Interested Article - Казахская философия

Казахская философия философские идеи казахских мыслителей.

Одним из первых казахских мыслителей считается суфий XII века Ахмед Ясави [ источник не указан 490 дней ] . Следующими заметными представителями казахской мысли считаются Абай Кунанбаев и Шакарим Кудайбердиев . К казахским мыслителям также отнесены тюркские авторы Юсуф Баласагуни и Махмуд ал-Кашгари . Современный исследователь Абдималик Нысанбаев подчеркивает, что казахские философы не создавали законченных философских систем, но поднимали важные мировоззренческие проблемы в своём литературном творчестве.

Активный интерес к казахской философии возник после обретения Казахстаном независимости в 1991 году . В современной казахской философии получили развитие идеи евразийства и номадологии [ источник не указан 4291 день ] .

29-30 сентября 2016 года в Алматы состоялся Второй Казахстанский философский конгресс на тему «Философия Казахстана в пространстве мировой философской мысли: история, современность, перспективы». Летом 2016 года философское сообщество Республики Казахстан было принято в Международную Федерацию философских обществ.

Казахстан - страна с разнообразными культурами и традициями, и казахская философия уходит своими корнями в это богатое культурное наследие. Казахские мыслители развивали свои идеи на протяжении многих веков, и эти идеи оказали значительное влияние на формирование культуры, мировоззрения и социальной жизни народа.

Одной из главных особенностей казахской философии является ее глубокая связь с природой и окружающей средой. Казахские мыслители видят в природе божественную сущность, которая влияет на человека и определяет его жизненный путь. Казахская философия учит нас уважать природу и сохранять ее в естественном состоянии.

Казахские мыслители также придают большое значение традициям и общности. Они считают, что индивидуальное благополучие не может быть достигнуто без учета общих интересов и потребностей сообщества. Поэтому казахская философия учит нас работать сообща и действовать в интересах общества.

Казахская философия также уделяет большое внимание духовным и нравственным ценностям. Казахские мыслители считают, что человек должен жить по правилам морали и нравственности, чтобы достичь счастья и гармонии в жизни. Они учат нас быть справедливыми, честными, добрыми и заботливыми.

Казахские мыслители также обращаются к темам, связанным с изучением человеческой природы и смысла жизни. Они задают вопросы о том, как достичь истинного счастья и в чем смысл жизни. Они верят, что истинное счастье может быть достигнуто только тогда, когда человек живет в гармонии со своим окружением и следует своей духовной природе.

Одним из самых известных казахских философов является Абай Кунанбаев. Абай был мыслителем, поэтом и общественным деятелем, жившим в 19 веке. Он считается одной из самых значительных фигур в истории Казахстана, и его философия была сосредоточена на развитии народа и культуры. Абай признавал важность знаний и образования и призывал к развитию казахского языка и литературы. Он считал, что только тогда, когда люди знают свою историю и культуру, они могут достичь прогресса и развития.

Другим выдающимся казахским мыслителем является Шокан Уалиханов. Шокан был ученым, путешественником и общественным деятелем, жившим в 19 веке. Он провел множество экспедиций в различные регионы Казахстана и изучал культуру и традиции казахского народа.

Шокан Уалиханов также признавал важность знаний и образования и считал, что только тогда, когда люди обладают знаниями и способностью мыслить, они могут развиваться и достигать успеха в жизни.

Помимо Абая и Шокана Уалиханова, есть и другие казахские философы, которые внесли значительный вклад в развитие казахской философии. Например, Касым Аманжолов был ученым, писателем и мыслителем, внесшим большой вклад в развитие казахской литературы и философии.

Касым Аманжолов признал важность образования и знаний, а также призвал к развитию казахского национального самосознания и культуры. Он также разработал концепцию "евразийства", которая представляет собой уникальное сочетание западных и восточных ценностей и идей.

Кроме того, существует концепция "Алашорда", которая была разработана в начале 20 века и представляет идеологию казахского национального движения. Концепция "Алашорды" призывала к развитию национальной культуры и образования, а также к защите прав и интересов казахского народа.

Сегодня казахская философия продолжает развиваться и вносить свой вклад в мировую философскую мысль. Есть много ученых, философов и общественных деятелей, которые работают над развитием казахской философии и изучают ее возможности и перспективы.

В целом казахская философия отличается своей уникальностью и самобытностью, а также глубоким уважением к традициям и культуре казахского народа. Она продолжает играть важную роль в формировании казахстанской идентичности и оказывать влияние на культуру и социальную жизнь Казахстана.

Примечания

Литература

  • О философских взглядах Абая Кунанбаева // Жизнь и творчество Абая: Сборник статей. — Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1954. — С.38-64. — 267 С.
  • Мировоззрение Абая Кунанбаева / Бейсембиев К.; Академия наук Казахской ССР. — Алма-Ата : Изд-во АН КазССР, 1956. — 171 с.
  • История общественной мысли Казахстана конца 19-го века. Алма-Ата, 1957.
  • Прогрессивно-демократическая и марксистская мысль в Казахстане начала 20 века. Алма-Ата, 1965.
  • Очерки истории общественно-политической и философской мысли Казахстана: дореволюционный период. Алма-Ата: Казахстан, 1976. — 428 с.
  • Есим Г. // . 2009
  • Жарикбаев К. Б. Развитие психологической мысли в Казахстане. Алма-Ата, 1968.
  • Иовчук М. Т. , Мамедов Ш. Ф. Проблемы исследования истории философской и общественно-политической мысли в Средней Азии и Казахстане // Вопросы философии . 1978. № 11.
  • "Философия Казахстана в мировой философской мысли // Вестник Российского философского общества . № 4 (80). 2016. С. 64-66. ISSN 1606-6251
  • Нысанбаев А. Н. Развитие фарабиеведения в Казахстане:итоги, проблемы и перспективы. // Вопросы философии . 2011. № 5. С.119-129.
  • Нысанбаев А. Н. , Барлыбаева Г. Г. Этика как ядро казахской философской мысли // Вопросы философии . 2012. № 10. С. 65-74.
  • Оспанов Ж. Ш., Алимханов Ж. А. Анатомо-физиологические представления и философско-медицинское мышление казахского народа в прошлом. В кн.: Очерки по истории народной медицины Казахстана, Алма-Ата, 1978. С. 79-85.
  • Смирнова Н. М. — Новая веха сотрудничества философов России и Казахстана // Вестник Российского философского общества . № 1 (77). 2016. М., 2016. С.102-105
  • Этическая мысль в Казахстане. Алма-Ата, 1982.
  • Абдумалик Нысанбаев. Философия взаимопонимания: ал-Фараби и перспективы казахстанской философии // Ишрак: ежегодник исламской философии: 2022. № 10. = Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook: 2022. № 10. — М.: ООО «Садра», 2022 С.284-300.

Ссылки

Источник —

Same as Казахская философия