Феноменологическая психология
- 1 year ago
- 0
- 0
Феноменологическая редукция — одно из центральных понятий феноменологии Гуссерля , связанное с процессом освобождения сознания от натуралистической установки . Истоки этой практики можно обнаружить в радикальном сомнении Декарта . Феноменологическая редукция дословно означает редукцию вещей к феноменам и заключению в скобки обсуждения их реального статуса. Этот переход от естественной установки к трансцендентально-феноменологической Гуссерль называет «коперниканским переворотом» .
Феноменологическая редукция производится наряду с эпохе — воздержанием от предварительных суждений о реальном мире.
«Феноменологическая редукция» в целом — совокупность различных редукций: феноменолого-психологической , эйдетической и трансцендентальной . Феноменолого-психологическая и эйдетическая редукции позволяют осуществить поворот от восприятия мира в естественной установке к сосредоточению на самих переживаниях сознания, а затем и перейти от рассмотрения переживаний в их индивидуальности к усмотрению их сущностей . Далее трансцендентальная редукция открывает чистое сознание : эмпирические компоненты сознания выносятся за скобки, существование эмпирического субъекта и феномены его психической жизни перестают быть предметом внимания. Обнаруживается ноэтико - ноэматическая структура сознания.
В естественной установке вещи даны мне как существующие вне моего сознания, в пространстве и времени. Я вижу их не как образы, находящиеся в моём сознании, а как трансцендентную моему сознанию физическую действительность. Переходя от восприятия мира (в естественной установке ) к сосредоточению на самих переживаниях сознания (в рефлексии ), мы получим возможность осуществления феноменологической редукции .
Рефлексия — это «поворот взгляда — от чего-либо сознаваемого к сознанию такового»: от воспринимаемого в естественной установке предмета к акту восприятия (т.е от предмета, находящегося там , в пространстве, — к предмету как восприятию предмета, находящемуся в сознании) , от того, о чём судится в суждении, к значению этого суждения в логическом смысле , и т. п. Таким образом, в рефлексии переживание сознания само становится интенциональным предметом.
Рефлексия — это имманентно направленные акты, то есть такие, «что их интенциональные предметы… принадлежат к тому же потоку переживаний, что и они сами» .
Совершая феноменолого-психологическую редукцию, мы выключаем естественную установку : как бы заключаем в скобки мир, вещи в естественной установке, воздерживаемся от суждения об их физическом, «пространственно-временном существовании здесь», «от принятия решения о бытии или небытии мира» — и направляем взор не на воспринимаемое, а на само восприятие (феномен, переживание сознания). Происходит редукция трансцендентного «к чисто психическому»; «является не [внешний] мир или часть его, но „смысл“ мира» . Если в естественной установке осознавался интенциональный предмет, трансцендентный акту, то теперь внимание переносится на акт, в котором он является. Мы не живём в интенциональных актах, не растворяемся в них, а рефлектируем относительно них. Теперь не имеет значения «реальное существование», то есть не окажется ли наблюдаемое галлюцинацией, иллюзией и т. п., — феноменологический состав восприятия от этого не зависит. Мы рассматриваем восприятие красного цвета, а не сам этот трансцендентный воспринимаемый цвет, присущий реальному предмету.
Иными словами, мы совершаем феноменологическую эпохé (эпохé — воздержание от суждения, которое «совмещается с непоколебленной или даже непоколебимой — ибо очевидной — убежденностью» в его истинности). Мы не отбрасываем присущее феномену (переживанию сознания) указание на существование действительной вещи, но лишь воздерживаемся от суждения об этом и ограничиваемся самим феноменом, а это указание рассматриваем как его часть .
Я смотрю на всё как бы во сне, в грёзах: внешнего пространственно-временного мира нет, остались только переживания как факты моего сознания, «„состояния“ такого-то человеческого „я“, в смене которых изъявляют себя тождественные психические свойства человека». То есть я продолжаю существовать как конкретная душа, эмпирический субъект, в сознании которого имеют место причинно связанные друг с другом конкретные переживания (как конкретные факты, а не как сущности ), — хотя и как бы при отсутствии внешнего мира, а значит, и при отсутствии собственного тела.
При осуществлении феноменолого-психологической редукции «выключению» подлежат и все науки о природе, а также науки о духе (поскольку они все также основаны на естественной установке).
Эйдетическая редукция — очистка феноменов сознания от фактичности . Проведение феноменолого-психологической редукции очистило феномены от внешней реальности, превратив их в переживания сознания, однако они остались фактами сознания, реальностями сознания. В модусе же эйдетической редукции «мы можем пренебречь фактической стороной наших феноменов и использовать их только как „примеры“» . Иначе говоря, переживания сознания берутся не как данные конкретные явления, существующие в данный момент времени, а как таковые , как вневременные сущности , «просто как пример определённой почвы для идеации » . «Феноменологическая редукция открывает феномены действительно внутреннего опыта; эйдетическая редукция — сущностные формы сферы психического бытия» . «Становится явной типическая особенность любого психического факта» .
Итак, эйдетическая редукция — это переход при рассмотрении переживаний сознания от экзистенции к эссенции, от фактов к их сущностям (эйдосам), усматриваемым в идеации .
Чистая феноменология «имеет дело исключительно с переживаниями, постигаемыми в интуиции и анализируемыми в чистой сущностной всеобщности, но не с эмпирическими апперцепируемыми переживаниями как реальными фактами, то есть переживаниями переживающих людей или животных в являющемся мире, положенном как факт опыта» .
После феноменолого-психологической редукции, «выключившей» естественную установку , внешнего мира для нас больше нет, мы ограничены внутренним опытом, полем сознания, оно стало нашей «действительностью». Необходимо сделать теперь само сознание (cogito), его содержания предметом исследования: тот удивительный факт, что я что-то сознаю, переживаю, даже независимо от того, соответствует ли этим переживаниям некая действительность. Нужно проделать теперь с самим сознанием (как сознанием эмпирического субъекта) то же, что ранее с естественным внешним миром. .
Феноменолого-психологическая редукция, даже вместе с эйдетической, ещё ограничена реальным миром (как смысловым горизонтом "внутреннего" опыта субъекта, поскольку субъект психической жизни по-прежнему мыслится как часть этого мира). Трансцендентальная же редукция (альтернативные термины: трансцендентально-феноменологическая редукция; трансцендентальная эпохé) ставит вопрос о том, что вообще есть сознание и реальный мир, «проявляющийся» в сознании. Этот вопрос также охватывает и бытие любого идеального мира (мира сущностей ) и его «бытие-для-нас». Сущности, хотя и не являются частью реальности, воспринимаемой в естественной установке, тем не менее так же чужды, трансцендентны непосредственному составу сознания, как и реальные вещи .
Факты внутреннего опыта и «психологическое Я», оставшиеся после феноменолого-психологической редукции, также оказываются частью мира, трансцендентного по отношению к трансцендентальному Я . Теперь же мы выключаем не только внешний мир, но и внутренний, то есть эмпирическую субъективность.
«Трансцендентальная редукция может рассматриваться как продолжение редукции психологического опыта. Универсальное достигает теперь следующей стадии. Отныне „заключение в скобки“ распространяется не только на мир, но и на сферу „душевного“. Психолог редуцирует привычный устойчивый мир к субъективности „души“, которая сама составляет часть того мира, в котором она обитает. Трансцендентальный феноменолог редуцирует психологически уже очищенную субъективность к трансцендентальной, то есть к той универсальной субъективности, которая конституирует мир и слой „душевного“ в нём».
— Гуссерль Э. Феноменология: [Статья в Британской энциклопедии]. §3
Трансцендентальная редукция обнаруживает не только «бесплотное», но и «бездушное» сознание, то есть не конституирующее «эмпирического „я“-субъекта» так же, как вещные переживания конституируют интенциональные предметы . Сознание теперь берётся не как психические переживания некоего живого существа, «составляющие душевной жизни человека», «„состояния“ такого-то человеческого „я“, в смене которых изъявляют себя тождественные психические свойства человека», а как «абсолютные», «чистые переживания», «чистое, или трансцендентальное» (абсолютное, трансцендентально чистое) сознание — сознание в себе самом, полностью очищенное от реальности . Остаётся «чистое переживание акта» и чистое «Я» — происходит переход от эмпирического сознания и эмпирического «Я» к чистому сознанию и чистому «Я» . Бытие трансцендентального ego и его cogitationes (взятых, разумеется, как сущности) — аподиктическая очевидность, которая не могла быть обнаружена до трансцендентальной редукции, так как не является частью объективного мира . «Таким образом, в действительности естественному бытию мира — того, о котором я только и веду и могу вести речь, — в качестве самого по себе более первичного бытия предшествует бытие чистого ego и его cogitationes . Естественная почва бытия по своей бытийной значимости вторична, она всегда предполагает трансцендентальную» .
Таким образом, трансцендентальная редукция вскрывает ноэтико - ноэматическую структуру сознания. На месте воспринимаемого в естественной установке мира теперь — в чистом сознании — остаётся его смысл (ноэма). «Трансцендентальная редукция совершает εποχή касательно реальности, — однако к тому, что сохраняет она от действительности, принадлежат ноэмы с заключенным в них ноэматическим единством, а тем самым и тот способ, каким именно сознается и в специфическом смысле дается реальное в сознании» .
Осуществляя феноменологическую редукцию, мы «выключаем» всё трансцендентное по отношению к чистому сознанию, за исключением некоторых сущностей и чистого «я» .
Трансцендентны сознанию: