Interested Article - Процесс Липпмана

Цветной снимок, сделанный методом Липпмана

Процесс Липпмана (другое название интерференционная гелиохромия ) — технология цветной фотографии , основанная на прямой регистрации спектрального состава излучения. Для этого фиксируется картина распределения стоячих волн , образующихся в толстой фотоэмульсии в результате интерференции света . Первый цветной снимок был получен Габриэлем Липпманом с помощью этого процесса в 1891 году , а годом позднее результаты успешных опытов продемонстрированы в Парижской академии наук .

Физический принцип

В отличие от обычных цветных процессов, основанных на трёхцветной теории Максвелла , в процессе Липпмана не требуется цветоделение и обратный синтез цвета из трёх частичных изображений. Запись цветовой информации об объектах съёмки происходит напрямую, за счёт интерференции световых волн внутри желатиносеребряного светочувствительного материала с толстой панхроматической эмульсией . Последняя помещается на зеркальной поверхности, полностью отражающей падающий на неё свет обратно в светочувствительный слой. В качестве такой поверхности использовался слой ртути, наливаемый между фотопластинкой и стенкой специальной кассеты . Интерференция падающего и отражённого световых потоков приводит к образованию стоячих волн в эмульсионном слое. После лабораторной обработки в фотоэмульсии образуются микроскопические слои металлического серебра, соответствующие расположению стоячих волн, зависящему от спектрального состава экспонирующего излучения . Толщина слоёв составляет половину длины волны экспонирующего излучения, поэтому разрешающая способность фотоэмульсии должна быть очень высокой . Размер микрокристаллов серебра первых липпмановских пластинок не превышал 0,04 микрона .

При освещении проявленной пластинки белым светом происходит интерференционное выделение света той длины волны, которая и создала соответствующее распределение почернений. Другими словами, эффективно отражаются только волны той же длины, что и у экспонирующего света, а все остальные ослабляются или гасятся. Поэтому спектральный состав излучения, отражаемого проявленной фотопластинкой, полностью совпадает со спектральным составом света, попавшим на неё в момент съёмки . При этом позитивное изображение образуется непосредственно в фотоматериале, на который производилась съёмка. Цветопередача, получаемая в результате процесса Липпмана, является физически точной (или «спектрально точной») в отличие от других способов цветовоспроизведения, основанных на метамерии человеческого зрения, и способных обеспечивать лишь физиологическую точность. В общей теории своего процесса, за которую в 1908 году был удостоен Нобелевской премии по физике , Липпман фактически доказал, что при интерференции происходит обратное преобразование Фурье .

Достоинства и недостатки

Липпмановский метод цветной фотографии обеспечивает точность цветопередачи, достаточную даже для спектрометрии излучения объекта съёмки. Однако, специальные беззернистые эмульсии, необходимые для регистрации волновой картины, обладают очень низкой светочувствительностью , требуя длинных выдержек даже на ярком солнечном свете. Рассматривание готового снимка также сопряжено с определёнными трудностями, поскольку изображение различимо только под определённым углом, как у дагеротипа . Кроме того, тиражирование липпмановских фотографий в оригинальном виде невозможно, что делает их непригодными для использования в издательском бизнесе. Каждая фотопластинка уникальна и увеличение или уменьшение размеров изображения также недоступны. Позднее незначительно видоизменённая версия процесса использовалась для цветной голографии по методу Юрия Денисюка . Современные энтузиасты альтернативных фотопроцессов используют технологию Липпмана, создавая цветные снимки на беззернистых голографических фотопластинках .

См. также

Примечания

  1. , с. 19.
  2. , с. 41.
  3. , с. 162.
  4. , с. 6.
  5. , с. 61.
  6. , с. 7.
  7. , с. 21.
  8. , с. 403.

Литература

  • В. И. Власенко. Глава III. Интегральная фотография // Техника объёмной фотографии / А. Б. Долецкая. — М. : «Искусство», 1978. — С. 36—66. — 102 с. — 50 000 экз.
  • О. Ф. Гребенников. Глава IV. Запись и воспроизведение цветного изображения // Основы записи и воспроизведения изображения / Н. К. Игнатьев, В. В. Раковский. — М.,: «Искусство», 1982. — С. 162—201. — 239 с.
  • К. А. Занин. // «Мир техники кино» : журнал. — 2015. — № 4 (9) . — С. 18—24 . — ISSN .
  • Е. А. Иофис . / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. —404. — 447 с.
  • Г. Колфилд. = Handbook of Optical Holography (англ.) / С. Б. Гуревич. — М. : «Мир», 1982. — Vol. 1. — 376 p.
  • Максим Томилин. Из истории цветного фотопроцесса // « Советское фото » : журнал. — 1982. — № 7 . — С. 41—42 . — ISSN .
  • Р. В. Г. Хант. Цветовоспроизведение / А. Е. Шадрин. — 6-е изд.. — СПб. , 2009. — 887 с.
  • Хюбль А., Гребе Л., Уолл Э. Цветная фотография. — М.,: Гизлегпром, 1933.

Ссылки

  • (англ.) ;
  • ;
  • ;
  • ;
Источник —

Same as Процесс Липпмана