Дежан, Жан Франсуа Эме
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан де Вене́т или де Вене́тт ( фр. Jean de Venette ; 1307 , — 1369 или 1370 , Париж ) — французский хронист и поэт; продолжатель хроники Гийома де Нанжи , один из летописцев событий начального периода Столетней войны во Франции. Настоящее имя — Жан Фийон ( фр. Jean Fillon ) .
Родился в деревне Венетт в Бовези близ Компьеня , в крестьянской семье . Год его рождения может быть установлен с достаточной точностью, так как в прологе к своей хронике он сообщает, что во время страшного голода 1315 года ему было семь или восемь лет .
Ещё в юности он был пострижен в монахи Кармелитского ордена . Проявленным в обучении прилежанием и личными способностями заслужил уважение и был избран в 1339 году приором , располагавшегося в Латинском квартале на площади Мобер, а в 1342 году — провинциалом своего ордена во Франции . Также преподавал теологию в Парижском университете и прославился как толкователь « Сентенций » Петра Ломбардского ( фр. Sentences du P. Lombard ), занимавших тогда умы богословов. Дважды, в 1354 и 1368 годах, посещал Реймс . Вёл довольно разгульную жизнь и умер в 1369 году, оставив соотечественникам два примечательных сочинения: «Роман о трёх Мариях» и продолжение хроники Гийома де Нанжи .
Его «Второе продолжение хроники Гийома де Нанжи» ( лат. Seconde Continuation de la Chronique de Guillaume de Nangis ), работу над которым он начал около 1345 года, охватывает события 1340—1368 годов . Написанное скверной латынью, оно издано было Люком д’Ашери в XI томе «Specilegium» и выгодно отличается от более ранних произведений такого рода, поскольку, вместо сухого перечня описываемых фактов, содержит элементы субъективной исторической критики. Будучи не только выходцем из народа, но и уроженцем Бовези, ставшего в 1358 году центром кровавой Жакерии , Венет оставался горячим защитником прав низших классов, бедственное положение которых представлял во всей его неприглядности.
В частности, роспуск дофином Карлом Генеральных штатов в 1356 году он считал источником всех бедствий страны, включая последующее Парижское восстание под предводительством Этьена Марселя и Жакерию (1358), и резко осуждал как виновницу всех смут развращённую знать . Однако, его демократический идеал не заходил далеко. Барщину и все другие обязанности крестьян в отношении синьоров он считал священными и неприкосновенными. Он негодовал на знать только за то, что она не выполняла своих обязанностей в отношении крестьян, то есть вместо того, чтобы охранять от иноземного нашествия и оберегать их хозяйство, справедливо взимая установленную обычаем дань, беспощадными поборами разоряла их и доводила до нищеты.
Точно так же, несмотря на то, что он считал справедливыми требования Жакерии, он не признавал за крестьянами права с оружием в руках отстаивать свои домогательства и утверждал, что только бог и король вправе вступиться за угнетённых крестьян. Это, однако, не помешало ему оплакивать все ужасы усмирения Жакерии в 1358 году и рассказывать в качестве очевидца о целых деревнях, выжженных и вырезанных в провинции Бовези.
Подобно многим хронистам своего времени, де Венет ни разу не называет себя в своей хронике по имени, отмечая лишь что он монах парижского аббатства кармелитов . В настоящее время установлено, что хроника его, найденная в одной рукописи с сочинением Гийома де Нанжи, происходящей из скриптория аббатства Сен-Дени , непосредственно с ним никак не связана и является самостоятельным произведением .