Газовая камера
- 1 year ago
- 0
- 0
Пленопти́ческая ка́мера (от лат. , полный + др.-греч. ὀπτικός , зрительный ), также ка́мера светово́го по́ля — цифровой фотоаппарат или цифровая видеокамера , фиксирующие не распределение освещённости в плоскости действительного изображения объектива , а создаваемое им векторное поле световых лучей ( световое поле ). На основе картины светового поля может быть воссоздана наиболее полная информация об изображении, пригодная для создания стереоизображения , фотографий с регулируемыми глубиной резкости и фокусировкой, а также для решения различных задач компьютерной графики .
Впервые регистрация светового поля с помощью микролинзового растра была предложена в 1908 году Габриэлем Липпманом . Интегральная фотография таким способом записывает свет, отражённый непосредственно от снимаемых объектов, обеспечивая многоракурсное объёмное изображение. Из-за сложностей получения ортоскопического изображения и появления голографии с аналогичными возможностями, технология не получила практического применения .
В 1992 году Эдельсон и Ван расположили микролинзовый растр в фокальной плоскости обычного объектива , регистрируя световое поле в пространстве его изображений . Камера с таким устройством получила название «пленоптической», осуществив замысел авторов по созданию стереопар единственным объективом и решению проблемы параллактического несоответствия краёв снимка . Технология стала возможна благодаря появлению цифровой фотографии , преобразующей изображение за микролинзовым растром непосредственно в данные для вычисления параметров светового поля .
ПЗС-матрица находится позади растра и каждый микрообъектив строит на её поверхности элементарное изображение выходного зрачка объектива. Из-за разницы ракурсов, элементарные изображения в разных частях кадра отличаются друг от друга, неся информацию об объёме снимаемых объектов и о направлении световых пучков. При дешифровке полученной совокупности изображений создаётся виртуальная векторная модель светового поля, описывающая направление и интенсивность световых пучков в пространстве изображений объектива . В результате на основе этой модели может быть воссоздана картина распределения освещённости в любой из сопряжённых фокальных плоскостей .
Таким образом, кроме задач, непосредственно поставленных разработчиками, пленоптическая камера оказалась пригодной в совершенно неожиданном качестве, позволяя осуществлять точную фокусировку на уже готовых снимках. Для этого при дешифровке достаточно задать положение сопряжённой фокальной плоскости, в которой требуется вычислить распределение освещённости .
Более того, сложение нескольких вариантов дешифровки одного и того же снимка, «сфокусированных» на разные дистанции, позволяет получать снимки с «бесконечной» глубиной резкости при полностью открытой диафрагме . Впервые «перефокусировка» готовой фотографии осуществлена в 2004 году командой из Стэнфордского университета . Для этого была использована 16 мегапиксельная камера с массивом из 90 000 микролинз. Элементарные изображения каждой микролинзы регистрировались с разрешением около 177 пикселей . Разрешение итогового изображения соответствовало количеству микролинз и составило 90 килопикселей .
Главный недостаток такой системы — низкое разрешение итогового снимка, зависящее не от характеристик матрицы, а от количества микролинз в растре . Из-за этих особенностей разрешающая способность камер светового поля описывается не в мегапикселях , а в «мегалучах» . Более дешёвая конструкция предусматривает использование вместо массива микролинз теневого растра, состоящего из отверстий. Каждое из них работает, как камера-обскура , создавая элементарное изображение выходного зрачка со своего ракурса. Растровая маска исключает артефакты, получаемые из-за аберраций линзового растра, но снижает светосилу всей системы.
В современной практической фотографии использование камеры светового поля нецелесообразно, поскольку существующие образцы значительно уступают обычным цифровым фотоаппаратам в разрешающей способности и функциональности. Так, для получения конечного изображения разрешением всего 1 мегапиксель требуется фотоматрица , содержащая как минимум 10 мегапикселей . При этом, реализация сквозного электронного видоискателя сопряжена с большими сложностями из-за необходимости дешифровки получаемого массива данных в реальном времени. Из-за особенностей технологии съёмка всегда ведётся при максимальном относительном отверстии объектива, исключая регулировку экспозиции при помощи диафрагмы . Существующие классические цифровые фотоаппараты оснащаются эффективным автофокусом , дающим резкие снимки при любых скоростях съёмки и более высоком качестве изображения.
В то же время пленоптические камеры отлично подходят для прикладных задач, таких как слежение за движущимися объектами . Записи с камер безопасности, основанных на этой технологии, в случае каких-либо происшествий могут быть использованы для создания информативных 3D-моделей подозреваемых . Дальнейшее совершенствование технологии может сделать её пригодной для цифрового 3D-кинематографа , поскольку исключает параллактическое несоответствие краёв кадра, и даёт возможность выбирать плоскость фокусировки на готовом изображении, упрощая работу фокус-пуллера .
Лабораторией компьютерной графики Стэнфордского Университета разработан цифровой микроскоп , работающий по аналогичному принципу с линзовым растром. В микрофотографии возможность регулировки глубины резкости позволяет создавать чёткие изображения без снижения апертуры . Технология уже используется в микроскопах серии «Eclipse» компании Nikon .
В 2005 году студентами Стэнфордского университета на основе зеркального фотоаппарата « Contax 645» была создана камера, работающая по таким принципам. Перед матрицей цифрового задника была установлена пленоптическая насадка, состоящая из множества микролинз . Исследователь фотографии светового поля Рен Энджи ( англ. Ren Ng ) на основе этой работы написал диссертацию, а в 2006 году основал проект Lytro (первоначальное название Refocus Imaging ),
чтобы к концу 2011 года создать конкурентоспособную камеру [светового поля], доступную по цене для потребителя, которая умещалась бы в кармане.
В 2011 году при поддержке Стива Джобса компания объявила о приеме заказов на разработанную ею камеру, которая стала доступна в продаже в октябре того же года. При разрешающей способности 11 мегалучей камера обеспечивала физическое разрешение 1080×1080 пикселей .
Электротехнической лабораторией компании Mitsubishi разработана камера светового поля «MERL», основанная на принципе оптического гетеродина и растровой маски, расположенной перед фотоматрицей. Любой среднеформатный цифровой задник может быть трансформирован в пленоптический простой установкой такой маски перед штатным сенсором . При этом из-за принципиальных отличий маски от линзового растра удаётся избежать снижения разрешающей способности.
Компания Adobe Systems разработала альтернативный проект камеры, работающей на иных принципах. Устройство снимает на 100-мегапиксельную матрицу одновременно через 19 объективов, сфокусированных на различные дистанции. В результате на 19 участках матрицы размером 5,2 мегапикселей каждая, получаются отдельные изображения объекта съёмки с разной фокусировкой. Дальнейшая обработка массива данных позволяет выбрать изображение с нужной фокусировкой или совместить разные для расширения глубины резкости . Более того, система позволяет создавать трёхмерные фотографии , абсолютно резко отображающие объекты, находящиеся на любых расстояниях, комбинируя резкие участки разных «слоёв» снимка. Компания Nokia инвестирует в разработку миниатюрной пленоптической камеры с линзовым растром из 16 ячеек .
В апреле 2016 года анонсирован выпуск цифровой кинокамеры «Lytro Cinema» с физическим разрешением матрицы 755 мегапикселей . Разработчики утверждают, что новая камера стоимостью 125 тысяч долларов избавляет от необходимости использования технологий блуждающей маски и хромакея , поскольку возможно послойное разделение изображений, находящихся на разных расстояниях от камеры . Кроме того, снятые камерой видеоданные формата lpf пригодны для создания как «плоских» кинокартин 2D, так и стереофильмов 3D . Главным достоинством «Lytro Cinema» считается возможность отказа от профессии фокус-пуллера , неустранимые ошибки которого неизбежны при любой квалификации. Фокусировка на сюжетно важные объекты съёмки может быть выполнена на уже отснятом материале с высокой точностью и произвольной скоростью перевода .