Фишер, Дженна
- 1 year ago
- 0
- 0
Петер Фишер Старший ( нем. Peter Vischer der Ältere , 1455 , Нюрнберг , Средняя Франкония — 7 января 1529 , Нюрнберг , Средняя Франкония ) — немецкий мастер-литейщик и чеканщик эпохи Северного Возрождения . Наиболее известный представитель знаменитой семьи потомственных мастеров художественных ремёсел в Нюрнберге .
Глава семьи — Герман Фишер Старший (? — 1488), вероятно прибывший в Нюрнберг с Нижнего Рейна или из Нидерландов, прославился бронзовой купелью для церкви Святой Марии в Виттенберге . В 1453 году он стал бюргером Нюрнберга и основал мастерскую по литью изделий из латуни (в то время в Германии бронзу особенного сплава именовали латунью ). Его сын Петер Фишер Старший, в 1488 году унаследовал отцовскую мастерскую. Петер Фишер был трижды женат. Первый брак был заключён не позднее 1485 года, с Маргаретой Гросс, от которой у Петера было три сына: Герман (1486—1517), Петер Младший (1487—1528) и Ганс (1490—1550). Вторую супругу звали Доротея (? — 1493), третью — Маргарита (? — 1522). Всего у Петера Фишера Старшего было пятеро сыновей, младшие — Пауль и Якоб (? —1531). Все они работали в литейной мастерской отца. Наследовал и продолжил в 1529 году литейное производство и семейные традиции его третий сын Ганс Фишер .
«Славу семейной мастерской преумножили» внуки Германа Фишера Старшего — Герман Младший, Петер Младший и Ганс Фишер . Они расширили круг заказов, выпуская множество разнообразных изделий для заказчиков из Саксонии, Пруссии, Польши, Швеции: надгробные плиты, рельефы, купели, реликварии , в том числе архитектонические, медали и плакетки , подсвечники, чернильницы, паникадила, шкатулки, табакерки. Мастера семьи Фишер, как правило, работали по деревянным моделям других резчиков-скульпторов. Однако постепенно из-за возрастающей конкуренции со стороны итальянских мастеров их мастерская теряла своё значение. В 1549 году Ганс Фишер навсегда уехал из Нюрнберга, оставив в мастерской своего сына Георга.
В 1571—1600 годах в Нюрнберге также был известен ювелир и златокузнец ( нем. goldschmied ) Адам Фишер. Известны и другие мастера, вероятно, родственники предыдущих .
Петер Фишер впервые упоминается как член гильдии златокузнецов Нюрнберга в 1488 году, в 1489 году включён в официальный список мастеров. В 1493 году стал владельцем отцовского дома. В 1494 году совет города Нюрнберга рекомендовал Петера Фишера и скульптора-резчика Симона Лайнбергера для работ в Гейдельберге при дворе пфальцграфа Филиппа (1448—1508). С 1505 года мастер занимал дом на Лоренцштрассе в Нюрнберге, в следующем году приобрёл соседнее здание и устроил в нём литейную мастерскую. В 1511 году городской совет Нюрнберга выбрал Фишера и Альбрехта Дюрера для работ по реконструкции «Прекрасного источника» ( Schöner Brunnen , 1385—1396) на рыночной площади. В 1518 году Петера Фишера избрали в Большой совет города Нюрнберга .
В ранний период своего творчества Петер Фишер создавал преимущественно детали фигурных надгробий, отливал скульптуры, в которых сочетались готические и ренессансные элементы. Для своих литейных работ мастер использовал рисунки и модели, происхождение которых по большей части не установлено. Среди таких изделий выделяется латунная станина надгробия архиепископа Эрнста II Саксонского в Магдебургском соборе , завершённого в 1495 году. Автором модели статуи самого архиепископа, вероятно, является резчик круга выдающегося немецкого скульптора Фейта Штосса . После 1500 года Фишер часто работал совместно с Фейтом Штоссом. Тем не менее вполне очевидно, что он не был художником-скульптором, а выполнял функции мастера-литейщика, о чём свидетельствует прежде всего то обстоятельство, что для разных проектов он часто использовал одни и те же модели, в том числе доставшиеся ему ещё от отца. В произведениях Фишера «нет эволюции, нет развития, нет характера творца. В результате разные исследователи приписывают ему различные части раки Святого Зебальда» .
«Грандиозным памятником всех времён остаётся, пожалуй, незавершённое надгробие императора Максимилиана в придворной церкви в Инсбруке — совместная работа многих немецких мастеров», в том числе Фишеров. Преждевременная кончина императора Максимилиана в 1519 году помешала осуществлению грандиозного проекта с большим количеством статуй, превышающих рост человека, фигур святых апостолов и бюстов придворных, «свидетельствующего об исключительности предприятия и смелости замысла» . Для этого надгробия Петер Фишер выполнил две статуи — королей Артура и Теодориха (1512—1513). Автор моделей этих статуй не установлен" .
В 1391—1397 годах нюрнбергский ювелир Фриц Хабельсхаймер выполнил реликварий для останков небесного покровителя города Святого Зебальда . В 1488 году было решено соорудить для реликвария достойную раку и поставить её в хоре церкви Святого Зебальда. К счастью, сохранился чертёж того времени, хранящийся в Венской Академии изобразительных искусств . Высота раки по чертежу должна была составить 1,8 м (планировалась высота 12 м, но этот вариант не был выполнен). Работы начались в 1508 году и продолжались с перерывом два года (1512—1514) до 1519 года (на цоколе сооружения есть памятные надписи с датами), при этом начальный замысел был изменён.
По композиции сооружение представляет собой подобие прямоугольной в плане капеллы с арочными навершиями, окружённой множеством готических фиал и статуями святых на колонках под балдахинами . Общая высота 4,7 м. Сооружение отлито из бронзы в основном по деревянным моделям (мелкие фигуры по глиняным и, «на итальянский манер», по восковым) и составлено из разных частей. Сквозь проёмы арок виден сам архитектонический реликварий. Важную роль на заключительном этапе работы сыграли побывавшие в Италии сыновья Петера Фишера. Герман был создателем архитектурного каркаса балдахина, а Петер Фишер Младший выполнил большую часть скульптурного декора .
Иконографическая программа сооружения разработана под воздействием немецкого ренессансного гуманизма, поэтому в композицию включены как библейские, так и античные персонажи. Рельефы цоколя включают аллегорические фигуры, изображения фантастических существ: морских божеств, Сциллы и Харибды , тритонов, наяд, дельфинов, сатиров и драконов, а также путти . Четыре угла сооружения занимают герои древности — Тесей, Самсон, Геркулес и Нимрод. Посередине каждой из сторон размещены олицетворения христианских добродетелей (во многих деталях этих изображений очевидны итальянские влияния).
В среднем регистре по краю постамента — сцены из жизни Святого Зебальда и сотворённые им чудеса. По периметру раки на тонких колонках установлены фигуры святых апостолов, создание Петера Фишера Младшего. На уровне арок балдахина помещены изображения пророков. Внизу, на торцовых сторонах в неглубоких нишах — фигуры Святого Зебальда и Петера Фишера Старшего в рабочем платье. Мастер изображён в шапке, кожаном фартуке и сапогах со своими рабочими инструментами. Это памятное изображение, возможно сделанное сыном мастера Петером Фишером Младшим. Во всём этом странном многообразии, сочетаниях разнородных тем и мотивов «чувствуется какая-то ренессансная беззаботность», жизнелюбие, намерение создать нечто торжественное и радостное, но также «вступающее в конфликт, с церковным окружением» .
Гипсовые слепки «Раки Святого Зебальда» имеются во многих знаменитых музеях, в том числе во «Дворике слепков» (Cast Courts) Музея Виктории и Альберта в Лондоне и в московском Музее изобразительных искусств .
В честь Петера Фишера Старшего в 1999 году был назван открытый немецкими астрономами астероид . Именем скульптора названы улицы в Нюрнберге, Эрлангене, Берлине и Амберге, также школы в Дортмунде и Нюрнберге. Бюст П. Фишера установлен в почётном зале мемориала « Вальхалла ».