Девизная лента
- 1 year ago
- 0
- 0
«Тарта́новая лента» ( «Ленточка из шотландки » ; англ. The Tartan Ribbon ) — первое в истории достоверное цветное фотографическое изображение , полученное Джеймсом Клерком Максвеллом по методу тройной экспозиции и продемонстрированное им в ходе лекции на тему особенностей цветового зрения в лондонском Королевском институте Великобритании 17 мая 1861 года.
В июне 1860 года на съезде Британской ассоциации в Оксфорде Максвелл сделал доклад о своих результатах в области теории цветов, подкрепив их экспериментальными демонстрациями с помощью цветового ящика. Позже в том же году Лондонское королевское общество наградило его медалью Румфорда за исследования по смешению цветов и оптике . 17 мая 1861 года на лекции в Королевском институте на тему «О теории трёх основных цветов» Максвелл представил ещё одно доказательство правильности своей теории — первую в мире цветную фотографию, идея которой возникла у него ещё в 1855 году . По просьбе Максвелла изобретатель однообъективной зеркальной камеры сфотографировал завязанную узлом ленту из шотландской ткани с традиционным клетчатым ( тартановым ) орнаментом последовательно через зелёный, красный и синий фильтры — растворы солей различных металлов. После освещения негативов (ныне хранящиеся в доме-музее Максвелла в Эдинбурге ) через те же фильтры была получена полноцветная проекция снимка.
Как было показано спустя почти сто лет сотрудниками фирмы Eastman Kodak , воссоздавшими условия опыта Максвелла, имевшиеся фотоматериалы не позволяли продемонстрировать цветную фотографию и, в частности, получить красное и зелёное изображения. По случайному совпадению полученное Максвеллом изображение образовалось в результате смешения иных цветов — волн в синем диапазоне и ближнем ультрафиолете . Тем не менее, в опыте Максвелла содержался верный принцип получения цветной фотографии, использованный спустя многие годы, когда были открыты светочувствительные красители .
В строгом смысле слова демонстрация Максвелла, основанная на аддитивном методе цветового синтеза и представлявшая собой три тщательно сведённые диапроекции, не являлась отдельным фотографическим снимком. Первые достоверные цветные фотоизображения, закреплённые на материальном носителе, были получены французскими изобретателями Луи Артюром Дюко дю Ороном и Шарлем Кро в конце 1860-х годов.
Попытки воспроизвести изображение по методике Максвелла и Саттона, предпринятые в 2022—2023 годах, показали, что эффект был обусловлен скорее использованием в сочетании с вариацией времени экспозиции, нежели цветных фильтров .