Interested Article - Образ (философия)

Образ форма репрезентации чего-либо. В философии образ обладает множеством частных смыслов в зависимости от особенностей того или иного философского учения.

История понятия

Русское слово «образ» (ср. нем. Bild ) происходит от глагола «образовывать» (ср. нем. Bildung : образование ) или «создавать», поэтому оно имеет значение единицы содержания и его аналогом могут выступать такие категории древнегреческой философии как идея , эйдос , форма или гештальт из немецкой традиции. Эта традиция толкования переходит и в средневековую религиозную философию, где образ Бога ( лат. imaginem Dei ; нем. Bilde Gottes ; Быт. ) выступает как проекция той сущности, которая составляет существо человека. В новоевропейской философии образ ( англ. Image ) приобретает гносеологическое измерение и приобретает значение единицы опыта как элемент воображения . В Повести временных лет часто говорится об образе как синониме несобственного внешнего вида или облика: «во образѣ медвѣжьи », «вь образѣ Федосьевѣ», «вь образѣ Исусъ Христовѣ » или «образѣ звѣриномъ », причем понятие образа (который является) сближается с понятием видения и феномена .

Образ и идея

В Критике способности суждения Кант описывает образы искусства ( Gestalten ) как выражение в пространстве эстетических идей. В этом отношении идея выступает как прообраз ( Urbild ), а её выражение именуется Nachbild

Образ и вещь

Русский философ Николай Бердяев противопоставлял образ и вещь . Либо образ формируется на основе вещи, либо образ становится основой для создания вещи (как первообраз, прототип или архетип , нем. Urbild ) — в любом случае между образом и вещью устанавливается отношение изоморфизма . Своеобразие образа заключается в том, что он есть нечто субъективное, идеальное и не существует сам по себе вне отношения к вещи (в противном случае он превращается в фетиш ), однако образ объективен по своему содержанию в той мере, в какой он верно отражает вещь. Но образ объекта никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений: оригинал богаче своей копии.

Образ и символ

Гегель полагал, что образ является неотъемлемым компонентом символа . Вторым компонентом является смысл. Отсюда образ — выражение смысла .

Сходной позиции придерживался С. С. Аверинцев :

Всякий Символ есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, Символ ); но категория Символ указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла , нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного

Образ и изображение

Поскольку существуют «визуальные образы», то само понятие образа не подразумевает его зримости. Изображение и образ не совпадают, мы можем уничтожить изображение, но это невозможно сделать с образом, который может по-прежнему нас воодушевлять или угнетать.

Классификация

А. Менегетти выделяет несколько уровней образа:

  1. Чувственно-видимый
  2. Психологический
  3. Фантазия
  4. Метафизический

Примечания

  1. . Дата обращения: 6 июня 2012. 13 апреля 2013 года.
  2. . Дата обращения: 19 мая 2012. 27 декабря 2013 года.
  3. . Дата обращения: 19 мая 2012. Архивировано из 1 июня 2012 года.
  4. . Дата обращения: 29 мая 2012. 5 марта 2016 года.
  5. Аверинцев С. С. Символ

Исследования

  • Макейчик А. А. — Л., 1984. — дисс. на соиск. уч. степени к.ф.н. по спец. — 09.00.01 — Диалектический и исторический материализм.

Ссылки

  • ( Новая философская энциклопедия )
Источник —

Same as Образ (философия)