Идея создания балета на русский национальный сюжет пришла к Сергею Прокофьеву ещё в конце
1930-х годов
во время работы над «
Золушкой
». В поисках подходящего сюжета он обратился к произведениям
Пушкина
и к «
Снегурочке
»
Островского
. Однако все эти произведения уже были использованы в качестве сюжетов другими композиторами, и Прокофьев на время отказался от этой идеи.
Через несколько лет в руки Прокофьева попала «
Малахитовая шкатулка
»
Бажова
. Под впечатлением от книги он принялся за сочинение музыки на её сюжет. Сочинением либретто занялись жена композитора Мира Мендельсон-Прокофьева и
балетмейстер
Леонид Лавровский
. В основу сюжета были положены сказы Бажова «Каменный цветок» и «Горный мастер». Некоторые сюжетные линии, в частности образ приказчика Северьяна, были позаимствованы авторами из двух других Бажовских сказов: «Приказчиковы подошвы» и «
Огневушка-поскакушка
»
.
Работая над балетом, Прокофьев изучал
уральский
фольклор
. Он использовал в своём сочинении мелодии нескольких народных песен, например, в сцене народного веселья в шестой картине и в сценах девичника Катерины. Композитор работал над новым балетом с большим воодушевлением. По воспоминаниям Леонида Лавровского, когда он однажды заехал к Прокофьеву в Подмосковье, где он имел обыкновение проводить лето, он застал композитора в чрезвычайном возбуждении
.
«Вы знаете, — крикнул он мне, — я нашёл тему Хозяйки. Вот она!». Прокофьев проиграл мне вступление к балету, дирижируя тростью, словно перед ним был целый оркестр. «Тему будут играть трубы» — сказал он
.
Музыка балета была написана композитором достаточно быстро. Начав работу
18 сентября
1948 года
, в конце
1949
он уже закончил клавир. Балет был одобрен администрацией
Большого театра
, однако работа над постановкой была начата лишь через четыре года. За это время Прокофьев переписал некоторые номера из балета заново. Первые репетиции в Большом театре состоялись
1 марта
1953 года
.
Сергей Прокофьев не дожил почти год до премьеры своего балета. Он скончался вечером
5 марта
1953 года
. Сохранились свидетельства, что в день своей смерти он работал над оркестровкой новых номеров «Каменного цветка»
.
Действующие лица
Данила,
мастер-камнерез
Катерина,
его невеста
Хозяйка Медной горы
Северьян,
барский приказчик
Огневушка-поскакушка
Обережные Северьяна
Подружки Катерины
Дружки Данилы
Купчиха
Купцы
Торговки
Скоморохи
Гармонист
Молодая цыганка
Молодой цыган
Цыгане-гитаристы
Старый цыган
Горбун
Аметисты
Самоцветы
Девушки, «неженатики», торговцы, цыгане, «драгоценные камни», народ
Либретто
По либретто М. Прокофьевой и Л. Лавровского, по мотивам уральских сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Приказчиковы подошвы» и «Огневушка-поскакушка».
Действующие лица:
Данила, Катерина, Хозяйка медной горы, Северьян, Обережные, Две девушки, Два дружка, Самоцветы, Купчиха, Купцы, 1-я торговка, 2-я торговка, Скоморохи, Молодая цыганка, Молодой цыган, Строгая цыганка, Старый цыган, Цыгане-гитаристы, Огневушка-поскакушка
.
Сцены
Молодой уральский камнерез
Данила
мечтает воплотить в малахите прелесть живого цветка. Но сколько он ни бьётся, не нравится ему чаша!
На сцене появляется
Катерина
, возлюбленная невеста
Данилы
. (Дуэт
).
Весёлое празднество в избе помолвки
Катерины и Данилы
, она прощается с подружками, начинаются танцы.
Появляется незваный гость, приказчик
Северьян
. Танцы обрываются. Он требует у
Данилы
заказанную малахитовую чашу, тот отказывается ему отдать неготовую работу.
Северьян
замахивается на
Данилу
плёткой. В этот момент сластолюбивый и подлый приказчик видит перед собой
Катерину
и хочет её обнять.
Друзья
преграждают ему путь, и
Северьян
удаляется. Веселье разладилось, гости расходятся. Уходит и
Катерина
, потому что
Данила
погружён в свои мысли о малахитовом цветке.
В его видении возникает
Хозяйка Медной Горы
, хранительница подземных сокровищ, единственная, кто знает тайну каменного цветка, который она держит в своих руках. Цветок ослепительно сияет, и
Данила
разбивает своё несовершенное творение, уходит в забытьё.
Данила
приходит в себя в заповедном месте, на Змеиной Горе. Перед ним, как призрак, то появляется, то исчезает
Хозяйка медной горы
, принимающая облик то золотой ящерицы, то прекрасной девушки. Она вводит
Данилу
в своё царство с восхитительными сверкающими самоцветами.
Данила
умоляет показать ему каменный цветок, который наконец вырастает перед ним, как символ непреходящей красоты, зачаровывая
Данилу
…
Изба Данилы. Томится
Катерина
в ожидании суженого, которого нет как несколько дней. Проведав, что
Катерина
одна,
Северьян
проникает в дом.
Катерина
замахивается серпом на приказчика, тот, зло усмехаясь, удаляется восвояси.
Катерина
решает идти на поиски
Данилы.
В чертогах Хозяйки медной горы
Данила
трудится над каменным цветком. А
Хозяйка
открывает перед ним всё новые секреты мастерства.
Ярмарка. Всеобщее веселье, пляска. Грустная
Катерина
пришла сюда в поисках
Данилы
. В окружении цыган появляется пьяный
Северьян
, он грубо хватает Катерину и пытается увести её с собой. Народ отбивает девушку, в ярости
Северьян
бросается с плёткой на толпу.
Катерина
убегает. Но она ли это?
Не
Катерина
, а какая-то другая девушка перед ним, её взгляд околдовывает
Северьяна
, он бежит за таинственной незнакомкой, а она манит его за собой и приводит к Змеиной Горке.
Северьян
стреляет, она лишь спокойно ловит пульку и бросает её к ногам приказчика, который наконец-то понимает, что перед ним —
Хозяйка Медной горы
. Он просит её о пощаде, но по воле разгневанной Хозяйки земля поглощает
Северьяна
.
Зимний лес. Поиски
Данилы
привели
Катерину
на Змеиную Горку. Она греется у костра, из которого появляется сказочное существо
Огневушка-поскакушка
(вариация).
Царство Хозяйки Медной горы.
Данила
создаёт чудесный цветок, образ которого давно жил в его мечтах. Он с восторгом показывает своё творенье Хозяйке, она умоляет не покидать её… Но сердце
Данилы
отдано
Катерине
.
Хозяйка
завораживает
Данилу
, теперь он неподвижен, подобно камню.
Следуя за
Огневушкой
,
Катерина
попадает во владения
Хозяйки
. Сердце подсказывает —
Данила
близко. Она зовёт его. По велению Хозяйки Медной Горы возникает «каменный Данила». Вдруг «Данила» исчезает и Хозяйка тоже.
Катерина
остаётся одна.
Хозяйку Медной Горы растрогала самоотверженная любовь девушки, и, освободив
Данилу
от чар, она в последний раз предлагает ему остаться в царстве. Но
Данила
, познавший силу и тайну камня, стремится передать это людям, и к своей любимой на землю родную.
Весеннее утро. Возвращение
Данилы
и
Катерины
к людям. Всеобщее ликование
.
Структура
Примерная продолжительность — 130 минут.
ПРОЛОГ
№ 1 Хозяйка Медной горы
№ 2 Данило и его труд
ДЕЙСТВИЕ 1
Картина 1
№ 3 Данило в поисках цветка
№ 4 Встреча Данилы с односельчанами
№ 5 Сцена и лирический дуэт Катерины с Данилой
№ 6 Интермедия 1. Сцена Северьяна с рабочими
Картина 2
№ 7 Хороводная
№ 8 Прощание Катерины с подружками
№ 9 Танец девушек
№ 10 Танец Данилы
№ 11 Танец неженатиков
№ 12 Приход Северьяна
№ 13 Спор о каменном цветке
№ 14 Лирическая сцена Катерины и Данилы
№ 15 Думы Данилы
Картина 3
№ 16 Хозяйка Медной горы увлекает Данилу за собой
ДЕЙСТВИЕ 2
Картина 4
№ 17 Хозяйка Медной горы показывает Даниле богатства земли
№ 18 Дуэт Хозяйки и Данилы (1-е испытание)
№ 19 Вальс алмазов и сцена (2-е испытание)
№ 20 Танец русских самоцветов (3-е испытание)
№ 21 Вальс
№ 22 Монолог Данилы и ответ Хозяйки
№ 23 Хозяйка показывает Даниле каменный цветок
№ 24 Северьян и рабочие. Предостережение Хозяйки
Картина 5
№ 25 Сцена и танец Катерины (думы о Данилушке)
№ 26 Приход Северьяна
№ 27 Где ты, Данилушка?
№ 28 Явление Хозяйки и радость Катерины
ДЕЙСТВИЕ 3
Картина 6
№ 29 Уральская рапсодия
№ 30 Интермедия
№ 31 Русский танец
Картина 7
№ 32 Цыганская пляска
№ 33 Пляс Северьяна
№ 34 Соло цыганки и общая кода
№ 35 Выход Катерины и буйство Северьяна
№ 36 Появление цыганки и сцена прирастания Северьяна к земле
№ 37 Погоня Северьяна
№ 38 Гибель Северьяна
ДЕЙСТВИЕ 4
Картина 8
№ 39 Катерина у костра
№ 40 Сцена и танец Катерины
№ 41 Катерина следует за Огневушкой
№ 42 Диалог Катерины с Хозяйкой
№ 43 Каменный Данило
№ 44 Радость встречи Катерины с Данилой (Адажио)
№ 45 Хозяйка Медной горы одаривает Катерину и Данилу
ЭПИЛОГ
Состав оркестра
Оркестр для исполнения балета состоит из следующих инструментов
:
В рамках празднования «Года Прокофьева», объявленного в России 2016 году в ознаменование 125-летия со дня рождения композитора, в Мариинском театре была возобновлена постановка Григоровича, отсутствовавшая в репертуаре с 1991 года, и её премьера состоялась 6 декабря 2016 года
.
Лавровский Л. М.
Сейф творческого дара
// С. С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания. — 2-е изд.. —
Москва
,
1961
. — С. 325.
Энтелис Л. А.
Каменный цветок
// 100 балетных либретто / Редакторы: И. В. Голубовский, А. Б. Этина, корректор В. Г. Кравченко. — 2-е издание. — Москва: Музыка, 1971. — С. 182. — 306 с. —
75 000 экз.
В тексте использованы материалы сборника «75 балетных либретто» издания 1960 года
(неопр.)
. Дата обращения: 5 октября 2012.
20 ноября 2018 года.
(неопр.)
. Государственный академический Мариинский театр. Дата обращения: 8 марта 2017.
9 марта 2017 года.
Библиография
Катонова С.
Каменный цветок
// Балеты С. Прокофьева / под общей редакцией М. Сабининой, М. Гринберга и Д. Житомирского. —
М.
: Советский композитор, 1962. — С. 22—29. — 31 с. — (В помощь слушателям народных университетов культуры. Беседы о музыке). —
25 000 экз.
Карп П. М.
, Левин С. Я.
«Каменный цветок» С. С. Прокофьева. —
Л.
, 1963.
Орешников С.
Северьян
// Алексей Ермолаев. Сборник статей. Антология. —
М.
: Искусство, 1974. — С. 220—226. — 296 с. —
25 000 экз.
Красовская В.
Каменный цветок
//
. —
СПб.
: АРБ им. А.Я. Вагановой, 2005. — С. 154—165. — 424 с. —
1500 экз.
—
ISBN 5-93010-023-3
.