Interested Article - Единое

Еди́ное ( др.-греч. τὸ ἕν ) — одно из фундаментальных понятий философии и математики . Наряду с метафизикой бытия ( онтология ) можно говорить о втором типе метафизики — о метафизике единого , или генологии .

В неоплатонизме

Плотин с учениками

Термин философии неоплатонизма , обозначающий первичное божество, источник всего сущего , являющийся одновременно Благом . Согласно неоплатоникам, из Единого путём эманации происходит Нус (Ум), из которого также путём эманации рождается чувственный космос .

Неоплатонизм устанавливает иерархию бытия по нисходящим ступеням. Над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое (Благо). Оно эманирует в Ум ( νοῦς ), где происходит его дифференциация на равносущее множество идей . Ум эманирует в Душу ( ψυχή ), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный космос [ источник не указан 1111 дней ] .

Первая онтологическая субстанция этой триады, Единое — непознаваема; вторая, Ум — познаваема. Отсюда в неоплатонизме вводится дополнительное учение о числах, возникшее из переработки старого пифагореизма . Посредством этого учения трактуется и определяется необходимость эманации Единого в Ум — как первое докачественное расчленение Единого, исходящее из его природы. Это внутреннее разделение в Уме на субъект и объект означает только предельную степень самосозерцания, когда субъект знания и есть его объект.

Единое невозможно описать, так как любое описание представляет собой разграничение, определение, чем оно не является. Единое же вбирает в себя всё сущее, и не является противопоставленным чему бы то ни было.

Мир эманирует из Единого (Блага); вся совокупность вещей — ряд ступеней последовательно убывающего совершенства, исходящего из единой, все созидающей божественной первоначальной силы; мировая жизнь — возвращение созданий по тем же ступеням к Единому (Благу).

Согласно неоплатонизму, задача человека в мире — обратное движение от чувственного космоса к Единому или к Благу, слияние с Единым в экстатических состояниях. Средством к достижению такого экстаза является теургия и аскетизм .

Термин в определённой степени тождественен понятию абсолюта и монады в понимании пифагорейцев.

Изучением Единого занимается генология , термин предложен .

См. также

Примечания

  1. Гайденко П. П. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
  2. Виллер Э. от 18 октября 2016 на Wayback Machine . — СПб.: Алетейя , 2002. — 668 с. (Античная библиотека. Античная философия) ISBN 5-89329-495-5

Литература

Источник —

Same as Единое