Interested Article - Семейный фотоальбом

Фотоальбом нидерландской семьи второй половины XIX века

Семе́йный фотоальбо́м – собрание семейных фотографий , сгруппированных по тематическому признаку и соединяющих отдельные разобщённые моменты жизни в цельную историю. Представляя собой часть семейного богатства, служит сохранению фамильной памяти, созданию чувства принадлежности к семье и её объединению . Семейный альбом представляет интерес как уникальное средство для воссоздания межличностных и внутрисемейных связей, а также повседневного быта семьи в разное историческое время . Его можно рассматривать как социальное явление, служащее отражением отличительных характеристик визуальной культуры в конкретную историческую эпоху .

История

Изобретение фотографии в XIX веке поначалу не связывали с её применением для создания портретов. В 1839 году , делая доклад об изобретении во Французской Академии наук , Франсуа Араго назвал тех, для кого новый способ фиксации изображений может быть полезен. По его мнению, то были историки, археологи, физики и астрономы. Однако уже в этом году «дагеротипомания» охватила огромное число людей, о чём свидетельствует рисунок Теодора Мориссе в журнале «Карикатюр». На рисунке, названный «Дагеротипомания», можно видеть множество людей, бегающих с дагеротипами и без устали фотографирующих друг друга . Поскольку поверхность дагеротипов отличалась особой чувствительностью к внешним воздействиям и легко повреждалась, готовые снимки обязательно накрывались стеклом, которое герметизировалось окантовкой из бумаги, пропитанной гуммиарабиком . При этом стекло отделялось от поверхности дагеротипа рамкой из золочёной латуни или картона . Обработанный таким способом снимок заключался в рамку из дорогих сортов дерева . Для хранения таких снимков использовались особые футляры .

С совершенствованием техники и одновременным упрощением и удешевлением фотосъёмки, фотографии стали изготавливаться тысячами. По мнению историков, имела место своеобразная «портретомания»: все желали получить свой портрет и фотографии других людей. В этот период возникли семейные фотоальбомы . Семейные альбомы XIX века имели мало общего с нынешними. Дагеротипы хранились в отдельных футлярах, а собственные маленькие «портреты-визитки» соседствовали в альбомах рядом «со снимками родных, знакомых, политиков, актрис, художников и т.д.» . Существовали разные виды фотоальбомов – альбомы-фотоколлажи, альбомы с паспарту, альбомы-шкатулки и др. . Их назначение было не только в том, чтобы хранить фотографии, но и выполнять аксиологические функции. Роскошно оформленные, снабжённые бархатными или кожаными обложками, со старательно отобранными фотографиями, они превращались в семейную реликвию. Это своеобразное произведение искусства находило почётное место в кабинетах и гостиных .

Роль фотоальбомов в семье

В семейных фотоальбомах собранные фотографии обычно располагают «по темам», что позволяет соединить разные эпизоды жизни в единую историю. Такие альбомы помогают сохранить семейные воспоминания, формировать ощущение семейной идентичности, сплотить семью . Это – семейное богатство, материально-вещественный символ прошлого, который помогает семье реконструировать и понимать фамильную историю жизни . Cемейный альбом демонстрирует гордость за свою семью. Собранные в нём снимки дают возможность вновь обратится к значительным событиям в жизни, помогают новому поколению осознать своё место в этой жизни. Просмотр фотоальбома превращается в семейную традицию, способствующую сплочению, чему помогает зрительный ряд, демонстрирующий нерушимость связей большой семьи. Такой ритуал нередок при визите гостей или при приёме в семью нового человека

По мнению В. Нурковой ,

Становление социально удачливых членов семьи, умалчивание о девиантных судьбах, удостоверение их совместного существования с помощью групповых снимков – вот привычное содержание семейного фотоальбома, основная функция которого заключается в накоплении и стабилизации социального капитала семьи.

Нередко семейные фотографии становятся единственным способом сохранить связь между членами увеличившейся семьи. Особенно заметно это в тех семьях, где родные люди живут в разных странах. Постоянный обмен фотоальбомами, в которых содержится визуальная информация о важных событиях ( свадьбах , появлении на свет новых членов семьи, поездках, семейных торжествах) превратился в обычай , своеобразную форму общения, демонстрацию единства, средство извещения о значимых историях в семье, способ сохранить контакт между членами семьи, проживающими в удалении друг от друга .

Семейные фотоальбомы «запускают» механизм, благодаря которому формируется «идентичность семьи как межпоколенческого биографического проекта» .

Семейный альбом как объект исследования

Семейный фотоальбом превратился в приукрашенное представление о человеке и его семье. Снимки в альбом проходят строгий отбор. Предпочтение отдается фотографиям, на которых запечатлено «только самое достойное, интересное и красивое» . Улыбающиеся лица, хорошая одежда, как фон – праздничное застолье, новая машина или знаменитые места и памятники. Таковы критерии выбора фотографий в семейном фотоальбоме . Сама его история связана с психологическими и социологическими нюансами и имеет явную связь с общей историей .

Как один из видов массовой культуры семейный альбом являет собой современный образец фольклора , сохраняющий серию представлений о прошлом. Это дает возможность оценивать произошедшие перемены в обществе .

Благодаря фотоальбомам удаётся запечатлеть не просто семейную историю, но и выделить определённые направления изменений в обществе. Этому способствует выстраиваемый в фотоальбоме видеоряд, зафиксировавший объекты, человеческую деятельность, учреждения, обряды, свойственные конкретному историческому периоду и порой забытые в наши дни. Сюда же относятся детали гендерного плана, иерархии в семье . Отмечается, что фотографии из семейных фотоальбомов имеют самостоятельную научную ценность как источник важных социальных знаний . Они, как и сам фотоальбом, могут служить предметом изучения для социолога или антрополога .

Примечания

  1. Гришкова А. А. от 7 декабря 2020 на Wayback Machine // Наука. Общество. Государство. 2016. Т. 4, №4.
  2. Беньямин В. Краткая история фотографии. / Ромашко С. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. C. 10.
  3. Левашов В. Лекции по истории фотографии. 2-е изд. / Ельшевская Г. – М.: Тримедиа Контент, 2014. - Лекция 1. С. 29.
  4. Максимова А. В., Мисюра-Аладова К. А., Богданова Ю. А. от 23 сентября 2020 на Wayback Machine / Васильева Е. А. – СПб.: Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, 2013. С. 6.
  5. Зайцева И.А. Изображение и память: опыт культурологической интерпретации семейного фотоальбома. // Сборник трудов конференции «Национальное культурное наследие России: региональный аспект. Самара, 29 марта 2018 года.» – Самара: Самарский государственный институт культуры, 2018.
  6. Платонова А., Никифорова К., Аносова А. от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  7. Стрельникова А. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine
  8. Круткин В. Л. Антропологический смысл фотографий семейного альбома. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8, №1. С. 171 – 178
Источник —

Same as Семейный фотоальбом