Interested Article - .WAD

.WAD (по утверждению id Software, происходит от англ. W here’s A ll the D ata ; ) — архивный формат файлов , который использовался в компьютерных играх , основанных на движке Doom : Doom , Doom 2 , Final Doom: The Plutonia Experiment , Final Doom: Evilution , Heretic , Hexen и некоторых других, для хранения игровых ресурсов ( текстур , музыки, звуков и других). Формат ресурсов, помещаемых в такой файл, может подразумевать сжатие. Сам формат не предоставляет возможности сжатия, хотя по своей структуре допускает возможность создания нескольких ссылок в заголовке на один фактический ресурс, что позволяет избежать дублирования ресурса, целиком сводящегося к полному или частичному повторению другого ресурса. В силу экзотичности такой ситуации случаи практического использования этой возможности неизвестны.

Описание формата

Ресурсы хранятся в именованных блоках ( англ. lump ), имена, размеры и местоположение в файле которых хранится в каталоге — таблице размещения ресурсов, располагающемся, как правило, в конце файла, хотя каталог может располагаться где угодно.

Каталог состоит из 16- байтовых записей, либо описывающих блоки данных, либо являющихся маркерами. Каждая запись состоит из трёх полей: 4-байтовое смещение начала блока относительно начала файла, 4-байтовая длина блока (для маркера поле равно нулю) и восьмисимвольное имя (см. Стандарт 8.3 ) блока, дополняемое нулями до 8 байт.

.WAD -файл имеет 12-байтовый заголовок, состоящий из трёх 4-байтовых частей: сигнатура, число записей каталога и смещение начала каталога относительно начала файла.

Сигнатура обычно бывает двух типов (для игр, использующих движок Doom и производные):

  • IWAD — основной файл игровых ресурсов ( англ. I nternal WAD — «внутренний WAD »).
  • PWAD — подключаемый файл ( англ. P atch WAD — «заплаточный WAD »).

Существуют также другие сигнатуры, в частности WAD2 , используемый в игре Quake . Такие файлы, как правило, имеют другой (расширенный) формат каталога.

Маркеры используются для отметки группы блоков, которые игровой движок считает идущими в строго определённой последовательности. К примеру, данные уровня начинаются маркером ExMy для DOOM и Heretic , x — номер эпизода, y — номер уровня, либо MAPxx для DOOM 2 и Hexen , xx — номер уровня. Теоретически, имя блока может быть любым, допустимым в имени файла файловой системы FAT . Затем идут блоки данных уровня в строго определённой последовательности: THINGS , LINEDEFS , SIDEDEFS , VERTEXES , SEGS , SSECTORS , NODES , SECTORS , REJECT , BLOCKMAP . В Hexen также присутствует блок BEHAVIOR , содержащий .

Когда подключаются PWAD -файлы, игровой движок помещает их каталоги в начало списка, так, что при поиске содержащиеся в них блоки будут обнаружены первыми. Таким образом, не меняя основного файла, можно заменить практически любой игровой ресурс ( карты , спрайты , текстуры).

Ограничения оригинального движка

В оригинальном движке существует проблема, связанная с использованием маркеров: все спрайты и текстуры полов и потолков должны располагаться между специальными маркерами: S_START и S_END для спрайтов и F_START и F_END для текстур полов и потолков, и-за чего требуется помещение всех блоков вместе с маркерами из IWAD -файла в PWAD -файл, что сказывается не только на удобстве использования, но и на проблемах при распространении (оригинальная игровая графика, как правило, защищена авторскими правами ). Для устранения этой проблемы существуют специальные программы, создающие нужные PWAD -файлы уже у конечного пользователя, обладающего необходимым IWAD -файлом. В современных портах эти ограничения устранены.

Дальнейшее развитие

В более поздних играх от id Software , начиная с Quake , была разработана другая технология хранения игровых ресурсов, основанная на совместном использовании файловой системы операционной системы и полноценных архивных файлов, содержащих срез файловой системы. При поиске ресурса файл сначала ищется в файловой системе в определённых каталогах ; если он не находится, то начинается просмотр списка архивов. Таким образом, модификация игрового ресурса становится максимально простой: нужно просто положить нужный файл в нужное место на диске. А архивы позволяют не засорять папки файловой системы множеством мелких файлов. Quake также использует и .WAD -файлы: текстуры хранятся в файле gfx.wad , который, в свою очередь, упакован в архив pak0.pak .

Данная технология используется и поныне во многих современных играх, не только от id Software . Так, например, файлы .WAD "перекочевали" в такие игры как Quake или Counter-Strike .

Литература

  • Fabien Sanglard. Game engine black book Doom. — V1.1. — [2018?]. — 427 с. — ISBN 978-1-0998-1977-3 .

Примечания

  1. — 2003.
  2. слово wad также имеет самостоятельное значение — «ком», «комок», «пачка», напр. специальная пуля для спортивной стрельбы, аккуратно высекающая из мишени круглый бумажный комочек, называется

Ссылки

  • [ неавторитетный источник ]
  • — Описание формата(англ.)
Источник —

Same as .WAD