Феничель, Хуго
- 1 year ago
- 0
- 0
Ху́го Ди́стлер ( нем. Hugo Distler ; 24 июня 1908 , Нюрнберг — 1 ноября 1942 , Берлин ) — немецкий композитор, виднейший представитель евангелической хоровой и органной музыки XX столетия .
Внебрачный сын швеи, Хуго Дистлер после отъезда матери в США (в связи с замужеством) был передан на воспитание дедушке и бабушке . В детстве обучался игре на фортепиано, но обучение было прервано из-за финансовых проблем .
По окончании средней школы в 1927 году Дистлер поступил в Лейпцигскую консерваторию , которую окончил в 1931 году ; учился у К. А. Мартинссена по классу фортепиано и у Г. Грабнера — композиции. Там же, в Лейпциге, в Институте церковной музыки, Дистлер овладел игрой на органе под руководством Гюнтера Рамина , органиста церкви Св. Фомы (Thomaskirche) .
С 1931 года Дистлер служил органистом и регентом в церкви Св. Иакова в Любеке ; одновременно он возглавил Любекский камерный оркестр . В 1932 году Дистлер создал два мелодически и ритмически оригинальных хоровых произведения — «Немецкую хоровую мессу» и «Маленькую музыку на адвент» .
Евангелическая церковная музыка оказалась в немилости у национал-социалистов : в 1933 году Дистлеру вместе с другими церковными композиторами в специальном заявлении пришлось отстаивать своё право не ориентироваться на классику и романтику , как того требовали идеологи НСДАП . На протяжении 30-х годов признанию творчества Дистлера постоянно сопутствовали и нападки со стороны национал-социалистов: его «Песня о колоколе» была названа «негроидной музыкой», а за сочинённый в 1936 году Концерт для клавесина он был обвинён в «культур-большевизме» .
С 1937 года Дистлер преподавал игру на органе и композицию в Штутгартской высшей школе музыки , где также руководил хором. В 1939 году на фестивале хоровой музыки в Граце «ошеломляющий» успех имели его сочинения «Новый хоровой песенник» (1938) и «Мёриковский хоровой песенник» (1939, на стихи Э. Мёрике ) . С 1940 года Дистлер преподавал контрапункт в Берлинской высшей школе музыки ; среди учеников — Серджиу Челибидаке . В 1942 году композитор был назначен директором Берлинского государственного и Кафедрального хоров.
В 1942 году Дистлер закончил работу на девятью мотетами «Духовной хоровой музыки»; наибольшую известность получил второй мотет — « Пляска смерти »; в двух последних мотетах Дистлер стремился открыть для церковной музыки новые тональные горизонты . В том же 1942 году его музыка была причислена нацистским режимом к вырожденческому искусству («entartete Kunst»); в октябре Дистлер получил призывную повестку на 3 ноября . Не дожидаясь назначенной даты, 1 ноября 1942 года композитор покончил с собой, отравившись газом .
В 1933 году Хуго Дистлер женился на Вальтрод Типхаус, которой годом раньше были посвящены «Немецкая хоровая месса» и «Маленькая музыка на адвент»; в браке имел троих детей .
Хуго Дистлер известен прежде всего как создатель евангелической духовной музыки. Автор многочисленных хоровых, органных и камерно-инструментальных сочинений.
В своем творчестве Дистлер исходил из стилистических особенностей старинной музыки, главным образом барокко ; вместе с тем его сочинения представляли собою новаторское переосмысление протестантской традиции . Наиболее значительные его сочинения — «Рождественская история» (Weihnachtsgeschichte) и «Хоральные страсти» ( Choralpassion nach den 4 Evangelien der Heiligen Schrift ) — возвращение к давно забытому композиторами жанру страстей .
Неприятие нацистской идеологии отразилось и в творчестве Дистлера. Так, в написанной им в 1935 году популярной «Рождественской истории» ( Weihnachtsgeschichte ) хор многократно повторяет: «Zu Bethlehem im jüdischen Lande» (К Вифлеему в земле иудейской), — Дистлер таким образом напоминал слушателям, что Иисус был иудеем .