Белорусец, Марк Абрамович
- 1 year ago
- 0
- 0
Марк Абра́мович Арнште́йн ( польск. Marek Arnsztejn , известен также под псевдонимом Анджей Марек , польск. Marek ; 2 июня 1878 , Варшава — 1942 , там же) — еврейский, русский и польский драматург , режиссёр, журналист.
Марк Абрамович Арнштейн родился в состоятельной еврейской семье, отец был фабрикантом в сталелитейном производстве. С 1897 года печатался как журналист в изданиях «Israelita» (двуязычная идиш-польская газета), «Ундзер Лэбн» ( идиш אונדזער לעבן ), «Дер юд», «Glos», «Strumien», «Южное дело», «Еврейская семейная библиотека», варшавском журнале «Сцена и спорт» . Дебютировал как драматург в 1900 году , в следующем году добился первого успеха с пьесой «Вечная песнь», которую, по утверждению «Литературной энциклопедии» , ставили в подпольных драматических рабочих кружках . Писал по-русски, на идише и по-польски. После 1905 года начал пробовать свои силы и в качестве театрального режиссёра, способствуя повышению качества игры и оформления в еврейском театре .
В 1911 — 1912 гг. работал на варшавской киностудии «Сила», близкой к Варшавскому еврейскому театру, и был наиболее известным из режиссёров этого круга . Снял по меньшей мере пять короткометражных художественных фильмов на еврейскую тему: «Хасидка и отступник», «Жестокий отец», «Ди штифтмутер» ( мачеха ), «Миреле Эфрос», «Сиротка Хася» (последние три — по пьесам Якова Гордина ).
В 1916 — 1918 гг. в России: руководил еврейским театром в Витебске , затем стоял у истоков театра « Габима » в Москве .
В 1919 — 1923 гг. работал в Нью-Йорке как драматург и художественный руководитель Еврейского художественного театра (Yiddish Art Theatre) на Второй авеню . В 1923 — 1924 гг. во главе передвижной еврейской театральной труппы гастролировал по Аргентине , Бразилии и Чили .
В 1925 — 1929 гг. — автор целого ряда инсценировок известных произведений литературы на идише в театрах Польши, из которых наибольший успех имела постановка «Голема» (по Г. Лейвику ) на сцене Варшавского цирка — как полагает современный специалист, это было важным шагом, направленным на установление диалога между еврейской и польской культурами . Соавтор (вместе с Алтером Кацизне ) сценария фильма « » ( 1937 , режиссёр Михал Вашиньский ) — по мнению известного специалиста по еврейской культуре Мирона Черненко , «вершины еврейского кино в Польше» .
Погиб в варшавском гетто . Незадолго до смерти ставил в гетто спектакли .