Interested Article - Лютославский, Витольд

Ви́тольд Лютосла́вский ( польск. Witold Lutosławski ; 25 января 1913 , Варшава , Царство Польское , Российская империя 7 февраля 1994 , Варшава , Польша ) — польский композитор и дирижёр , один из крупнейших музыкантов XX века .

Биография

Родился в семье помещиков , сын политического деятеля (1881—1918), арестованного и убитого большевиками 5 сентября 1918 года в московской тюрьме. Витольд с шести лет учился играть на фортепиано, сочинял музыку с девятилетнего возраста ( Прелюдия для фортепиано , 1921). В 1926—1932 годах учился играть на скрипке у Лидии Кмиты. В 1932 году поступил в Варшавскую консерваторию и окончил её в 1937 году .

Надгробие Витольда Лютославского и его жены на Повонзках

В Варшавской консерватории Лютославский учился у известного российского и польского композитора, профессора Витольда Осиповича Малишевского (1873—1939), ученика Н. А. Римского-Корсакова и основателя Одесской консерватории (1913). Именно талантливый педагог Малишевский заложил основы композиторского мастерства Лютославского. Лютославский высоко ценил музыкальные произведения другого выдающегося композитора XX века — Игоря Стравинского .

Во время Второй мировой войны был мобилизован, попал в плен, но сумел бежать по пути в концлагерь . Подрабатывал в варшавских кафе вместе с Анджеем Пануфником , собирая средства для артистов, скрывающихся от нацизма (в том числе, для Владислава Шпильмана ). После 1948 года польские сталинисты , следуя ждановским курсом, обвинили Лютославского в формализме . В 1950-е годы он пришёл к серийной технике , что также вызвало неудовольствие властей. После премии ЮНЕСКО (1959) и исполнения Струнного квартета в Стокгольме (1965) к композитору приходит международное признание.

Творчество

Сочинение «Три стихотворения Анри Мишо» считается образцом хорового авангарда XX века; во II его части («Великая битва») использована коллективная 20-голосная декламация без точной фиксации музыкальной высоты; в целом это — шокирующая сонористическая картина в динамическом диапазоне от шёпота до крика, с шумовой канонадой ударных, «инфернальными» трубными сигналами, магическими возгласами «Абрах!» и т. п.

Наследие и признание

Лютославскому принадлежат четыре симфонии , концерт для оркестра, ряд камерных и вокальных сочинений, в том числе — на слова А. Мишо , Р. Десноса , К. Иллакович , Ю. Тувима и других поэтов. Он — первый лауреат Премии Гравемайера (1985, за Третью симфонию), лауреат премии имени Соннинг и премии Гердера (обе — 1967), премии Эрнста Сименса (1983), премии Киото (1993), награждён золотой медалью Королевского филармонического общества Великобритании (1987), командор французского Ордена искусств и литературы (1982), польского Ордена Белого орла (1994), почётный доктор многих университетов, включая Кембриджский .

Его произведения исполняли лучшие музыканты мира, среди которых Мстислав Ростропович , Хайнц Холлигер , Дитрих Фишер-Дискау , Анне-Софи Муттер , Дон Апшоу , Георг Шолти , Эса-Пекка Салонен , Антоний Вит , и многие другие.

Композитор и его жена похоронены на варшавском кладбище Старые Повонзки . Концерт «Аура» памяти Лютославского (1994) написал Магнус Линдберг , «Пути» для трубы (1994) — Тору Такэмицу , «Прощальную музыку» (Farewell Music) для орк. (1997) — Кшиштоф Мейер , «Épitaphe à Witold Lutosławski» (2013)  для басовой флейты, контрабаса и струнного квартета – Фарадж Караев .

С 1990 года в Варшаве проходит Международный конкурс композиторов имени Витольда Лютославского, организованный Национальной филармонией. В Польше 2013 год объявлен годом Витольда Лютославского .

Сочинения

Оркестровая музыка
  • Симфонии:
    • (1941-47)
    • (1965-67)
    • (1981-83)
    • (1988-92)
  • Симфонические вариации (1936-38)
  • Overture for Strings (1949)
  • Little Suite , for chamber orchestra (1950)
  • (1950-54)
  • ( Muzyka żałobna ), for string orchestra (1954-58)
  • Three Postludes for Orchestra (1958-63)
  • (Gry weneckie) for chamber orchestra (1960-61)
  • (1968)
  • , for 13 solo strings (1970-72)
  • Mi-parti (1975-76)
  • (1978-79)
  • , for chamber ensemble (1983)
  • Fanfare for Louisville , for woodwinds, brass, and percussion (1985)
  • , for orchestra (1986)
  • Slides , for chamber ensemble (1988)
  • Prelude for G.M.S.D. , for orchestra (1989)
  • Interlude for Orchestra (1989, to link Partita and Chain 2 )
Концертные произведения
  • , for piano and orchestra (1978, see below)
  • Dance Preludes , for clarinet and chamber orchestra (1955, see below)
  • (1969-70)
  • Grave . Metamorphoses for cello and string orchestr a (1981, see below)
  • Double Concerto for Oboe, Harp and Chamber Orchestra (1979-80)
  • . Dialogue for violin and orchestra (1984-85)
  • , for violin and orchestra (1988, see below)
  • (1987-88)
Вокальные произведения
  • Lacrimosa , for soprano, optional SATB chorus, and orchestra (1937 — surviving fragment of a Requiem)
  • Pieśni walki podziemnej (Songs of the Underground) for voice and piano (1942-4)
  • (Dwadzieścia kolęd), for voice and piano (1946, orchestrated 1984-89)
  • (Tryptyk Śląski), for soprano and orchestra (1951)
  • Children’s Songs , for voice and piano (1953, orchestrated 1954)
  • Five Songs ( Pięć pieśni do słów Kazimiery Iłłakowicz ), for soprano and piano (1957, orchestrated 1958)
  • Три стихотворения Анри Мишо , для хора с оркестром (1961-63)
  • (Woven Words), for tenor and chamber orchestra (1965)
  • (Spaces of Sleep), for baritone and orchestra (1975)
  • , for soprano and orchestra (1989-90)
Камерно-инструментальные произведения
  • Соната для фортепиано (1934)
  • Вариации на тему Паганини для 2 фортепиано (1941)
  • Народные мелодии (Melodie ludowe), 12 легких пьес для фортепиано (1945)
  • Tанцевальные прелюдии для кларнета и фортепиано (1954); oбработка для 9 инструментов (1959)
  • Bukoliki (Bucolics) for viola and cello (1952, arranged 1962)
  • String Quartet (1964)
  • Epitaph for oboe and piano (1979)
  • Grave , metamorphoses for cello and piano (1981, see above)
  • Mini Overture , for brass quintet (1982)
  • Partita , for violin and piano (1984, see above)
  • Subito , for violin and piano (1991)
Музыка к кинофильмам
  • Варшавская сюита (Warsaw Suite), 35mm documentary film (1946)

Награды

Литература

  • Lutosławski profile. — London: Chester Music, 1976.
  • Stucky S. Lutosławski and his music. — Cambridge; New York: Cambridge UP, 1981.
  • Kaczyński T. Conversations with Witold Lutoslawski. — London: Chester Music, 1984.
  • Беседы Ирины Никольской с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания. — 1995.
  • Skowron Z. Lutosławski Studies. — New York: Oxford UP, 2000.
  • Gwizdalanka D., Meyer K. Lutosławski. — T. 1, 2. — Kraków, 2003—2004.

перевод на русский: Данута Гвиздаланка, Кшиштоф Мейер : Витольд Лютославский. Жизнь и творчество

  • Пейко Н. Две инструментальные миниатюры (композиционный анализ пьес О.Мессиана и В.Лютославского // Музыка и современность. — М., 1975. — Вып. 9. — С. 262—310.
  • Раппопорт Л. Витольд Лютославский. — М.: Музыка, 1976.
  • Lutosławski's Worlds, L. Jakelski & N. Reyland (ed.), The Boydell Press, Woodbridge 2018

Примечания

  1. Witold Lutoslawski // (англ.)
  2. Witold Lutoslawski // — 2005.
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #118575465 // (нем.) — 2012—2016.
  4. . Culture.pl . Дата обращения: 25 января 2023. 25 января 2023 года.
  5. . muzcentrum.ru . Дата обращения: 16 июля 2020. 16 июля 2020 года.

Ссылки

  • (польск.)
  • (англ.)
  • (рус.)
  • (рус.)
  • (рус.)
Источник —

Same as Лютославский, Витольд