11; первое из них (X11R2) вышло в феврале 1988 года.

В 1993 году был сформирован преемник Консорциума X MIT — некоммерческая корпорация X Consortium, Inc. Под её началом 16 мая 1994 года была выпущена версия X11R6. В 1995 году корпорация взяла на себя управление разработкой инструментария Motif и среды CDE для UNIX -систем. X Consortium распалась в конце 1996 года , выпустив последнюю версию, X11R6.3, и оставив после себя возрастающее коммерческое влияние в разработке.

The Open Group

В середине 1997 года X Consortium передал руководство проектом X организации The Open Group , образованной в 1996 году в результате слияния и X/Open .

The Open Group выпустила X11R6.4 в начале 1998 года . В этой версии было решено отказаться от традиционной либеральной лицензии , поскольку The Open Group желала обеспечить финансовую поддержку разработки X. Новые условия не позволяли многим проектам (например, XFree86 ) и даже некоторым коммерческим поставщикам принять эту версию. После угроз сделать форк со стороны XFree86 The Open Group сменила условия распространения X11R6.4 обратно на традиционную лицензию в сентябре 1998 года. Последним выпуском под руководством The Open Group стал X11R6.4 patch 3.

X.Org и XFree86

Проект XFree86 возник в 1992 году из сервера X386 для IBM PC -совместимых компьютеров. X386 был написан Томасом Роэллом и Марком Снитили, пожертвован Консорциуму X MIT компанией Snitily Graphics Consulting Services (SGCS) и включён в состав X11R5 в 1991 году . Со временем XFree86 превратился из просто отдельно взятого порта X в ведущую и самую популярную реализацию системы и стал де-факто руководить разработкой X.

В мае 1999 года The Open Group основала X.Org . X.Org контролировала выпуск версий X11R6.5.1 и выше. В это время разработка X практически остановилась ; технические инновации происходили в основном в рамках проекта XFree86 . В 1999 году команда XFree86 вошла в состав X.Org в качестве почётного члена , чему способствовали различные компании-производители аппаратного обеспечения , заинтересованные в использовании XFree86 вместе с Linux и в его статусе как наиболее популярной версии X.

X.Org и XFree86 начали обсуждать реорганизацию, дабы обеспечить полноценную разработку X . Джим Геттис настаивал на переходе к открытой модели разработки по крайней мере с 2000 года . Геттис, Паккард и другие начали подробно обсуждать изменения, которые требовалось внести для перехода к эффективной открытой разработке X.

Вплоть до 2003 года , пока популярность Linux (и, как следствие, распространённость X) возрастала, X.Org бездействовала , и основная разработка происходила в XFree86. Проект XFree86 страдал от слишком закрытой модели разработки: программисты не могли получить доступ на запись в CVS -репозиторий, и поставщикам приходилось поддерживать обширные наборы патчей . В марте 2003 года организация XFree86 исключила Кита Паккарда , который присоединился к XFree86 после распада Консорциума X MIT; сделано это было в весьма недружелюбной обстановке .

Наконец, в феврале 2004 года проект XFree86 выпустил версию 4.4 под более ограниченной лицензией : в неё был добавлен пункт, аналогичный рекламному пункту ( англ. advertising clause ) оригинальной лицензии BSD . Многие проекты, полагавшиеся на X, посчитали такую лицензию неприемлемой. FSF и Debian сочли добавленный пункт несовместимым с условиями GNU GPL . Другие группы (например, OpenBSD ) считали, что наложение дополнительных лицензионных ограничений противоречит изначальному духу X. Из-за этих лицензионных проблем на фоне закрытости XFree86 сложилась подходящая атмосфера для создания форка .

Фонд X.Org Foundation

В начале 2004 года представители X.Org и freedesktop.org основали фонд X.Org Foundation . The Open Group передала ему управление доменным именем x.org . Это стало коренным изменением в разработке X. В то время как распорядители X с 1988 года (включая предыдущую X.Org) были организациями поставщиков, X.Org Foundation был основан самими разработчиками программного обеспечения, и в нём использовалась открытая модель разработки, опирающаяся на вклад извне. Было открыто членство для частных лиц, а корпоративное членство представлено в виде спонсорства. В настоящее время фонд X.Org Foundation поддерживается несколькими крупными корпорациями, такими как Hewlett-Packard и Sun Microsystems .

Фонд выпустил X11R6.7 — X.Org Server — в апреле 2004 года. Эта версия была основана на XFree86 4.4RC2 (последней версии XFree86, выпущенной под старой лицензией ), с добавленными изменениями X11R6.6. Благодаря внедрению открытой модели разработки и сохранению совместимости с GNU GPL проект привлёк многих бывших разработчиков XFree86 .

X11R6.8 вышла в сентябре 2004 года. В неё были включены значительные нововведения, в том числе предварительная поддержка прозрачных окон и других сложных визуальных эффектов, экранных луп и миниатюр, а также средства для интеграции с трёхмерными дисплейными системами (такими как проект от Sun и проект ). Политику внешнего вида предоставляют сторонние приложения, называемые композитными менеджерами ( англ. composite managers ).

Дальнейшие разработки

Благодаря X.Org Foundation и freedesktop.org разработка X Window System вновь ускорилась. Разработчики планируют выпускать текущие и будущие версии как готовые к использованию продукты, а не просто как основу для продуктов, создаваемых поставщиками.

21 декабря 2005 года фонд выпустил X11R6.9 — монолитное дерево исходного кода для устаревших систем, и X11R7.0 — тот же исходный код, разбитый на независимые модули, которые могут поддерживаться в рамках отдельных проектов . Версия X11R7.1 была выпущена 22 мая 2006 года, примерно через четыре месяца после 7.0, и включает в себя существенные улучшения .

Планируется, что в будущем X-сервер будет получать доступ к видеоаппаратуре исключительно посредством OpenGL и Direct Rendering Infrastructure (DRI) на тех комбинациях аппаратного обеспечения и операционных систем , которые поддерживают такой доступ. Инфраструктура DRI впервые появилась в XFree86 версии 4.0 и стала стандартной в X11R6.7 и более поздних версиях . Многие операционные системы начали добавлять соответствующую поддержку в ядро . Работа в этой области продолжается.

Наименование

Компьютерные специалисты зачастую сокращают полное название «X Window System» до «X11» или просто «X». Термин «X Windows» (на манер « GNU/Linux » или « Microsoft Windows ») официально осуждается и считается неверным, хотя широко используется с самого начала истории X, в том числе и намеренно для литературного эффекта (например, в книге « The UNIX-HATERS Handbook »).

История выпусков

Версия Дата выпуска Основные изменения
X1 июнь 1984 Впервые используется название «X». Фундаментальные изменения, отличающие продукт от .
X6 январь 1985 Первая версия, лицензированная нескольким внешним компаниям.
X9 сентябрь 1985 Поддержка цветов. Первый выпуск на условиях лицензии MIT .
X10 конец 1985 IBM RT/PC , AT (под управлением DOS ) и другие.
X10R2 январь 1986
X10R3 февраль 1986 Первый выпуск за пределы MIT . становится стандартным оконным менеджером .
X10R4 декабрь 1986 Последняя версия X10.
X11 15 сентября 1987 Первый выпуск нынешнего протокола .
X11R2 февраль 1988 Первый выпуск под начальством Консорциума X MIT.
X11R3 25 октября 1988 XDM .
X11R4 22 декабря 1989 XDMCP ; twm становится стандартным оконным менеджером; улучшения в приложениях; расширение Shape; новые шрифты .
X11R5 5 сентября 1991 ; Xcms (управление цветом); сервер шрифтов; X386; Расширение Xvideo .
X11R6 16 мая 1994 ICCCM версии 2.0; Inter-Client Exchange; X Session Management; расширение X Synchronization; расширение X Image; расширение XTEST; X Input; X Big Requests; XC-MISC; изменения в XFree86 .
X11R6.1 14 марта 1996 Расширение X Double Buffer; расширение X keyboard; расширение X Record.
X11R6.2
X11R6.3 (Broadway)
23 декабря 1996 Функциональность WWW ; . Последний выпуск под руководством X Consortium. X11R6.2 — это обозначение подмножества X11R6.3, в котором единственными отличиями от R6.1 являются и реализация в Xlib вертикального письма и поддержки символов, задаваемых пользователями.
X11R6.4 31 марта 1998 Xinerama .
X11R6.5 Внутренний выпуск X.Org ; не стал доступным широкой публике.
X11R6.5.1 20 августа 2000
X11R6.6 4 апреля 2001 Исправления багов ; изменения в XFree86.
X11R6.7.0 6 апреля 2004 Первая версия X. Org Server от фонда X.Org Foundation как форк от XFree86 4.4 RC2. Основным поводом для этого послужило несогласие некоторых участников проекта с новой лицензией XFree86 4.4. Многие из бывших разработчиков XFree86 позднее присоединились к проекту X.Org Server.

Удаление XIE, и libxml2.

X11R6.8.0 8 сентября 2004 Прозрачность окон; XDamage; Distributed Multihead X; ; Composite; XEvIE.
X11R6.8.1 17 сентября 2004 Устранение уязвимости в libxpm .
X11R6.8.2 10 февраля 2005 Устранение багов, обновления драйверов .
X11R6.9
X11R7.0
21 декабря 2005 Впервые была добавлена модульная система сборки. В 6.9.0 всё ещё использовалась старая система сборки Imake , в то время как системы 7.0.0 уже использовала Autotools . В итоге из одного набора исходных кодов получились модульная версия 7.0 и монолитная версия 6.9.

, значительный рефакторинг кода.

X11R7.1 22 мая 2006 Усовершенствования EXA; интеграция ; AIGLX ; улучшения в поддержке различных ОС и платформ.
X11R7.2 15 февраля 2007 Удаление LBX и встроенного драйвера клавиатуры, , XCB , улучшения AutoConfig.
X11R7.3 6 сентября 2007 X11R7.3: XServer 1.4, автоопределение устройств с помощью HAL , использование DTrace, поддержка PCI -доменов.

Xorg server 1.4 — see Server14Branch for more details. Highlights:

  • RandR 1.2: RandR 1.2 offers output hotplug, as well as on-the-fly output reconfiguration and mode switching.
  • Input hotplug: Input hotplug allows hotplugging of input devices, and also adds enhanced support for touchscreens and tablets, through either HAL or D-Bus.
  • KDrive: Numerous enhancements have been made to the KDrive codebase, including better support for multiple input devices.
  • DTrace: When running on OpenSolaris, DTrace support is available in the X server, allowing detailed accounting of operations inside the server.
  • EXA: A great deal of work has been done on the EXA framework to make it more usable.
  • New applications: xbacklight
  • New drivers: xf86-video-glide, xf86-video-vermilion
  • New man pages for API’s: libXinerama, libXcomposite, XKB functions in libX11, Xtest functions in libXtst
  • Support for font catalogue directories in font path
  • xdm: Xft support added .
X11R7.4 23 сентября 2008 XServer 1.5.1, , переработка PCI, оптимизации EXA, _X_EXPORT, 1.4, ускоренные запуск и выключение.
X11R7.5 26 октября 2009 XServer 1.7.0 , Xi 2, XGE, поддержка E- EDID , RandR 1.3, , предсказуемое ускорение указателя, использование менеджера памяти DRI2 , использование SELinux , удаление устаревших библиотек и расширений.
X11R7.6 20 декабря 2010 XServer 1.9.0, переход от управления устройствами с подсистемы HAL (Hardware Abstraction Layer) на использование библиотеки udev, возможность создания файлов конфигурации для отдельных устройств, поменялись ABI интерфейсов, ответственных за ввод-вывод видео, и некоторые расширения .
X11R7.7 6 июня 2012 XServer 1.12, поддержка мультитач , улучшенный процесс сборки документации из DocBook XML и начальная поддержка GLX и XKB в XCB .

См. также

Примечания

  1. (англ.) . X.Org Foundation (март 2004). Дата обращения: 29 июня 2006. 29 января 2011 года.
  2. Джим Геттис . . Дата обращения: 4 января 2007. 29 января 2011 года.
  3. Дон Хопкинс. (англ.) . The UNIX-HATERS Handbook . Дата обращения: 29 июня 2006. 29 января 2011 года.
  4. Ханя Жаевска, Марк Менес, Джоэл МакКормак. // Software — Practice & Experience. — 1990. — Т. 20 , № S2 . 10 сентября 2014 года.
  5. . Дата обращения: 29 июня 2006. 6 июля 2017 года.
  6. (англ.) . Дата обращения: 29 июня 2006. 29 января 2011 года.
  7. . Дата обращения: 29 июня 2006. 17 декабря 2007 года.
  8. mako. (англ.) (15 июня 2005). Дата обращения: 29 июня 2006. 29 января 2011 года.
  9. Джим Геттис . (англ.) (2000). Дата обращения: 29 июня 2006. 29 января 2011 года.
  10. Shaleh. (англ.) (2 апреля 1998). Дата обращения: 29 июня 2006. 1 апреля 2004 года.
  11. Мэттью Арнисон. (англ.) (июнь 1999). Дата обращения: 29 июня 2006. 18 апреля 2002 года.
  12. Кристофер Браун. (англ.) . Дата обращения: 29 июня 2006. 11 августа 2002 года.
  13. от 30 сентября 2007 на Wayback Machine [forum ] Re: Announcement: Modification to the base XFree86™ license . Дата обращения: 29 июня 2006. Архивировано из 7 сентября 2005 года.
  14. Роберт Митчелл. (англ.) . (4 февраля 2002). Дата обращения: 29 июня 2006. 23 августа 2011 года.
  15. Кит Паккард . (англ.) (1999). Дата обращения: 29 июня 2006. 29 января 2011 года.
  16. 12 февраля 2005 года.
  17. (англ.) . Slashdot (1 декабря 1999). Дата обращения: 29 июня 2006. 23 августа 2011 года.
  18. 22 декабря 2004 года.
  19. 6 января 2005 года.
  20. 27 декабря 2004 года.
  21. 12 февраля 2005 года.
  22. mharris. (англ.) (9 января 2003). Дата обращения: 29 июня 2006. 29 января 2011 года.
  23. 12 февраля 2005 года.
  24. 12 февраля 2005 года.
  25. 12 февраля 2005 года.
  26. . (англ.) . Make Your Open Source Software GPL-Compatible. Or Else (16 февраля 2005). Дата обращения: 29 июня 2006. 23 апреля 2002 года.
  27. (англ.) (21 декабря 2005). Дата обращения: 29 июня 2006. 23 августа 2011 года.
  28. Пол Андерсон, Алан Куперсмит, Эгберт Эйк, Адам Джексон, Кевин Мартин, Кейт Паккард. (англ.) (2005). Дата обращения: 29 июня 2006. 29 января 2011 года.
  29. (англ.) . Дата обращения: 29 июня 2006. 29 января 2011 года.
  30. . (англ.) (2004). Дата обращения: 29 июня 2006. 29 января 2011 года.
  31. (англ.) . Дата обращения: 29 июня 2006. 29 января 2011 года.
  32. (англ.) . Release Notes for XFree86 3.3.6 . XFree86 Project (31 декабря 1999). Дата обращения: 29 июня 2006. 29 января 2011 года.
  33. (англ.) . The Open Group (31 марта 1998). Дата обращения: 29 июня 2006. 29 января 2011 года.
  34. (англ.) . LWN (7 апреля 2004). Дата обращения: 29 июня 2006. 29 января 2011 года.
  35. (англ.) . X.Org Wiki. Дата обращения: 29 июня 2006. 23 августа 2011 года.
  36. (англ.) . X.Org Foundation (22 марта 2006). Дата обращения: 29 июня 2006. 23 августа 2011 года.
  37. (англ.) . X.Org Wiki. Дата обращения: 15 февраля 2007. 23 августа 2011 года.
  38. (англ.) . X.Org Foundation. Дата обращения: 13 декабря 2007. 23 августа 2011 года.
  39. . Дата обращения: 14 февраля 2009. 1 августа 2009 года.
  40. . Дата обращения: 9 ноября 2009. 6 июля 2010 года.
  41. . Дата обращения: 1 сентября 2011. 24 декабря 2010 года.
  42. . Дата обращения: 1 сентября 2011. 26 мая 2011 года.
  43. . Дата обращения: 1 сентября 2011. 31 августа 2011 года.
  44. . Дата обращения: 7 июня 2012. 14 августа 2012 года.

Литература

  • Линда Муи, Эрик Пирс. . — 3rd ed. — O’Reilly, 1993. — ISBN 0-937175-83-8 .
  • Роберт Шейфлер, Джеймс Геттис. X Window System: Core and extension protocols: X version 11, releases 6 and 6.1. — Digital Press, 1996. — ISBN 1-55558-148-X .
  • Литературу по данному вопросу можно найти в интернет-архиве: « », « », « » и др.

Ссылки

  • (англ.) — официальный веб-сайт.
  • в каталоге ссылок Curlie (dmoz)
  • (англ.) — веб-сайт, посвящённый различным оконным менеджерам X.
  • (недоступная ссылка с 14-05-2013 [3940 дней] — ) (англ.) — развитие проекта Y Window System.
  • Jon Smirl. (англ.) (30 августа 2005). Дата обращения: 24 ноября 2007. 23 августа 2011 года.
  • Джон Смирл. . Дата обращения: 24 ноября 2007.
  • (рус.)
  • Christopher Browne. (англ.) . Christopher Browne’s Web Pages → VI. Operating System-Centric Computing → The X Window System (2005). Дата обращения: 16 февраля 2009. 23 августа 2011 года.
  • Джим Геттис . (англ.) (9 декабря 2003). Дата обращения: 29 июня 2006. 24 ноября 2003 года.
  • Оскар Бойкин. (англ.) . (25 февраля 2004). Дата обращения: 29 июня 2006. 23 августа 2011 года.
  • Майк Пакетт. (англ.) . Apple Computer (19 августа 2003). Дата обращения: 29 июня 2006. 23 августа 2011 года.
  • (англ.) . DEC (1997). Дата обращения: 29 июня 2006. 26 октября 2003 года.
  • Кентон Ли. (англ.) . Дата обращения: 29 июня 2006. 23 августа 2011 года.
Заметные реализации
  • (англ.)
  • XFree86 — на протяжении многих лет была самой популярной реализацией, особенно на открытых UNIX-подобных системах.
  • (недоступная ссылка с 14-05-2013 [3940 дней] — ) (англ.) X11.app , тесно интегрированная с Mac OS X .
  • — X-сервер под Windows-системы, основанный на GDI/DirectX.
  • — реализация Xlib под Windows-системы, использующая вызовы Win32 API.
Источник —

Same as X Window System