Ковальский, Мариан Альбертович
- 1 year ago
- 0
- 0
Мариа́н Ви́кторович Кова́ль (настоящая фамилия — Ковалёв ; 1907 — 1971 ) — советский композитор и общественный деятель. Народный артист РСФСР ( 1969 ). Заслуженный деятель искусств Литовской ССР ( 1954 ). Лауреат Сталинской премии первой степени ( 1943 ).
Родился 4 ( 17 августа ) 1907 года в селе Пристань Вознесения (ныне Подпорожский район Ленинградской области ) в семье агронома. В 1921—1925 годах учился в Петроградском музыкальном техникуме по классу фортепиано, в 1925—1930 годах — в МГК имени П. И. Чайковского по классу композиции (у М. Ф. Гнесина и Н. Я. Мясковского ). С 1925 года входил в Проколл (Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории), был членом Российской ассоциации пролетарских музыкантов . Участвовал в создании оратории «Путь Октября» и других произведений. Наряду с Л. Н. Лебединским и В. А. Белым в конце 1920-х и начале 1930-х годов был одним из зачинщиков травли А. В. Мосолова , охарактеризовал его хоровое сочинение «Двадцать четвёртый год» как «музыку классового врага» .
Летом 1931 года М. В. Коваль предложил Н. Я. Мясковскому тему для сочинения о переменах жизни в деревне, связанных с коллективизацией . Эту тему Мясковский воплотил в своей Двенадцатой симфонии (1932) .
В 1943 году Мариан Коваль передал присуждённую ему Сталинскую премию , 100 000 рублей, в Фонд обороны .
Член ВКП(б) с 1940 года . В 1948 году вошёл в число руководителей новосозданного СК СССР . В 1948 — 1952 годах он был редактором журнала « Советская музыка », начав свою деятельность во главе издания с публикации в трёх номерах своей статьи «Творческий путь Д. Шостаковича » — по мнению биографа Шостаковича К. Мейера , «политический донос, содержавший сокрушительную критику творчества Шостаковича в целом» : как указывает другой современный специалист,
буквально к каждому его произведению прикреплялся политический ярлык и в каждом обнаруживались «декадентские стороны». Ранние произведения, писал Коваль, «с полным основанием можно назвать отвратительными», в опере «Нос» проявились «декадентство, формализм и урбанизм», не только произведения «крупных» жанров, но даже работы в области малых форм были последовательно раскритикованы (романсы на стихи Пушкина продемонстрировали, по словам Коваля, что «Шостакович — композитор с недоразвившимся мелодическим даром»). Обвинения в «зауми», «мелодической бедности», «убожестве» и т. д. перемежались с возмущениями по поводу того, что Шостакович удостоился титула классика советской музыки .
Создал много хоровых и сольных вокальных циклов, романсов, массовых песен, фортепианных пьес, обработок русских народных песен, музыки к спектаклям и кинофильмам. Автор многочисленных статей и книги «С песней через годы» (1968). В 1956—1961 годах — художественный руководитель Русского народного хора имени М. Е. Пятницкого .
Умер 15 февраля 1971 года . Похоронен в Москве на Введенском кладбище (участок № 21).