Interested Article - Вьетнамская философия

История вьетнамской философской мысли восходит к глубокой древности. Очевидно, что уже в III—I вв. до н. э. на территории Северного Вьетнама сложилась самостоятельная политеистическая система религиозно-мифологических представлений с элементами философского знания. В первые века н. э. из Индии и Китая проникают религиозные и философские течения: буддийская философия , конфуцианство , даосизм .

Древний мир

Стоит отметить, что в первые века нашей эры южная территория Вьетнама входила в государство, получившее известность под китайским названием Фунань , имевшее культурные связи с Персией , Римом и особенно с Индией. В VI веке на территории Северного Вьетнама возникает независимое государство Вансуан . В начале VII века это государство было завоевано китайской династией Суй .

В это время, начиная с VI по X вв. во вьетнамской философии преобладающим направлением был буддизм тхиен (инд. — дхьяна ). Заслугу его распространения приписывают выходцу из Южной Индии проповеднику Винитаручи . Благодаря буддизму и через посредство находящегося на юго-востоке Индийского государства Тямпа вьетнамцы знакомились с индийской культурой. В начале X века была восстановлена независимость вьетнамского государства.

Средние века

С конца XI — начала XII вв. начинается борьба между философией дхьяны и конфуцианской философией , преобразованной китайским мыслителем Чжу Си (1130—1200). Эта борьба закончилась в конце XIV века победой конфуцианства, которое стало господствующей философией вплоть до XIX века . Конфуцианскими мотивами пронизано творчество великого вьетнамского поэта и государственного деятеля Нгуен Чая (1380—1442). Влияние конфуцианской морально-этической системы можно видеть во взглядах императора Ле Тхань-тонга (1442—1479). Этот правитель, желая преобразовать страну, стремился к воплощению принципов конфуцианства в жизнь. Конфуцианские мотивы содержатся и в философской лирике («Стихи Белого Облака») знаменитого поэта и философа Нгуен Бинь Кхиема (1491—1585).

Нгуен Чай

В XVIII веке широкое распространение получает комментирование классических текстов. Например, Данг Тхай Фыонг (1674-середина XVIII в.) написал сочинение «Чжоуские перемены» с изъяснением смысла на национальном языке («Тю зить куок ам зяй нгиа»).

К « И цзину » также написал комментарий Ле Куи Дон (1726—1784). Ле Куи Дон принадлежит целый ряд сочинений, представляющих собой комментарии к классическим текстам (« Ши цзин », «Чуньцю», « Ли цзи »). В XVIII веке протекала также деятельность ученого-энциклопедиста Фан Хюи Тю (1751—1822).

Новое время

Во второй половине XIX века в образованных слоях вьетнамского общества, главным образом среди католической патриотической интеллигенции, получила некоторое распространение христианская философия. Главным её представителем был Нгуен Чыонг То (1828—1872), побывавший в Риме и Париже и глубоко изучавший западную экономику и культуру.

С началом двадцатого века в истории вьетнамской философии начинается новый этап. Этот этап связан с именами двух мыслителей — Фан Бой Тяу (1867—1940) и (1872—1926). Эти находившиеся под влиянием конфуцианских ценностей мыслители осознавали необходимость изменения вьетнамского общества. Фан Бой Тяу был центральной фигурой патриотического движения. В их произведениях очевидно влияние представителей французского просвещения ( Вольтера , Монтескье , Руссо ). В то же время в страну стали проникать идеи революции Мэйдзи , выведшей Японию на новый путь. Некоторое влияние получили и идеи китайских философов-реформаторов Кан Ювэя (1858—1927) и Лян Цичао (1873—1923). Среди представителей вьетнамских мыслителей, пытавшихся в 30-40-е гг. объединить чжусианство с европейскими идеалистическими учениями были Фам Кюинь и Нгуен Ван Винь. Позднее получили известность работы философа и ученого Луонг Ким Диня (1914—1997), с 1960 года публиковавшего работы по вьетнамской философии.

Новейшее время

В новейшее время история вьетнамской мысли связана преимущественно с марксизмом . Эта традиция представлена в первую очередь трудами Хо Ши Мина (Нгуен Ай Куок) (1890—1969). После победы революции в августе 1945 и образования ДРВ , марксистская философия становится преобладающей. Центром философской мысли становится основанный в 1965 году Институт философии.

Попытку соединить марксизм с феноменологией совершил вьетнамский философ Чан Дык Тхао (вьетн. Trần Đức Thảo, 26 сентября 1917 — 24 апреля 1993), автор книги «Феноменология и диалектический материализм» (1951). К сожалению, хотя ряд свидетельств позволяет говорить о длительной многовековой традиции, берущей своё начало ещё в глубокой древности, история вьетнамской национальной мысли пока мало изучена и мало известна. Она мало известна и мало изучена даже в сравнении, например, с историей философской мысли Кореи. Длительная политическая зависимость Вьетнама от Китая (I—X вв.), длительное воздействие китайской и индийской культур на культуру страны часто препятствует исследователям восточной мысли увидеть неповторимость и оригинальность вьетнамской национальной мысли, её роль в формировании национального самосознания. Однако в последнее время ситуация начинает меняться. В конце XX — первом десятилетии XXI века появляется значительное число публикаций, посвященных изучению традиционной философской мысли Вьетнама и немарксистской философии. В России первым в отечественной науке кандидатом философских наук в области вьетнамистики стал А. В. Никитин (Канд. дис.: Обществ.-полит. воззрения Фан Хюи Тю — вьетнамск. ученого-энциклопедиста конца XVIII — начала XIX вв. М., 1984. 193 л. РАН. Ин-т философии).

Литература

  • Вьетнамская философия нового и новейшего времени. Материалы и исследования. К столетию со дня рождения Хо Ши Мина. М., 1990.-312 с.
  • Во Тхань Хой. Особенности развития философской мысли во Вьетнаме (XX век): Автореф. диссертации на соиск. степени канд. философ.наук. -М., 1992. −18 с.
  • Традиционная вьетнамская философия и общественная мысль в современной историко-философской науке СРВ. М., 1989. 172 с.
  • Поляков А. Б. К проблеме начала распространения конфуцианства в Дайвьете // Вьетнамские исследования 2013. № 3. С. 242—262
  • Зыонг Куок Куан Понятие верность во вьетнамском конфуцианстве // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2014.№ 166. С. 35-42.
  • Зыонг Куок Куан Роль конфуцианства в феодальном Китае // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2013. № 8 (86). С. 93-96.
  • Зыонг Куок Куан Философское мировоззрение вьетнамских конфуцианцев в феодальном обществе // История, политика и философия в эпоху глобализации: Материалы IV научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых факультета гуманитарных и социальных наук. М.: РУДН, 29 апреля 2013 г. / Под ред. В. Б. Петрова. М.: РУДН 2013. C. 106—115.
  • Зыонг Куок Куан Влияние китайских конфуцианских канонических книг во Вьетнаме // Научный аспект. 2013. Т. 2. № 2 (6). С. 160—166.
  • Зыонг Куок Куан Конфуцианство в средневековом Вьетнаме // Автореферат дис. … кандидата философских наук : 09.00.03 / Российский университет дружбы народов (РУДН). Москва, 2013
  • Зыонг Куок К. Китайское и вьетнамское средневековое конфуцианство: основные принципы и категории // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2014.Т.7. № 1.С.11.
  • Зьюнг Куоккуан Становление конфуцианства в средневековом Китае. М., Российский университет дружбы народов. 2014. — 247 с. ISBN 978-5-209-05573-0
  • Ле Ши Тханг. Мировоззрение Фан Бой Тяу. На пути от традиционной идеологии к марксизму // Вьетнамская философия нового и новейшего времени. Материалы и исследования. М., 1990.С.255-278.
  • Ле Тхи Тует Психоанализ в философии и в литературе Вьетнама // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2014.№ 166. С. 42-47.
  • Ле Тхи Тует История проникновения современной западной буржуазной философии во Вьетнам // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 2-1. С. 112—114.
  • Ле Тхи Тует Экзистенциализм во Вьетнаме: некоторые аспекты распространения и изучения // Пространство и Время. 2014. № 3. С. 67-71.
  • Ле Тхи Тует Философская и общественная мысль во Вьетнаме в XX веке// Автореферат дис. … кандидата философских наук : 09.00.03 / Российский университет дружбы народов (РУДН). Москва, 2013
  • Кузьменко Е.Д.Вьетнамская философия на этапах международной интеграции. В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования молодых учёных. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Омск, 2022. С. 506-509.
  • История философии в шести томах. Т. V. М., 1961. — С.850-854.
  • Никитин А. В. Политические воззрения Фан Хюи Тю // Категории политики в истории философии. М., 1984. С. 116—134.
  • Никитин А. В. О состоянии историко-философских исследований в Социалистической Республике Вьетнам//Традиционная вьетнамская философия и общественная мысль в современной историко-философской науке СРВ. -М.: ИФАН СССР, 1989. С. 5 −23.
  • Никитин А. В. Универсальные характеристики традиционной вьетнамской мысли // Универсалии восточных культур. М., 2001. С. 244—289.
  • Познер П. В. К вопросу о древнейших связях между Индией и Китаем // Древняя Индия. Историко-культурные связи. М., 1982. С.238-243.
  • Познер П. В. О развитии традиционной философской мысли в древнем и средневековом Вьетнаме (Опыт сравнительного анализа философских систем Китая и Вьетнама). // Седьмая научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.I. М., 1976. С.137-147.
  • Нгуен Хунг Хау. Философское учение Чан Тхай Тонга (XIII в.). Диссертация на соиск. степени канд. филос. наук. М., 1987.
  • Рыбина О. В. О неоконфуцианских взглядах Нгуен Чая на организацию государственного управления. // Девятнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.I. М., 1988. С. 220—221.
  • Сюннерберг М. А. Персонализм в идеологии правящих кругов первой республики Вьетнам (1955—1963) // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2007. № 2. С.25-40.
  • Торчинов Е. А. Буддизм и государство средневекового Вьетнама // Буддизм: проблемы истории, культуры, современности. М., 1990.
  • Торчинов Е. А. Буддийская школа Тхиен (становление и история развития) // Кунсткамера. Этнографические тетради. Выпуск 2-3. СПб., 1993. С.73-112.
  • Тует Л. Т. Особенности формирования философии во Вьетнаме. // Социум и власть. 2013. № 4 (42). С. 30-35.
  • Чан Нгуен Вьет. Философские взгляды Нгуен Бинь Кхиема (1491—1585) Дис. … канд. филос. наук : 09.00.03 М., 1998
  • Фам Куе Ань. Основные этапы и особенности развития вьетнамского буддизма. Диссертация на соиск. степени канд. филос. наук. М., 1999.
  • Философская и социологическая мысль в Корее и Вьетнаме конца XIX — начала XX в. // История философии. Т. V. М., 1961. — С.850-854
  • Чан Тхи Ким Оань Католицизм и его влияние на общественную мысль Вьетнама (Философско-культурологический анализ) : Диссертация на соискание степени канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 2005 202 с. РГБ ОД, 61:06-9/49
  • Чан Т.М.Х., Панькова Н. М. Источники возникновения современной вьетнамской философии // Вестник науки Сибири. 2015. № 4 (19). С. 49-56.
  • Шарипов А. Ш. Культ Четырёх Будд во Вьетнаме // Путь Востока. Материалы IV Молодежной научной конференции по проблема философии, культуры, религии Востока. СПб., 2001. С.66-69.
  • Шарипов А. Ш. Сакрализация женственного в народной религии вьетнамцев : Дис. … канд. филос. наук : 09.00.13 СПб., 2001
  • Шарипов А. Ш. Священная одержимость в шаманской практике культа Святых Матерей во Вьетнаме [Текст] : оттиск / А. Ш. Шарипов. — СПб. : [б. и.], 2001. — 17 — 28 с. — Загл. обл. : Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2001. вып. 2 (№ 14).
  • Нгуен Тхи Хонг Особенности становления буддийской традиции во Вьетнаме: прошлое и настоящее. Диссертация на соиск. степени канд. философ. наук; 09.00.03. М., 2009.
  • Нгуен Тхи Хонг Обзор литературы по буддизму во Вьетнаме за последние 50 лет // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2008. № 7. С. 319—325.
  • Thien-an. Buddhism and Zen in Vietnam in Relation to the Development of Buddhism in Asia. Tokyo, 1975.
  • Gadkar-Wilcox W. "Existentialism and Intellectual Culture in South Vietnam." Journal of Asian Studies 73.02 (2014): 377–395
  • Nguyen Dang Thuc. Vietnamese Humanism // Philosophy East and West, Vol. 9, No. 3/4 (Oct., 1959 — Jan., 1960), pp. 129—143.
  • Luong, Hien Thu, Ph.D., Vietnamese existential philosophy: A critical reappraisal Temple University, 2009, 218 pages
  • Viet Triet Luan Tap , Vol. 1 (Collected Essays on Viet-Philosophy). Los Angeles, Washington, D.C.: Vietnam University Press (321 pages) (Vietnamese).
  • Tran, V.D. The Idea of a Viet-Philosophy. Washington, D.C. : The Council for Research in Values and Philosophy, 2001.
  • Tran, V.D. (2001). Kim Dinh’s search for a Vietnamese Confucianism. Vietnamologica: Journal 5 (Toronto), 1-57.
  • Confucianism in Vietnam [Ho Chi Minh City, Vietnam] : Vietnam National University—Hochiminh City Publishing House, 2002.Papers form a conference organized by University of Social Sciences and Humanities, Vietnam National University—Ho Chi Minh City, held July 11-12, 1997, Nov. 12-13, 1998, and July 19-21, 2001.-276 p
  • McHale, Shawn. «Vietnamese Marxism, Dissent, and the Politics of Postcolonial Memory: Tran Duc Thao, 1946—1993.» Journal of Asian Studies 61:1 (Feb. 2002).
  • Whitmore J.K. «An Inquiry into the Nature of Vietnamese Confuciansm.» // Annals of College of Social Sciences and Humanities. Ho Chi Minh City, 1999, рр. 40—45.
  • Whitmore J.K. «Social Organization and Confucian Thought in Vietnam.» // Journal of Southeast Asian Studies 15.02 (1984): 296—306.
  • Ле Ши Тханг. История вьетнамской мысли. В 2-х тт. Т. 2. Ханой, 1997. (Le ST Thing. Lich su tu tucmg Viet Nam. T. 2. Ha Noi, 1997).
  • Нгуен Хунг Хау. Общий курс истории вьетнамской философии. Ханой, 2010. (Nguyen Hung Hau:Dai cuong lich su triet hoc Viet Nam. Ha Noi, 2010.
  • Чан Т.Ми.Х., Панькова Н.М. Источники возникновения современной вьетнамской философии // Вестник науки Сибири. 2015. № 4 (19). С. 49-56.
  • Чинъ Чи Тхых. Проблемы изучения вьетнамской философской мысли в первой половине XX века // Вьетнам в первой половине XX века. Ханой, 2006. — (Trinh Tri Thuc. Nhung van de nghien cuu tu tucmg triet hoc Viet Nam nua dau the ky XXII Nua dau the ky XX. Ha Noi, 2006.
Источник —

Same as Вьетнамская философия